Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

суббота, июля 23, 2022

 

В 1970 году я прочел роман Джейн Остин "Гордость и предубеждение". Книга мне очень понравилась. Даже больше, чем полюбившийся с детства роман другой английской писательницы — "Джен Эйр". Поскольку Остин писала еще и с юмором. Я вообще большой любитель англоязычной литературы (то есть английской и американской, канадских и австралийских авторов я мало знаю). В отличие от франкоязычной и испаноязычной.

Так что роман этот я потом еще и перечитывал.

А много позже, уже в эпоху интернета, посмотрел экранизации. Сперва сериал 1995 года — с замечательной парой героев — Колин Ферт в роли мистера Дарси и Дженнифер Или в роли Элизабет. Колина Ферта мы тогда увидели впервые — и сразу полюбили. Потом видели и другие его замечательные работы, но в этом фильме он абсолютно на месте. А Дженнифер Или чудо как хороша в роли Элизабет, с ее постоянной смешинкой в глазах. Кстати, она очень похожа на Джейн Остин на портретах. И в итоге сериал показался вполне соответствующим оригиналу, герои на экране вполне совпадали со сложившимся при чтении представлению о них, а сделано все было с английской тщательностью и вниманием к деталям. Потом был фильм 2005 года. Там тоже была прекрасная Элизабет — Кира Найтли (хотя все-таки Или мне понравилась больше), но все дело портил мистер Дарси — его играл совершенно "деревянный" актер, любовь, конечно, зла, но все же трудно было представить себе, что такая яркая, незаурядная девушка полюбит такое пустое место. Так что фильм разочаровал. А потом, в 2016, появился совсем уж неожиданный сериал - "Гордость И Предубеждение И Зомби". Вот аннотация к сериалу:

"Эпический сказ о борьбе девушки и ее четырех сестер против заполонивших викторианскую Англию зомби. Мистер Дарси в этом варианте выступает тренером девиц, обучающим их основам выживания".

Прокрутил из любопытства первую серию, и этим ограничился.

А потом экранизации Остин просто посыпались на нас. Другие ее романы мне как-то не довелось прочесть, но мы, понятно взялись за экранизации. И были разочарованы. Довольно быстро стало понятно, что все романы Остин построены по одной схеме. Дело, видимо, в том, что самой Остин не повезло с личной жизнью. Сперва она полюбила, да замуж не вышла, поскольку ее избранник был беден и она не решилась связать с ним судьбу. А потом к ней посватался богатый человек, но и за него она не вышла, поскольку не любила, а без любви замуж идти не хотела. Так что она осталась старой девой, но постаралась осчастливить всех своих героинь. Они все влюбляются совершенно искренне, по настоящему, без всякого расчета. Просто так уж получается, что избранник героинь неизменно оказывается богат (и, понятно, хорош собой, никаких изувеченных, тем более — слепых). И героиня , преодолев различные препятствия, которые, понятно, варьируются от романа к роману, в итоге благополучно выходит замуж и, как предполагается, будет жить счастливо. Но смотреть это не очень интересно, поскольку все совершенно понятно чуть не с первого кадра.

Но на днях мы посмотрели экранизацию романа "Доводы рассудка", сделанную в 2022 году — и здесь обнаружился серьезный отход от привычной схемы. Остин в этом романе явно попыталась передать обе части своей личной жизни, обеспечив при этом хороший конец. Поначалу героиня влюбляется в бедного героя, но, поддавшись уговорам родных и близких, отказывает ему, о чем впоследствии постоянно жалеет. Потом отказывает богатому соискателю, который тут же женится на ее сестре, что, понятно, не добавляет героине счастья. То есть все как в реальной жизни у Остин. Но через 8 лет после разрыва с бедным возлюбленным он неожиданно объявляется снова, только теперь он уже богат и знаменит — он капитан флота с прекрасными перспективами. (Я, правда, не могу понять, как капитан корабля мог так уж сильно разбогатеть на свое путь даже приличное жалованье, если, конечно, не подрабатывал пиратством, но это детали.) Главное — что он возвращается в качестве теперь уже вполне приемлемого жениха — и через какое-то время, после неизбежных сложностей и конфликтов и взаимного непонимания, герои благополучно воссоединяютсяНе скажу, что финал оказался неожиданным (кроме, конечно, финального поцелуя на улице в Англии 19 века), но, во всяком случае, хоть какая-то новизна ощущалась, так что мы досмотрели фильм до конца. Поскольку снят фильм в 2022 году, в нем есть и другие неожиданности, к которым можно бы уже привыкнуть, но все как-то не получается. Дело в том, что в этой экранизации, в которой показана Англия середины 19 века, положенный по нынешним американским квотам процент актеров, играющих тогдашних английских дворян, - черные.

Вот как выглядит теперешний критерий для "Оскара":


Теперь в картинах, претендующих на номинацию «Лучший фильм», один из актёров, исполняющих роль первого или второго плана, должен быть представителем расовых или этнических меньшинств. Если это условие невозможно выполнить, то треть остальной труппы должны составлять женщины, представители расовых, этнических меньшинств, ЛГБТ или люди с ограниченными возможностями.


