Выставка Ван Гога
21 февраля мы побывали на выставке Ван Гога в Герцлии (а не
в Нетании, как я написал раньше; в Нетании мы были осенью на замечательной выставке
Макаревича и Галицкого «Сухое и крепленое»). Эта поездка состоялась в другой
(или, точнее, в прежней) жизни, когда сесть в заполненный автобус и отправиться
на выставку со множеством зрителей было вполне естественно. Про коронавирус
разговоры уже шли, но это было где-то далеко, в чужих краях, а в Израиле на тот
момент (проверил сейчас) был 1 (один) инфицированный, прилетевший из-за
границы. Так что мы без всяких раздумий отправились в поездку. Это была
экскурсия. Выехали очень рано, зато добрались быстро, к открытию, так что приехали, когда народу на выставке было
немного, и не пришлось долго стоять в очереди. А после выставки нас еще
отвезли в парк, где в ту пору всеобщего цветения в Израиле цвели черные ирисы.
Утверждают, что ирисов такого оттенка больше нигде в мире нет.
Но сперва о выставке. Я не буду пытаться передать свои
ощущения, впечатления, я не Томас Вулф. Попробую просто вкратце описать, что
увидел.
Мы знали, что картин на выставке не будет. Нечто подобное
уже было в Израиле несколько лет назад – выставка того же Ван Гога, на которой картины проецировались на
стенах огромного зала, сменяя друг друга. Качество изображения, цветопередача
были на высоком уровне. Но в прессе писали, что нынешняя выставка – это уровень
несравненно более высокий.
Начался осмотр выставки с очереди. Небольшой, минут на 15
(когда мы уходили, выстроился уже длинный хвост). Очередь стояла перед
небольшим закутком, в котором сидели люди со шлемами на головах. Выглядело это
так.
Пока стояли в очереди, можно было посмотреть по телевизору
фильм. На экране был, как мы вскоре поняли, Арль, места, где Ван Гог писал там
картины (картины эти выплывали на фоне изображения соответствующего места).
Подошла наша очередь, мы зашли. Меня посадили на вращающееся
кресло, нацепили на голову шлем, подключили кабель. Заиграла какая-то музыка, и
я впервые в жизни оказался в виртуальной реальности. Конкретно – в комнате, в
той самой «Спальне в Арле». Эффект присутствия был полный. Я видел комнату
глазами Ван-Гога, с круговым обзором. Я быстро понял, что вращающееся кресло
было установлено, чтобы можно было смотреть вокруг, не вертя головой. Из
комнаты я как бы вышел на лестницу, она была крутая, хотелось схватиться за
перила. Спустился, вышел в дверь – и оказался на улице Арля, какой она была во
времена Ван Гога. И началось движение по этим улицам. С остановками в местах, которые
присутствуют на картинах. И появлялась картина – для сравнения. Я прошел по
городу – мимо того самого кафе, вышел в поля – с теми самыми стогами и косарями
(которые лежали – и дышали!), с теми самыми подсолнухами и теми самыми красными
виноградниками. В поле цветы были вокруг – и прямо под ногами; и все было «как
настоящее», как будто действительно видишь все это в реальности. Потом зашел в
тот самый лес. Тем временем стало темнеть, и когда я вышел к Роне, было уже
совсем темно, и в воде отражались звезды. И небо над головой было звездное, я
посмотрел в это небо – и вдруг поднялся в него, и оказался среди звезд, а
внизу, вдалеке, виднелся Арль…
Продолжалось все это минут 15, которые я никогда не забуду,
наверно, даже когда окажусь в маразме.
Про вторую часть экскурсии напишу завтра (если не отвлекусь,
но в любом случае напишу обязательно: самому охота вспомнить лишний раз и
пересмотреть фотки и видео).
Замечательный рассказ, Володя. Очень впечатляет!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Матвей. Но это все равно как если бы я показывал пение Карузо, как в анекдоте.
ОтветитьУдалитьНет, это не то же самое. Вы не "пересказываете" содержание картин, а даёте свои впечатления, то есть то самое "impression".
УдалитьМного лет назад я прочитал у Даниила Гранина очерк о поездке в Овер-сюр-Уаз, он хотел посмотреть живьём знаменитую церковь. Рассказ так назывался "Церковь в Овере". Он был потрясён различием между скучной и статичной реальной постройкой и напряжённым, перекошенным и нервным изображением на полотне.Гранин сумел передать в своём рассказе это потрясение, не "пересказывая" саму картину.
Почему-то опять перескочил на "вы". Случайно...))
УдалитьУ меня прошлой осенью еще одно сильное "живописное" впечатление было. От Пиросмани. Мы ездили в Грузию, и впервые увидели его картины "живьем". Напишу об этом тоже. Вообще поездка была замечательная. Все идет к тому, что последняя, уж и не знаю, когда можно будет спокойно поехать куда-нибудь хотя бы на автобусе, не говоря уже - полететь...
Удалить