Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, июля 08, 2020


Теперь по поводу «успешности» евреев, пользуясь термином, который использовала Лена bulf.
Тут, конечно, спорить не о чем. Где-то со второй половины 19 века и до настоящего времени процент «успешных» евреев в науке и культуре намного выше доли евреев в населении Земли (даже если учитывать только «цивилизованную» часть этого населения). Около 20% Нобелевских лауреатов – евреи. Но этот подъем затухает, это особенно заметно, если посмотреть на шахматы. С конца 19 века до конца 20 века еврейская гегемония в шахматах была очевидной. Из 14 первых чемпионов мира 8 были евреями – или «чистыми» или, как минимум «наполовину» (Спасский и Фишер). И доля евреев среди ведущих шахматистов мира была очень велика. В крупном международном турнире в Карлсбаде в 1911 году из 26 участников было 12 евреев, и евреи заняли в этом турнире 4 первых места.  
Но в 21 веке 15-ый и 16-ый чемпионы мира Ананд и Карлсен к еврейству никакого отношения не имеют, и еврейских претендентов на чемпионство не видно. В первой двадцатке рейтинга ФИДЭ я обнаружил только одного еврея (Ян Непомнящий из России), но ему уже 30 лет, и по современным шахматным меркам он может считаться почти ветераном. В таком возрасте в сегодняшних шахматах взлетов не бывает. Китайцев в этой «двадцатке» трое…
И среди Нобелевских лауреатов, судя по первому беглому анализу, «успешность» евреев за последние десятилетия снижается, хотя  и не столь ощутимо, как в шахматах. Примерно такая же картина в мировом кинематографе.
То есть, на мой взгляд, можно говорить о мощном взлете, который быстро достиг пика, а потом пошел на спад. Что такого не было раньше – понятно. У евреев просто не было возможности пробиться – за исключением совсем уж редких одиночек. Во второй половине 19 века в мире происходили изменения, благодаря которым евреи получили доступ к учебе, доступ в науку и т.д. Пусть не сразу, с сохранением каких-то ограничений, с необходимостью преодолевать предубеждение, но получили. И евреи блестяще использовали представившиеся возможности, быстро добившись огромных успехов. Я писал вчера, что не считаю (и никогда не считал), что у евреев есть какие-то генетические преимущества, обеспечивающие  им умственное превосходство перед другими народами. Поэтому я всегда затруднялся объяснить себе причины этого взлета. Я согласен с Ириной, что здесь сыграла роль способность преодолевать трудности; те, кому удавалось пробиться с боем, имели, конечно, конкурентные преимущества перед теми, кому все досталось по праву, за которое не нужно было бороться. Но упорства и настойчивости все-таки недостаточно, чтобы добиться выдающихся успехов. Нужна какая-то база, какой-то потенциал, который удается раскрыть благодаря упорству и настойчивости. Поскольку я не верил в умственное превосходство еврейского народа, эта ситуация много лет ставила меня в тупик (а я много думал на эту тему). И только сравнительно недавно двоюродный брат Жены Лева Пустильник, человек энциклопедических познаний, изложил мне версию, которая показалась мне вполне убедительной, поскольку в эту версию укладывались все известные мне факты.
Версия эта такова. (Я лишь излагаю вкратце то, что запомнил и усвоил из длинных рассуждений Левы, так что выполняю функцию «испорченного телефона»)
Все дело в том, что еврейский народ – народ Книги, и многие столетия, даже тысячелетия, занимался изучением этой Книги. И только. Древний Израиль не имел никаких достижений в науке и искусстве, «не выдумал порох», он дал миру только Книгу.  И ради изучения этой Книги евреи в давние времена создали систему образования. Евреи (во всяком случае, мужчины) учились. В школе – все. Евреи начали вводить обязательное школьное образование для мальчиков где-то еще в первом веке до Рождества Христова, и эта традиция сохранялась в течение тысячелетий. Конечно, это  образование было чисто религиозным – собственно, читать детей учили для того, чтобы они могли читать Книгу и изучать ее. Но особенность иудаизма в том, что это обучение не сводилось к зазубриванию каких-то непреложных истин. Иудаизм через великое множество запретов и предписаний (в Торе 365 запретительных заповедей («не делай») и 248 повелительных («делай») строжайшим образом регламентирует вплоть до мелочей поведение в быту.   Но при этом при изучении Книги всячески поощрялась и поощряется склонность к размышлениям. Обучение, с одной стороны, способствовало развитию памяти, поскольку ученики заучивали наизусть множество текстов. А с другой стороны, развивалась способность к анализу и к критике. Неоспоримых авторитетов не было. Типичная схема: «Один мудрец трактует такое-то место из Торы так, а другой – этак. Как ты думаешь, Мойша, кто из них прав и почему?» В итоге еврейские мальчики не знали ничего кроме Торы. Но при этом в них был заложен механизм, позволяющий обучаться чему угодно, и любовь к учебе. Учение чрезвычайно высоко ценилось в еврейской среде. Из Шолом-Алейхема мы знаем, что состоятельные евреи счастливы были заполучить «ученого» зятя, которого приходилось содержать всю жизнь, но которым можно было гордиться и хвастаться перед окружающими.
Так что когда эти мальчики получили возможность выйти из своих гетто в широкий мир, где можно было учиться чему угодно, самые инициативные и смелые рвали с традиционным окружением и уходили в этот широкой мир, чтобы учиться. При этом их голова благодаря полученному еврейскому образованию была устроена  так, что они были «приспособлены» для любой умственной деятельности и имели здесь большие преимущества перед соучениками и коллегами из христианских семей. Из литературы мы знаем, что самостоятельность мышления в российких гимназиях не поощрялась. Эта традиция сохранилась и в советское время. Этого «запаса», который они в той или иной степени передавали своим детям, хватило на несколько поколений, на протяжении которых евреи были «успешными». В настоящее время этот запас иссяк, и еврейской «гегемонии» в науке и культуре приходит конец. Поскольку нынешние мальчики, получившие религиозное воспитание, редко уходят в большой мир и становятся «светскими» учеными.

