Теперь хочу вспомнить песню Галича о любви с первого взгляда. Хорошая песня, и конец вполне счастливый. Причем не просто любовь с первого взгляда, а любовь с первого взгляда на международном уровне.
Кстати, хочу спросить у тех, кто все-таки читает этот текст: "А вы встречали в жизни любовь с первого взгляда?" Может, с вами такое происходило, может, наблюдали со стороны. Мне вот не доводилось, ни самому испытать, ни наблюдать за тем, как это случается с другими. Это не значит, что я не верю в любовь с первого взгляда, я ведь не сомневаюсь в существовании многих вещей, которых я никогда сам не видел. Но в данном конкретном случае некоторые сомнения все-таки имеются — не писатели ли такое выдумали? Так что если кто-то пережил или наблюдал такое, напишите, пожалуйста.
А вот и текст этой песни (кстати, по словам самого Галича, это самая первая из написанных им песен, хотя есть и другие мнения):
ЛЕНОЧКА
Апрельской ночью Леночка
Стояла на посту.
Красоточка-шатеночка
Стояла на посту.
Прекрасная и гордая,
Заметна за версту,
У выезда из города
Стояла на посту.
Судьба милиционерская -
Ругайся цельный день,
Хоть скромная, хоть дерзкая -
Ругайся цельный день.
Гулять бы ей с подругами
И нюхать бы сирень!
А надо - с шоферюгами
Ругаться цельный день.
Итак, стояла Леночка,
Милиции сержант,
Останкинская девочка -
Милиции сержант.
Иной снимает пеночки,
Любому свой талант,
А Леночка, а Леночка -
Милиции сержант!
Как вдруг она заметила:
Огни летят, огни,
В Москву из Шереметьева
Огни летят, огни.
Ревут сирены зычные,
Прохожий - ни-ни-ни!
На Лену заграничные
Огни летят, огни!
Даёт отмашку Леночка,
А ручка не дрожит,
Чуть-чуть дрожит коленочка,
А ручка не дрожит.
Машины, чай, не в шашечку,
Колеса - вжик да вжик!
Даёт она отмашечку,
А ручка не дрожит.
Как вдруг машина главная
Свой замедляет ход,
Хоть и была исправная,
Но замедляет ход.
Вокруг охрана стеночкой
Из КГБ, но вот
Машина рядом с Леночкой
Свой замедляет ход.
А в той машине - писаный
Красавец-эфиоп,
Глядит на Лену пристально
Красавец-эфиоп.
И, встав с подушки с кремовой,
Не промахнуться чтоб,
Бросает хризантему ей
Красавец-эфиоп!
А утром мчится нарочный
ЦК КПСС
В мотоциклетке марочной
ЦК КПСС.
Он машет Лене шляпою,
Спешит наперерез:
- Пожалте, Л. Потапова,
В ЦК КПСС!
А там, на Старой площади, -
Тот самый эфиоп.
Он принимает почести,
Тот самый эфиоп.
Он чинно благодарствует
И трёт ладонью лоб,
Поскольку званья царского
Тот самый эфиоп!
Уж свита водки выпила,
А он глядит на дверь.
Сидит с моделью вымпела
И всё глядит на дверь!
Все потчуют союзника,
А он сопит, как зверь...
Но тут раздалась музыка
И отворилась дверь!..
Вся в тюле и в панбархате
В зал Леночка вошла.
Все прямо так и ахнули,
Когда она вошла!
И сам красавец царственный,
Ахмет Али-Паша
Воскликнул:
- Вот так здравствуйте! -
Когда она вошла.
И вскоре нашу Леночку
Узнал весь белый свет,
Останкинскую девочку
Узнал весь белый свет -
Когда, покончив с папою,
Стал шахом принц Ахмет,
Шахиню Л. Потапову
Узнал весь белый свет!
<<1962>>
Хочу добавить к тексту два комментария.
Как-то я писал о том, что многое в прозе и стихах, очевидное для современников, совершенно непонятно для последующих поколений. Думаю, что для молодых сегодня как раз совершенно непонятно, о какой "модели вымпела" идет речь. А тогда-то, в 1962, это было понятно всем. О советских успехах в космосе в то время, наверно, даже из утюгов рассказывали, а это был один из самых больших успехов за период между первым спутником и полетом Гагарина. Вот цитаты из Википедии:
"14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей".
"«Луна-2» несла два шарообразных вымпела из нержавеющей стали, каждый из которых был составлен из 72 пятиугольных сегментов: 12 правильной формы, на поверхности которых были отчеканены герб СССР и надпись «СССР», и 60 неправильной формы с пятиконечной звездой, надписью «СССР» и датой запуска".
