Я люблю импрессионистов.
Я люблю импрессионистов. Вообще, "как класс". А первая любовь – Клод Моне.
Я даже помню, как эта любовь возникла. Мне было уже 11 лет, когда я впервые
пришел в Эрмитаж. До этого был Архангельск, я приезжал в Ленинград только на
летние каникулы, и сразу ехали на дачу. А потом с дачи в город – и обратно в
Архангельск. А когда вернулись в Ленинград окончательно, отец повел меня в
Эрмитаж. Я совершенно не помню своих первых впечатлений от музея в целом, хотя
до того ничего подобного не видел. Для меня эта история начинается с лестницы
на третий этаж (на третьем этаже – залы современной живописи, если, конечно,
можно считать картины импрессионистов современной живописью). Именно с
лестницы, поскольку на стене над верхним пролетом лестницы висел «Танец» Матисса.
Я опять-таки раньше ничего подобного не видел (мое знакомство с живописью на
тот момент ограничивалось просмотрами толстой папки с репродукциями картин из
Русского музея и репродукциями в книжке «Повесть о художнике Федотове» Виктора
Шкловского (прекрасный, кстати, художник был Федотов). При таком багаже знаний
о живописи, понятно, Матисс вызвал у меня сильное недоумение. А потом в одном
из первых залов отец подвел меня к небольшой картине и сказал, что это его
любимая. Я тоже занедоумевал, поскольку на картине практически ничего не видно
было – какие-то бледно-фиолетовые разводы. Но отец сказал: «А ты присмотрись,
посмотри подольше». Я вгляделся, и вдруг постепенно стало проступать изображение:
река, мост, лодки на реке, фабричные трубы и силуэт города на другом берегу. «Мост
Ватерлоо». Это было просто волшебство какое-то. Впечатление от остальных
картин, которые увидел в тот раз на третьем этаже, кроме этих двух, не помню
совершенно. А это воспоминание - очень четкое. С тех пор я всю жизнь, вплоть до
отъезда, ходил в Эрмитаж. Один, с друзьями, с женой, потом – с женой и дочкой.
И всегда торопился на третий этаж. К старой живописи я отношусь в целом
довольно равнодушно. Кроме, разве, испанцев – так их в Эрмитаже совсем мало.
Как, впрочем, и в других музеях мира… Так что я, заглянув к Эль Греко, по
остальным залам пробегал рысью, торопясь на третий этаж кратчайшим путем.
Постепенно полюбил и остальных. Кроме, разве, Ренуара – он мне всегда казался
слишком слащавым. А Матисс начал мне нравиться довольно быстро. Включая тот
самый «Танец». А больше всего из того, что висело в Эрмитаже – «Разговор».
Очень долго не мог привыкнуть к Ван-Гогу. Привык только во вполне уже зрелом
возрасте; Ван-Гог – моя поздняя любовь. Но главной любовью в живописи для меня
с того самого первого раза так и остался на всю жизнь Клод Моне. Самое сильное
впечатление (кроме, понятно, первого) – это его бесконечные пруды в музее
Оранжери, там 8 огромных полотен развешены по стенам двух круглых залов, так
что оказываешься как бы в центре пруда среди лилий. Впечатление было бы еще сильнее, если бы не
бесчисленные японские туристы, которые непрерывно фотографировали друг друга, чуть
ли не облокотившись на стену с картиной…
Я ходил в Эрмитаж, смотрел картины, а об импрессионистах
много узнал из книги из двухтомника Ревалда – «История импрессионизма» и «История
постимпрессионизма». Прекрасное (по тем временам) издание, интереснейший текст,
качественные репродукции. Первый том выше в 1959, его купили родители, и я его
не читал, а просто изучал. А второй том, «История постимпрессионизма» вышел в
1962, и его купил уже я – “with the little help of my friends"
(хотя на самом деле помощь моих друзей оказалась не маленкой, а решающей). Летом 63
года, после первого курса, мы работали на стройке в Выборге. Платили нам
какие-то копейки, так что с деньгами было туго. Накануне отъезда у всех оставались
какие-то именно копейки. И в тот день зашли напоследок в книжный магазин – и увидели
«Историю постимпрессионизма». Про то, чтобы всем купить (стоила книга, наверно,
четыре-пять рублей), и речи не было. Решили, что раз у меня есть первый том, то
и второй надлежит купить мне. С условием, что всем почитать дам. После этого
стали выворачивать карманы в самом прямом смысле, и наскребли мелочью на
книжку, оставив деньги только на электричку и на автобус-метро до дома. Хватило
в обрез. Так что в тот вечер на ужин у нас, помню, был хлеб с луком, а завтрака
не было вовсе. Всю жизнь был благодарен ребятам за эту книгу.
