Евреи в России
(продолжение)
Рассказ о том, каким мне видится отношение к большевистской
власти ереев, которые к моменту возникновения этой власти находились уже в
сознательном возрасте, я хочу завершить печальной историей из реальной жизни.
Я уже упоминал моего свояка Семена Мазуса. Сам он родился в
Одессе, но в местечке Теплик жили несколько поколений его предков, а к началу
войны – его дед, Ноах Мазус с женой Ривкой.
Кроме книги о своей семье, Семен написал еще книгу о своем
местечке. Точнее – составил ее из воспоминаний многочисленных тепличан, с
которыми ему удалось связаться. Он сделал это вовремя, многие старики,
пережившие войну, были в тот момент еще живы. Одна из тепличанок составила даже
по памяти карту домов, в которых до войны жили в Теплике евреи, и перечислила
всех, кто в этих домах жил. Местечко-то было небольшое, все знали друг друга.
Кто-то из авторов воспоминаний пишет, что, когда стало ясно,
что в местечко скоро придут немцы, евреи стали решать – нужно ли убегать. Общей
эвакуации, конечно, не было, организованно эвакуировали только
мальчиков-допризывников, которые вскоре отправились на фронт. А остальные
должны были решать сами. Бросать свои дома и убегать неизвестно куда, или
оставаться. Ноах Мазус был в местечке авторитетом. И, как рассказал один из
уцелевших, он сказал тогда: «Не может быть, чтобы немцы были хуже большевиков».
Не знаю, сыграли ли его слова решающую роль, но, так или иначе, евреи Теплика
остались в своих домах. И почти все были расстреляны после прихода немцев. Лишь
немногим удалось спастись, иногда просто чудом. Так что старый Мазус ошибся. Немцы были
хуже. Как минимум, по отношению к евреям. Но отношение «простых» евреев к
большевикам этот эпизод демонстрирует очень ярко.
А отец Семена, как и многие тепличане и выходцы из Теплика,
воевал. Кстати, Ирина упоминала в комментариях известный антисемитский миф о
том, что все евреи отсиживались во время войны в Ташкенте. Так вот, Семен в
своей книге составил список тепличан, погибших на фронте. Трудно сказать,
насколько этот список полон, но в нем 79 человек. И погибли, слава богу, не
все. А всего перед войной в Теплике жили около трех тысяч евреев. Почти 1.500
из них расстреляли немцы. Мужчин,
которых не успели призвать в армию до прихода нацистов, стариков, детей,
женщин.
И в связи с Тепликом хочу рассказать еще одну историю. Известно,
что в СССР не любили говорить о тотальном уничтожении евреев немецкими нацистами
и их местными пособниками. По этому поводу Евтушенко написал «Над Бабьим Яром
памятников нет». В местах массовых захоронений евреев не ставили памятники. Но в
любых обстоятельствах многое все-таки зависит от конкретных людей. Как минимум
один памятник был установлен сразу после войны. В Теплике. После войны
вернувшиеся с войны потомки расстрелянных в Теплике стихийно стали приезжать в
Теплик в день расстрела своих родных. Эти встречи стали традиционными. И на одной
из первых встреч, в 1947, году отец Семена Лев Мазус предложил друзьям
поставить погибшим памятник. Стали выбивать разрешение, написали коллективное
письмо Швернику, тогдашнему председателю Верховного Совета. Письмо переправили
в местный обком – и разрешение в итоге было получено. И дети погибших поставили
в Теплике памятник – естественно, на свои деньги. Так он и стоит. А евреев на
сегодняшний день в Теплике осталось несколько человек – старики, доживающие
свой век.
Очень интересный рассказ.
ОтветитьУдалитьУ этой темы - много нюансов и ракурсов. Это один взгляд.
Но в массовом сознании в Союзе превалировало мнение, что евреи - главные носители и проводники большевистской идеи. Это очень успешно использовали нацисты в своей антисемитской пропаганде.
Об этом же пишет Адам Михник, польский диссидент, обсуждая природу антиеврейских настроений в Польше.
По поводу антисемитизма в Германии после Первой мировой войны тот же Лева Пустильник объяснял мне, что резкое усиление антисемитизма в Германии, которую использовал Гитлер, была вызвана Версальским договором. Наверно, это единственный в истории случай капитуляции на позорных условиях в ситуации, когда на территории страны нет ни одного солдата-победителя. А заключили этот договор правившие на тот момент социал-демократы, среди которых, понятно, евреев было немало. Так что за все свои беды немцы винили, естественно, евреев.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Владимир.
УдалитьМой ответ одновременно и на ваш этот комментарий и на сам блог, к которому этот комментарий относится.
Мой отец рассказывал мне аналогичную историю, связанную с решением, покидать или нет свои дома, когда началась война.
Так же жители местечка (под Минском), где жила родня отца, призвали авторитетного человека (по-моему, это был раввин) для совета, как им поступить. Тот посоветовал оставаться дома, ссылаясь на опыт Первой мировой войны, когда у них в местечке останавливались немецкие солдаты и не причинили им никакого вреда. Отец мне тоже рассказывал, что в ПМВ у них квартировали немецкие солдаты, вполне нормальные люди. Папа был тогда подростком и они относились к нему соответственно. Чем-то угощали, уделяли какое-то внммание.
Ну а совет раввина закончился тем, чем и мог бы только закончиться, из оставшихся никто не уцелел, все приняли мученическую смерть: все были закопаны живыми. И мужчины, и женщины, и старики, и молодые. Среди них была и слепая папина мама. Хотя, если учесть, что немцы в Минске были уже 28 июня, то вряд ли совет раввина сыграл роковую роль в судьбе оставшихся. Тоже в местечке стоит стелла с именами замученных, их там тоже около тысячи. А из папиной родни в живых остались только два племянника, которые ещё до войны уехали учиться в Саратов. Оттуда и были призваны в армию. Один погиб в Венгрии, в феврале 45-го.
Вот я и думаю, как быстро при помощи пропаганды можно превратить нормальных людей в извергов и садистов. Ведь с начала ПМВ до "ночи хрустальных ножей" прошло всего-то 20 с небольшим лет.
Ноах Мазус не имел дела с немцами в Первую мировую. Он, видимо, просто считал, что хуже большевиков ничего быть не может.
ОтветитьУдалить