Главные герои все же белые, представителей ЛГБТ-сообщества и людей с ограниченными возможностями в фильме нет, но примерно треть "труппы" — чернокожие. Смотрится это, конечно, дико, и привыкнуть к этому я вряд ли сумею. Пытаюсь убедить себя, что не следует обращать внимания на цвет кожи, ведь не важно, скажем, какого цвета глаза у актера или волосы, так почему цвет кожи должен быть важен. Но убедить себя не получается. Ведь, кроме толерантности и политорректности, есть еще и историческая достоверность, когда речь идет о фильмах из прошлых времен. Я могу представить Гамлета блондином, брюнетом или шатеном. Но не могу представить Гамлета черным.


P.S. Только что обнаружил экранизацию "Гамлета", о которой раньше не слышал — "Гамлет. XXI век" Юрия Кары. В главной роли — Гела Месхи. Прочитал, что у него испанско-грузинские корни. Наверно, брюнет. Но не черный…

"Гамлет" при этом, весьма нетрадиционный. Переносы в нынешнее время уже случались, но не до такой степени.

Вот отрывок из аннотации:

Сюжетно трагедия Шекспира перенесена на экран практически без изменений, за исключением перенесения действия в XXI век. Свадьба Клавдия и Гертруды проходит в ночном клубе, Гамлет с Лаэртом соревнуются в стритрейсинге на дорогих автомобилях, Розенкранц с Гильденстерном — неформалы.

Ладно, поставил на скачивание, поглядим...

19 комментариев:

  1. Оооо, Дженнифер Эль - это чудо-чудное, диво-дивное! Прям волшебство какое-то! Бездна обаяния!
    Не говоря уже о Колине Ферте... Блестящий получился дуэт, и, конечно, совершенно замечательный мини-сериал 1995 года, который я обожаю и могу смотреть и пересматривать бесконечно! Наверное, самый любимый мой британский исторический пейзажно-костюмный сериал. Хотя экранизаций знаменитого романа Джейн Остин существует множество, в том числе и в самой Англии, именно этот фильм пользовался и пользуется по сей день наибольшим успехом у зрителей всего мира. Что удивительно, со зрителями согласны и кинокритики, которые также оценили этот сериал весьма высоко. Все в этом кино на самом высоком уровне - и режиссура, и музыка, и костюмы, и великолепные английские пейзажи, ну и конечно же, потрясающая актерская игра. И Колин Ферт, и Дженнифер Эль из никому неизвестных молодых актеров превратились в звёзд первой величины, мощно раскрутившись именно благодаря сериалу. Особенно Фёрт, конечно. Оказывается, у Колина Фёрта с Дженнифер Эль был роман на съёмочной площадке сериала, и мне кажется, именно благодаря этому роману в жизни, актеры так потрясающе достоверно сыграли влюблённую пару в сериале. После окончания съёмок Колин и Дженнифер, к сожалению, рассталась.
    Как я уже писала на Эхе, сцена с мистером Дарси в мокрой после купания в озере рубашке признана «одним из самых незабываемых моментов в истории телевидения Британии»! И всё-таки именно Дженнифер Эль, а не Фёрт, была удостоена награды Британской академии киноискусств (БАФТА) за лучшую женскую роль. А как же хороша актриса, сыгравшая роль миссис Беннет?! Ммм, просто прелесть что такое! Я прочла, что актрису Элисон Стедман утвердили на эту роль вообще без прослушивания и без проб!
    Вы написали, что Дженнифер Эль в гриме Лиззи похожа на саму Джейн Остин, что ж, очень может быть. Но вот что любопытно: в сериале роль незамужней сестры мистера Бингли, имеющей виды на Дарси, играет актриса Анна Чанселлор, которая является настоящим потомком Джейн Остин (племянницей в 8 поколении). Тоже очень известная и отличная английская актриса, родственница другой знаменитой актрисы Хелены Бонэм-Картер.
    Чудесный сериал ВВС, во всех отношениях совершенный, достойный наивысших похвал.
    В минуты невзгод и душевного уныния, когда на душе скребут кошки, я пользуюсь отличным советом великого Пушкина, данного им потомкам: "Как мысли чёрные к тебе придут, откупори шампанского бутылку, иль перечти "Женитьбу Фигаро"". Только я "Женитьбу Фигаро" заменяю на сериал ВВС "Гордость и предубеждение" 1995 года. В свете современных трендов.

    ОтветитьУдалить
  2. А мистера Бингли в этой экранизации играет Криспин Бонэм-Картер, четвероюродный племянник Хелены. Она одна из самых любимых наших английских актрис.