Матисс "Танец"
Моне "Мост Ватерлоо"
Матисс "Разговор"
Я тоже люблю импрессионистов. Но мой кумир не Моне (и даже не Мане), а Ренуар.
ОтветитьУдалитьВот это настоящая импрессия! Впечатление от чувств-с! (Смеющийся смайлик)
Чувств-с у Ренуара, на мой взгляд, явный перебор. Я, когда смотрю на его картины (во всяком слчуае, на большинство картин, вспоминаю вот это место из "Бани":
ОтветитьУдалитьМезальянсова. Ну, конечно, искусство должно отображать жизнь, красивую жизнь, красивых живых людей. Покажите нам красивых живчиков на красивых ландшафтах и вообще буржуазное разложение...
Иван Иванович. Да, да! Сделайте нам красиво! В Большом театре нам постоянно делают красиво...
Красота - это страшная сила!" Если, конечно, это истинная, настоящая красота. А истинная красота не может быть мещанством и слащавостью! Просто не надо путать ее с красивостью - это совершенно разные вещи: ну вот как конфетка, и яркий, но пустой фантик от нее! Красивый фантик без всякого содержимого.
УдалитьВолодя, ненависть и презрение к "ширпотребу" в литературе и искусстве иногда могут сослужить вам плохую службу. За плотной, непроницаемой завесой этого презрения можно не разглядеть и упустить что-то по-настоящему стОящее и талантливое. (Это я не только и не столько о Ренуаре).
Рассказ о Винсенте Ван-Гоге
Я выложу в нынешнем блоге. (Почти стихи)
Не рассказ - это слишком громко сказано, так, одна занятная историйка, связанная с этим именем, и даже не историйка, а коротенькие заметки на полях... моих мыслей!
Почему "ненависть"? Как вообще можно ненавидеть художника за его картины? Я в принципе без всякой ненависти и презрения отношусь к коммерческому искусству, тем более - когда им занимаются большие художники (а Ренуар для меня, безусловно, большой художник). Просто его портреты мне неинтересны, у меня не возникает желания посмотреть на них еще раз. Попадая в музеи, где висят импрессионисты, у работ Ренуара надолго не задерживаюсь. Хотя они, безусловно, приятны для глаза, но мой взгляд за них не цепляется.
УдалитьВот и ладушки!
УдалитьА то я, понимашь, за Огюста нашего, Ренуара, всем "пасть порву" и вдобавок "моргалы выколю"! (Смеющийся смайлик)
Жёстко ты приложил старика Ренуара...))
ОтветитьУдалитьНе разделяю.
В фильме "Амели" чудаковатый художник беспрерывно, год за годом копирует "Завтрак гребцов"
"«Сколько лет я рисую эту картину, и единственный персонаж, который остаётся для меня загадкой, это девушка со стаканом воды. Она в центре, а мысли её где-то витают.»
Разве такая картина может "сделать красиво"?...) Она "делает радостно", а это совсем другое.
Что до меня, то я особенно отношусь Ван-Гогу. В "Эрмитаже его немного. Три года назад был в музее в Амстердаме, уйти было невозможно. А потом ещё повезло: посмотрел анимационный фильм на основе его картин: "С любовью, Винсент". Великолепная работа, и совершенно уникальная.
Ну, это я по принципу "Ради красного словца..."
ОтветитьУдалитьКонечно, прекрасно понимаю, что Ренуар - большой художник. Свет у него потрясающий. Но какой-то он, с моей точки зрения, коммерческий, будто для открыток картины писал. Именно чтобы красиво было. Особенно портреты и детки всякие. А про Ван Гога я завтра напишу - про недавнюю выставку в Израиле. Хотя словами это трудно передать.