Оккупация
Я написал вчера про оккупацию: «Немцы были хуже. Как
минимум, по отношению к евреям».
А потом задумался вот о чем. Я, к сожалению, достаточно
хорошо представляю себе, что происходило с евреями на оккупированных территориях.
Немало видел фильмов, читал книг, слышал
рассказы евреев, которым удалось уцелеть, и читал их воспоминания, причем написанные
«для своих», не для печати. Но вот о том, как жили остальные, не евреи, в
оккупации, я практически ничего никогда не знал, да и не задумывался об этом. В
советское время повседневная жизнь людей в оккупации была как бы запретной темой.
Освещались лишь два аспекта этой жизни – действия партизан и подпольщиков и
зверства оккупантов. Еще был третий аспект – преступления «пособников», но это обычно был сюжет для какого-нибудь
детектива о розыске таких «пособников» после войны. Никакие сведения об общем
количестве таких «пособников» не публиковались. Поэтому на меня в школьные годы
сильно подействовал рассказ отца. Он ехал в Минск и оказался в одном купе вдвоем
с белорусом. Разговорились, выпили. По ходу разговора выяснилось, что попутчик –
белорусский писатель, пишущий на военные темы. И писатель этот сказал отцу, что в Белоруссии,
«партизанском крае» согласно советской военной мифологии, число партизан и
полицаев было примерно одинаковым. Мне очень запомнилось это, поскольку не
укладывалось в привычную схему «официальных» сведений о войне.
Но в оккупации оказались десятки миллионов людей.
Подавляющее большинство из них не были евреями, преступными пособниками и
жертвами злодеяний нацистов. Они просто жили.
И вот о том, как жили эти люди, я практически ничего не знаю. Толчок в сторону
этих размышлений я получил несколько дней назад, когда мы попытались смотреть
новый российский сериал «Алекс Лютый» - как раз история поиска «пособника». Дальше
первых двух серий дело не пошло, но из этих первых серий мы с изумлением узнали,
что на оккупированных территориях работали школы. Обычные школы, отличающиеся
от советских только тем, что в классе висит портрет Гитлера, а не Сталина. Показано
там, как на уроке литературы поэзию изучают. Раньше мне как-то в голову не
приходило задаваться вопросами, а тут я задумался: Стало быть, школы были, не
может быть, чтобы сценаристы просто выдумали это. А что еще было? Были
больницы, как организовывалось обеспечение продуктами жителей больших городов?
Ведь не приходилось слышать, чтобы на оккупированных территориях люди
миллионами умирали от голода, как при советской власти. А обеспечить
продовольствием жителей большого города не так просто. Вопросов сразу возникло
много. Буду искать ответы в интернете. Вчера начал. Отыскать не так просто, но кое-что
удалось найти с первого захода. Напишу
подробно, когда наберу побольше информации.
Преступления немцев на оккупированных территориях широко
известны. Но только евреев уничтожали исключительно за то, что они евреи –
причем тотально, курс был на полное уничтожение. Остальных убивали наверняка и
без причины, озверение на войне неизбежно. Но все же наиболее известные случаи массового
уничтожения людей - Хатынь в Белоруссии, Лидице в Чехословакии, Орадур во Франции –
были вызваны действиями партизан и диверсантов (что, конечно, не оправдывает
убийц мирных, ни в чем не повинных людей). А там, где партизаны не проявляли
активности, люди жили, надо полагать, по-разному. Не шиковали, понятно, в войну
и на своей территории людям в любой стране живется несладко, а тут – оккупация.
Но – жили, и в большинстве своем – выжили (в отличие от евреев и цыган).
Хочу рассказать на эту тему две истории. Одну знаю с чужих
слов, другую слышал сам от людей, переживших оккупацию.
Первую историю рассказал в годы учебы мой друг Леня Широчин.
Он как-то провел каникулы у родственников в деревне (не помню, где), и его (а
после и нас) впечатлил услышанный им там рассказ.
Когда стало понятно, что придут немцы, жители деревни были
сильно напуганы. И когда они каким-то образом узнали, что немцы уже на подходе,
всей деревней спрятались в овраге. Сидели там, затаясь, ждали, что будет. Потом
к обрыву пришли немцы. Заглянули в овраг, увидели крестьян, сказали что-то
по-своему со смехом и ушли. Жители еще какое-то время сидели в овраге, но не
жить же там. Так что потихоньку стали возвращаться в свои дома. Немцы пробыли в
деревне недолго, никого не убили (евреев там не было, начальство и коммунисты
местные, наверно, успели скрыться), ушли и больше не появлялись. Крестьяне
разобрали по домам с колхозной фермы коров и стали себе жить. Причем им еще и
повезло – перед приходом немцев советское руководство пыталось эвакуировать,
что можно, в том числе и коров. Но немцы продвигались вперед быстрее, чем
двигались коровы, так что в итоге возле деревни оказалось брошенное стадо,
которое деревенские тоже разобрали по домам. Так и жили спокойно, пока не
пришли свои. «Свои» коров отобрали обратно в колхозное стадо, да и крестьян
загнали в колхоз.
Кстати, о коровах. У нас дома было второе («черное») издание
БСЭ. Основные тома выходили до 1958 года, а после этого, в 59-ом или 60-ом вышел дополнительный том – «СССР». Я
энциклопедию любил читать с раннего детства, читал и том «СССР». И там в
статистических данных меня поразили цифры поголовья крупного рогатого скота в
СССР. Оказалось, что по вполне официальным данным БСЭ поголовье это резко упало
в начале коллективизации и к началу войны так и не вернулось к уровню
доколхозной жизни. Я на тот момент о коллективизации знал, наверно, только из «Поднятой
целины» Шолохова, и данные БСЭ ускорили мое движение в сторону антисоветизма, к
которому я двигался в ту пору.
Вторую историю я отложу на следующий раз, а то и так уже слишком
«многа букаф» получилось.
На тему "жизнь деревни под оккупацией" есть занятный эпизод в "Заповеднике" Довлатова.
ОтветитьУдалить"Беседовали мы с ним всего раза два. Помню, Миша говорил (текст слегка облагорожен):
– Я пацаном был, когда здесь немцы стояли. Худого не делали, честно скажу. Кур забрали, свинью у деда Тимохи… А худого не делали. И баб не трогали. Те даже обижаться стали… Мой батя самогонку гнал. На консервы менял у фашистов… Правда, жидов и цыган они того…
– Расстреляли?
– Увезли с концами. Порядок есть порядок…
– А ты говоришь, худого не делали.
– Худого, ей-богу, не делали. Жидов и цыган – это как положено…"
Юмор в этой теме вроде неуместен, но у Довлатова получается...))