Я уже писал, что мой любимый фильм – «Бегущая по волнам». Не
знаю, сколько раз смотрел его. Наверняка больше 10. Не помню. Но хорошо помню,
как посмотрел его первые три раза.
Это было летом 1967 году. В то лето я и двое моих друзей по
институту отправились на Черноморское побережье Кавказа. Добрались на поезде до
Новороссийска и оттуда проехали до Сухуми. Двигались исключительно на попутках,
ночевали на пляже под открытым небом, палатки у нас не было. Проводили по паре
дней в тамошних городках – и двигались дальше. Вечером иногда ходили в кино – в
летние открытые кинотеатры. Оттуда уже отправлялись на пляж на ночлег. Ужинали –
сыр, хлеб, помидоры и вино – и укладывались спать. Так здорово засыпать под
звездами под шум волн и просыпаться с восходом.
Кинопрокат в тех краях тогда был организован так: фильм
везли по побережью, видимо, по нашему маршруту – от Новороссийска до Сухуми. Показывали
в городке пару дней – и везли дальше. И так получилось, что попали мы на «Бегущую»
в каком-то городке. Посмотрели, впечатлились и двинулись дальше. Но, как
выяснилось, скорость нашего движения совпала со скоростью движения фильма - и в следующем городке мы снова посмотрели
его. А потом и в третий раз. Помню, меня удивило, что во время фильма зрители
не уходили, а смотрели вполне внимательно.
А на нас троих фильм произвел огромное впечатление. От
начала до конца. Но, конечно, главный эмоциональный удар был в конце. Сюжет
фильма в целом соответствовал сюжету книги, и мы ждали, что, как в книге,
чудесная сила остановит гирю, и памятник будет спасен. И когда гиря ударила, и
памятник обрушился, это был шок. А потом еще страшная песня, которую поет в
фильме Галич. Это было потрясение, я второго такого в кино не припомню. И
сколько раз смотрел потом, зная, как все обернется, - все равно в этом месте
каждый раз мороз по коже.
А захватил фильм с самого начала – неожиданностью. В фильме
Гарвей (по сценарию он пианист и едет со своим менеджером на поезде к месту
нового концерта) выходит из поезда глубокой ночью на маленькой станции, хочет
купить сигареты в табачном киоске, видит гравюру на стене киоска, спрашивает у
девушки-продавщицы «Что это?». Она отвечает: «Это наши места». Он спрашивает «И
что же у вас за места». И слышит ответ: «Лисс, Зурбаган, Гель-Гью…». Гарвей
недоумевает: «Как же так? Ведь это все придумал писатель, Александр Грин». А
продавщица улыбается: «Шутник вы, до Лисса 30 минут автобусом». И Гарвей
бросает турне, остается на этой станции, чтобы отправиться на встречу с неведомым.
Вот с этого момента фильм нас и захватил. Меня – навсегда.
И дальше весь фильм – с неослабевающим напряжением. На мой
взгляд, «провисает» только сцена в полицейском участке после убийства Геза –
очень уж откровенно сделана она под модного в то время в Союзе Антониони.
Прекрасный выбор актеров. Богунова в роли Дэзи – как будто
светится изнутри. Терехова – загадочная, только пустота и банальность за этой
загадочностью. Хашимов с его странным, «нездешним» для России лицом. Отличная
идея – пригласить на главную роль болгарина с его чуть заметным акцентом. Этот
акцент очень соответствует слова «Я здесь чужой», которые Гарвей повторяет в
фильме дважды. Он – чужой в этом мире, и это все время чувствуется. А акцент –
дополняет.
В фильме вообще много повторов. Прежде всего, это полечка,
который сперва играет на рояле Гарвей на «Бегущей», потом она слышна в сцене на
«Нырке», когда Гарвея находят в море, потом ее играет оркестр в сцене
разрушения памятника, и, наконец, на этот мотив поет свою безнадежную песню Галич перед самым
финалом – тоже безрадостным.
Дважды повторяется диалог Гарвея с Биче, а потом с Дэзи. С финальным
«И вы простите.» «За что?» «За то, что спросила». И трижды повторяет свое «Бутлер!»
Быков-Гез – каждый раз с другой интонацией. Быков, на мой взгляд, сыграл в этом
фильме одну из лучших своих ролей (хотя плохих у него и не было). Его Гез все
время играет, изображает кого-то, полностью опустошенный, мертвый человек
притворяется живым. За минуту до смерти он сам говорит это «Капитана Геза нет.
Он умер». «А я притворюсь живым» - и так, собственно, и происходит – после выстрела
он идет и танцует в толпе уже мертвый по-настоящему. Как был мертв еще при
жизни.
И еще музыка Френкеля – начиная с фортепьянной мелодии,
которую играет Гарвей в начале, на концерте, и на протяжении всего фильма – без
этой музыки не было бы такого впечатления.
И еще – финал. У Грина в книге все довольно плоско. Happy end. Гарвей и Дэзи поженились
и дом купили, живут вполне счастливо, и даже слышат в конце голос Фрэзи,
приветствующей их.
В фильме Гарвей встречает Дэзи у моря, идет диалог примерно
по Грину, только помрачнее. Гарвей наконец признается, что видел Фрези в шлюпке,
что она побежала по волнам. И тут Дэзи спрашивает «Как побежала – вот так?» и
бежит по песку, забегает в море, шлепая по воде, и брызги вокруг. И дальше – во
весь экран - лицо Гарвея. Он смотрит в сторону Дэзи умиленно-снисходительно,
как смотрят на милого шалящего ребенка, и вдруг на лице его появляется удивление,
– и потрясение. И звучит – уже в оркестровом исполнении – красивая мелодия из «увертюры»,
и слышен голос «Гарвей, я пришла, чтобы вам не было одиноко и страшно». Тоже happy end? Только камера отъезжает от лица Гарвея и смотрит на море. А
море пустое, и никого там нет.
И прекрасная музыка больше никому не нужна. Все хотят
слушать пианиста, который играет лежа на крышке рояля. А Гарвей так не умеет.
Не умеет жить в реальности, а жить в мечте невозможно.
Beautiful end
ОтветитьУдалитьGrand mercy
ОтветитьУдалить