Я люблю фантастику
(продолжение)
Эволюция взглядов Стругацких, их отношения к человечеству и
его будущему, впечатляет. Конечно, даже в начале своего пути они вполне
понимали, что их окружает. По тому же «Понедельнику» это хорошо видно. Даже в
тесном оазисе НИИЧАГО есть свой Выбегалло и свой Камноедов со его постоянным «Вы
это прекратите». А ведь это оазис… Но вроде как была в Стругацких тогда
шестидесятническая вера в то, что друзья, взявшись за руки, сумеют все
преодолеть и двинуть в светлое будущее, которое уж такое светлое в повести «Полдень.
XXII век».
Конечно, есть отдельные недостатки и неприятности, даже трагедии случаются, но,
главное, человек человеку – друг, товарищ и брат, недостатки будут преодолены,
а плачущие утешатся. Только как-то постепенно вера в светлое будущее и в
Человека с большой буквы стала улетучиваться. Не скажешь, конечно, что вот
вчера Стругацкие были такими, а сегодня они уже другие. Все шло постепенно, по
нарастающей (или нисходящей?). Пока не пришло к полной безнадеге в «За миллиард
лет до конца света», в котором жить и дышать человеку в современном мире не
дают даже не какие-то свои доны Рэбы, а аж законы мироздания (действующие,
правда, гнусными методами вечных донов
Рэбов (или Рэб?). Кстати, в воспоминаниях Бориса Стругацкого я прочитал, что
дона Рэбу они изначально собирались назвать «дон Рэбия», но отказались от этой
идеи, поскольку это было бы слишком уж прозрачно, в лоб.
И в светлом будущем, как выяснилось из «Жука в муравейнике»,
заправляют такие же доны Рэбы, которые боятся всех «иных», и, хотя не в
состоянии даже сформулировать внятно, чего конкретно боятся, готовы этих иных травить
и убивать. Физически. На всякий случай.
Наверно, рубежной в этом смысле стала «Улитка на склоне». В
ней, пожалуй, впервые появились отчетливые нотки безнадежности и бессилия перед
лицом зла, осознание того, что изменить ничего нельзя. Система не способна меняться
в лучшую сторону. И никто тут ничего сделать не может, даже при наличии добрых
намерений. Остается обреченно делать свое дело, несмотря ни на что, как Кандид.
Хотя, это проскакивало и раньше. Были еще в «Трудно быть
богом» стихи Цурена:
Теперь не уходят из жизни,
Теперь из жизни уводят.
И если кто-нибудь даже
Захочет, чтоб было иначе,
Бессильный и неумелый,
Опустит слабые руки,
Не зная, где сердце спрута
И есть ли у спрута сердце.
«Улитку» мы прочитали в 1968 году. Одна ее часть –
достаточно туманная история о жизни в Лесу, без прямых привязок к окружающей
действительности, - была напечатана тогда в журнале «Байкал». Имелись в ту пору
региональные «толстые» литературные журналы, которые обычно никто не читал, хотя
они появлялись в киосках. Разве что где-нибудь для поднятия тиража печатали
какую-нибудь Агату Кристи. Но как-то раз мы прознали, что в «Байкале» появились
какие-то невиданные Стругацкие. И журналы удалось раздобыть. Уж не знаю, как
они там в Улан-Удэ разобрались с местными цензорами, но, открывши журнал, мы
обнаружили там не только крамольную «Улитку» (сегодняшние молодые, если,
конечно, они читают Стругацких, даже представить себе не могут, как звучало для
нас в 68 году вот это: "Если нельзя, то всегда в каком-нибудь смысле
нельзя, в том или ином… Например, нельзя без старосты или без собрания, а со
старостой или с собранием, наоборот, можно, но опять же не в любом
смысле…"), но и попросту откровенно антисоветскую книгу Аркадия Белинкова «Поэт
и толстяк» (как я узнал впоследствии это был отрывок из огромной интереснейшей книги
Белинкова ««Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша»). Трудно сказать, чем бы кончилось дело, может,
и вторую часть «Улитки» – про чудовищное Управление - протащили бы, но тут
Белинков как раз сбежал в США, так что публикация «Поэта и Толстяка» в журнале
оборвалась, и, когда вышел следующий номер (мы просмотрели его в киоске),
состав редколлегии журнала был сменен полностью).
Комментариев нет:
Отправить комментарий