18 комментариев:

  1. Значит, всё-таки, если свести вышесказанное к одному короткому тезису, Вы считаете, что в успешности евреев "виновато" воспитание, а не гены, я Вас правильно поняла?
    P.S. А термин "успешность" не совсем мой, я просто преобразовала Ваше "достигали успеха" в "успешность", поскольку "успех" - это кратковременный результат достижения цели, а "успешность" - более длительное состояние, целая и непрерывная жизненная цепочка успехов. Вот как-то так. (Улыбающийся смайлик)

    ОтветитьУдалить
  2. А у меня неожиданно созрел еще один вопрос, который Вас, наверняка, еще больше озадачит.
    "Она всех вечно удивляла, такая уж она была!" (Шаловливым голосом Тоси Кислицыной из фильма "Девчата" в исполнении неподражаемой Надежды Румянцевой) (Смеющийся смайлик)
    А вопрос мой такой. Считаете ли Вы мужчин умнее женщин? В общем и целом, конечно.
    Ладно, ладно, расслабьтесь, ибо вопрос мой - риторический. Я и сама знаю на него ответ, тот ответ, который Вы никогда не решитесь произнести вслух! ... В кругу дам! (С феминистским сарказмом ухмыляющийся смайлик)

    ОтветитьУдалить
  3. "Воспитание" в данном случае не совсем точно. Тут все сложнее. Воспитание - воспитанием, но ведь возникает вопрос: а почему другие народы пришли к обязательному образованию чуть ли на две тысячи лет позднее евреев?
    Что касается вашего вопроса, то, когда сравнивали евреев с другими народами, под "умом" по умолчанию явно подразумевали способность к занятиям наукой. Но в целом "ум" понятие широкое, и, чтобы ответить на ваш вопрос, нужно договориться о четком определении. Иначе трудно дать однозначный ответ.
    Если, допустим, считать показателем ума среднее значение IQ, то этот показатель у мужчин и женщин сегодня практически одинаков. Раньше мужчины лидировали, но это, видимо, было обусловлено не превосходством в природном уме, а более высоким уровнем образования у мужчин. Теперь мужчины этого преимущества лишились, и показатели выровнялись. Но, с другой стороны, показатель, соответствующий "гениальности" сегодня у мужчин встречается в пять раз чаще. Так что все зависит от того, как понимать это самое "умнее".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Воспитание - воспитанием, но ведь возникает вопрос: а почему другие народы пришли к обязательному образованию чуть ли на две тысячи лет позднее евреев?"
      И на этот вопрос, как я понимаю, у Вас нет ответа?