    ОтветитьУдалить
  3. Вдогонку... Володя, Вы как-то писали, что любите творчество Иштвана Сабо. И кроме знаменитого "Мефисто" вас впечатлил его фильм "Мнение сторон" о процессе денацификации (тьфу, какое мерзкое слово в свете сегодняшних реалий) над главным героем фильма, знаменитым дирижером.
    А за два года до "Мнения сторон" Иштван Сабо снял фильм "Вкус солнечного света", в котором одну из главных ролей играет Дженнифер Эль.
    Володя, Вы смотрели этот фильм?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет. Попробую скачать, но, похоже, это будет непросто.

      Удалить
    2. Забыла сказать... Главную женскую роль в "солнечном свете" играет Розмари Харрис. И это мать Дженнифер Эль. Они очень похожи...

      Удалить
    3. Никак не уймусь... Розмари Харрис еще играет в мини-сериале (4 серии) "Холокост", в котором также снимались Джеймс Вудс и Мерил Стрип. Фильм получил множество кинонаград, в том числе 8 премий "Эмми". Харрис и Стрип - за лучшую женскую роль, Вудс - за мужскую.
      Я этот сериал не видела, и смотреть не буду. Несмотря даже на любимейшую мою Стрип. Мне сейчас нужны только позитивные эмоции.
      Только что в телеграм-канале Дождя сообщили, что ютуб полностью удалил 162 эпизод Масяни про Санкт-Мариубург по жалобе пользователя из-за фотки Исаакия. Вот она - волшебная сила искусства. И как же её в Кремле боятся, мама дорогая!

      Удалить
    4. Масяню вернули на ютуб!!!! "Мульт вернули!!! Спасибо огромное всем за поднятый шум! Поэтому так быстро!" - написал Олег Куваев

      Удалить
    5. Мы тоже стараемся не смотреть "тяжелые" фильмы, хочется чего-то позитивного или, во всяком случае, не депрессивного. Но за последнее время все же были два исключения - "Уроки фарси" и "Песня имен". "Уроки фарси" - это, я бы сказал, трагикомедия о нацистском лагере, интересный фильм, а "Песня имен" фильм, на мой взгляд, очень сильный, и там прекрасно играют Тим Рот и Клайв Оуэн, причем Оуэн несколько неожиданно играет еврея, да еще и ортодоксального. Стоит посмотреть.

      Удалить
    6. Ну тогда Вам придется сделать третье исключение и посмотреть "Вкус солнечного света". Там тоже прекрасные актерские работы, и прежде всего это неподражаемый Рэйф Файнс из "Списка Шиндлера", который играет роль ( аж три роли) абсолютно противоположные его нацисту из "списка". Ничего позитивного в этой эпической драме-саге нет, кроме, разве что концовки. Но я думаю, даже уверена, что Вам понравится. И отзывы единодушны - это Большое кино для думающих людей. Не буду рассказывать сюжет - смотрите фильм сами. Мне кажется, это Ваша тема.

      Удалить
    7. Да вкус солнечного света я уже скачал, посмотрим обязательно. Сабо надо смотреть.

      Удалить
    8. Ой, а его "Театр"и с Аннет Бенинг и Джереми Айронсом по Моэму Вы видели? Вот, кстати, наверняка кино позитивное. Здесь тоже Розмари Харрис играет, похоже, Сабо её полюбил после блестящего исполнения роли Валери в "Солнечном свете". Правда тут у нее роль не главная, а, что называется, второго плана.

      Удалить
    9. Театр я смотрел. Аннет Беннинг, конечно, очень обаятельная и привлекательная, но все-таки, на мой взгляд, не того она масштаба актриса, чтобы Джулию играть. Тут, мне кажется, нужен кто-то уровня Мерил Стрип или Гленн Клоуз.

      Удалить
  4. "Гамлет" при этом, весьма нетрадиционный. Переносы в нынешнее время уже случались, но не до такой степени."

    А мне кажется, что и до такой степени тоже случались. Ну вот, например, "Даун Хаус" Романа Качанова навскидку.
    Очень уж нетрадиционная интерпретация Достоевского!
    Меня лично коробит от одного вида Бондарчука в чепчике, но есть у этой "экранизации" истинные любители, и немало. Вот Матвей, вроде бы поклонник этого кино. Если ошибаюсь, пусть он меня поправит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сейчас не помню подробности, но наверное не могу себя считать поклонником этой "экранизации". Это для меня скорее проходит по разряду "прикольно" и "забавно".
      Что касается фильма Карры, то он мне активно не нравится. Не за саму идею, а за реализацию.

      Удалить
    2. Привет, Матвей. Это ты о Гамлете? У меня изначально возникли подозрения, что вряд ли это хорошо, но хочется все-таки глянуть, проверить.

      Удалить
    3. Матвей, наверное я перепутала тебя с Володей. Со мной в последнее время это часто случается.

      Удалить
  5. Я имел в виду именно постановки Гамлета. А Даун Хаус мне страшно нравится, я его несколько раз смотрел. Была еще перенесенная в современность книжка, подписанная "Федор Михайлов" - тоже современный "Идиот". К сожалению, не отыскал ее в интернете, с удовольствием перечитал бы. А Качанов мне и вообще очень нравится - Урод, ДМБ, Взять Тарантину...

    ОтветитьУдалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...