      Удалить
    2. Правильно понимаете.

      Удалить
    3. Занятные рассуждения у твоего родственника, Володя.
      С ними невозможно спорить, но не оставляет чувство, что если это и правда, то не вся правда. То есть это - только одна из составляющих феномена еврейской успешности.
      Мне не с руки полемизировать на эту тему, потому что я очень далёк от еврейской среды и традиций.
      Поэтому чисто взгляд со стороны (прошу не судить строго).

      Мне никогда не приходило в голову, что зазубривание бесконечных текстов из Торы и Талмуда может сильно развить интеллект. На зубрёжке основано любое религиозное воспитание. В бурсе заучивали Библию - в принципе то же самое. По рассказам Помяловского мы видим картину морального уродства и одичания.

      Чисто внешне религиозные евреи не выглядят как ходячие светильники разума, хотя изучают Тору с утра до ночи.

      Альберт Эйнштейн (первое, что пришло в голову) получил католическое, а не еврейское образование. В конце жизни он писал, что "Библия — свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые ... являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это для меня изменить".

      Я это всё к тому, что вопрос не свести к одной всеобъемлющей концепции.
      Но опять же скажу, что не готов развивать сейчас эти темы. Будем думать дальше (как ААВ говорит "Будем наблюдать")








      Удалить
    4. Если бы все сводилось к зубрежке, то конечно. Но, наряду с зубрежкой, был еще и критический анализ, учили рассуждать, отстаивать собственное мнение, невзирая на авторитеты. Это дорогого стоит. Не думаю, что в бурсе было такое. Но, я конечно, согласен, что всеобъемлющей концепции нет. то, что я написал, это лишь точка зрения, которая не может тянуть на абсолютную истину. Поскольку, как я уже написал тут, остается открытым вопрос - почему евреи организовали обязательное образование на многие века раньше любого другого народа и сумели сохранить эту традицию, невзирая ни на что.

      Удалить
    5. "почему евреи организовали обязательное образование на многие века раньше любого другого народа и сумели сохранить эту традицию, невзирая ни на что"
      ===
      Мне кажется, это основа еврейской идентичности. Преклонение перед Книгой, ощущение себя частицей великой истории, великого предназначения. Если имеет смысл идиома "всосать с молоком матери", то вот это самое и есть. В самом захудалом местечке, в грязи и беспросветности ребёнок сознавал, что он потомок Авраама.

      Но всё равно непонятно, как эта идентичность конвертируется в успешность.

      Удалить
    6. Евреи, конечно, уникальный народ. Но, как мне представляется, еще более уникальный народ - цыгане. У евреев есть общее прошлое - Израиль, есть Книга. А у цыган никогда, насколько я знаю, никогда не было государства, и не то, что Книги, но даже и письменности не было.И при этом на протяжении тысячелетий сохранили свою идентичность и обособленность, не допуская ассимиляции.
      Кстати, очень редко вспоминают про нацисткий геноцид цыган. Видел в 90-е фильм на эту тему - поставил его, естественно, режиссер-цыган. И, по-моему, все. В Вики число жертв геноцида указывается с точностью почти что до порядка - от 200.000 до 1.500.000. В любом случае жуткие цифры. И полная тишина...

      Удалить
    7. Насчёт цыган полностью согласен. Непонятно, на чём держится их самоидентификация и изоляция. Народ-загадка.
      В Берлине есть мемориал, посвященный жертвам геноцида нацистов. Там после на обелиске после евреев указаны цыгане, причём указаны даже две народности (я не знаю различия): Roma и Sinti.
      То есть немцы помнят это преступления. Но общественной раскрутки нет. Потому что цыгане и сейчас асоциальны, выключены из общественных процессов.

      Удалить
    8. Ну да, немцы помнят, кого убивали. А остальным дела нет.
      Я порылся в интернете - и нашел только отдельный мемориал в память цыган - жертв геноцида, открытый в 2012 годув парке Тиргартен. Кстати, автор мемориала - израильтянин.

      Удалить
    9. "...Ну да, немцы помнят, кого убивали..."

      Как бы немцы это ни помнили, им все равно об этом надо напоминать. Для этого несколько еврейских организаций объединились и создали "Клеймс Конференц" - всемирную организацию, которая с момента своего основания в 1951 году, заботится о евреях, пострадавших в Холокосте. Она добилась, что немцы выплачивают евреям компенсации за преступления, как одноразовые, так и постоянные. Характерно, что еврейские дети, бывшие в эвакуации, тоже считаются пострадавшими и им выплачивается одноразовая компенсация. Помимо выплат, через эту организацию осуществляется разнообразная помощь престарелым и больным людям. Да и много чего ещё полезного делает она. Так что жаль, что у цыган не нашлось организации, которая смогла бы взять на себя такие функции, чтобы хотя бы в малой доле компенсировать их страдания.

      Удалить
    10. Если не хотят помнить, напоминать бесполезно. Взять хотя бы геноцид армян в Турции. Не признают - и все. На иностранных напоминателей внимания не обращают или отвечают по принципу "вывсеврете", а "своих" - попросту сажают. А у цыган я вообще ни про какие международные организации не слышал. Хотя вот сейчас выяснил, что в Европе в некоторых странах существуют цыганские СМИ. Но, надо полагать, эти СМИ никак не влияют на общественное мнение в целом.

      Удалить
  4. Немного помусолив на языке слово "успех", я вдруг вспомнила советскую ленту с одноименным названием. Картина "Успех" снята режиссером Константином Худяковым в 1984 году. Обожаю этот фильм. Какой там замечательный Филатов! Тонкий и умный, бесскомпромисный, резкий порой, но необыкновенно обаятельный! А Фрейндлих? У меня не хватает восторженных слов, чтобы описать свои чувства от ее поистине блистательного исполнения роли стареющей, но безусловной "примы" провинциального театра! Это чистый восторг!!!! А диалоги там какие замечательные? Талантливый сценарист - Анатолий Гребнев (был близко знаком с Окуджавой еще по Тифлису), также написавший сценарий к фильму Хуциева "Июльский дождь".
    Я редко пересматриваю сейчас те ленты, которые произвели впечатление в молодости, но этот замечательный фильм - исключение. Пересматривала, пересматриваю и пересматривать буду. Считаю, что фильм "Успех" - несомненный успех Константина Худякова, и даже за намеренную тавтологию не стану извиняться!
    А что скажете о фильме Вы и другие?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гребнев был прекрасный сценарист, и фильм мне тогда понравился, но, видимо, не так, как вам. Во всяком случае, желания посмотреть его заново у меня никогда не возникало.

      Удалить
    2. "Во всяком случае, желания посмотреть его заново у меня никогда не возникало."

      Видимо Вас не слишком волновала поднятая автором тема.
      Я бы, наверное, чуть переиначила название фильма, переделала на "Цена успеха". Фильм поднимает извечные философские вопросы, волнующие человечество на протяжении многих веков. Можно ли достигать успеха любой ценой? И оправдывает ли цель средства для её достижения?
      Фильм не дает ответов на эти вопросы. Но он заставляет зрителя задуматься, некоторых - глубоко задуматься и самим сделать выводы и ответить на поставленные вопросы. Ответить, прежде всего, самому себе. Мне кажется, это важно для каждого.

      Удалить
    3. Да не "видимо", а явно не взволновала. Те фильмы, которые меня взволновали, я достаточно хорошо помню, некоторые - с детства. А от этого фильма практически ничего в памяти не осталось.

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

 Сегодня хочу прежде всего поздравить с днем рождения Лену. Лена, желаю вам всегда, особенно в наше тяжелое для нас всех время, сохранять оп...