Вот модели этих самых вымпелов и дарили иностранным гостям, а все советские люди знали эти вымпелы по фотографиям в газетах.
Второй комментарий относится к исполнению этой песни Галичем. На всех пленках, которые довелось слышать, Галич обильно, почти в каждую строфу, вставлял слово "бля". Особенно это трогательно звучало в описании первой встречи:
"Бросает, бля, хризантему ей":
И в потрясенном возгласе принца при второй встрече:
"Воскликнул:
Бля, вот так здравствуйте!"
Нецензурированную, "правильную версию исполнения можно найти далеко не везде; я вот нашел ее здесь: https://drivemusic.club/bards/1038673-aleksandr-galich-lenochka.html
А теперь еще одна песня о любви — трагической (если, конечно, считать описанное любовью). Опять-таки люди, которые не жили (уже взрослыми) в СССР, вполне могут не представлять себе, что в гостинице можно было поселиться, только предъявив паспорт, а чтобы мужчина мог занять номер с женщиной, в паспортах нужно было иметь штамп о браке. Провести женщину в гостиницу было можно, но с оглядкой, а после 11 вечера присутствие гостей в номере запрещалось вообще. Конечно, эти правила обходили, но они существовали, и, если нарушение раскрывалось, можно было получить неприятности — вроде сообщения на работу и т. д. Так что герой песни опасается не просто так...
Командировочная пастораль
То ли шлюха ты, то ли странница,
Вроде хочется, только колется,
Что-то сбудется, что-то станется,
Чем душа твоя успокоится?
А то и станется, что подкинется,
Будут волосы все распатлатаны.
Общежитие да гостиница -
Вот дворцы твои Клеопатровы.
Сядь, не бойся, выпьем водочки,
Чай, живая, не покойница!
Коньячок? Четыре звездочки?
Коньячок - он тоже колется...
Гитарист пошел тренди-брендями,
Саксофон хрипит, как удавленный,
Все, что думалось, стало бреднями,
Обманул Христос новоявленный!
Спой, гитара, нам про страдания,
Про глаза нам спой и про пальцы,
Будто есть страна Пасторалия,
Будто мы с тобой пасторальцы.
Под столом нарежем сальца,
И плевать на всех на тутошних.
Балычок? Прости, кусается...
Никаких не хватит суточных.
Расскажи ж ты мне, белка белая,
Чем ты, глупая, озабочена,
Что ты делала, где ты бегала?
Отчего в глазах червоточина?
Туфли-лодочки на полу-то чьи?
Чья на креслице юбка черная?
Наш роман с тобой до полуночи:
Курва здешняя коридорная!
Влипнешь в данной ситуации,
И пыли потом, как конница.
Мне - к семи, тебе - к двенадцати,
Очень рад был познакомиться!
До свидания, до свидания,
Будьте счастливы и так далее...
А хотелось нам, чтоб страдания,
А хотелось, чтоб Пасторалия!
Но, видно, здорово мы усталые,
От анкет у нас в кляксах пальцы!
Мы живем в стране Постоялии -
Называемся - постояльцы...
1963
Я помню, что Галич последнюю строку пел "И навеки мы постояльцы".
И, кстати, анкеты, среди прочего, нужно было заполнять и при заселении в гостиницу. С указанием национальности.
Эта песня явно перекликается с песней Кукина "Гостиница". Только у Кукина, конечно, эта достаточно неприглядная история выглядит гораздо красивше и романтичнее.
Никакого сальца, никакой водочки, все очень даже переживательно и тонкочувственно.
Гостиница
Ах, гостиница моя, ах, гостиница! На кровать присяду я - ты подвинешься, Занавесишься ресниц занавескою... Хоть на час тебе жених - ты невестою. Бабье лето, так и быть, не обидится, Всех скорее позабыть, с кем не видимся. Заиграла в жилах кровь коня троянского, Переводим мы любовь с итальянского. Наплывает слов туман, а в глазах укор, Обязательный обман - умный разговор. Сердце врет: "Люблю, люблю!" - на истерике, Невозможно кораблю без Америки. Ничего у нас с тобой не получится. Как ты любишь голубой мукой мучиться! Видишь, я стою босой перед вечностью, Так зачем косить косой - человечностью? Коридорные шаги - злой угрозою, Было небо голубым - стало розовым... А я на краешке сижу и не подвинулся... Ах, гостиница моя, ах, гостиница! Октябрь 1965,
Я люблю Галича еще и за то, что его и мое отношение к песням, которые пели туристы в электричках, полностью совпадает.
Кукин, кстати, был один из самых популярных авторов этих "гитарно-мужественных" (как назвал в свое время этот жанр не помню уже кто) песен; на самую его популярную песню "А в тайге по утрам туман" даже пародия была; это единственная известная мне пародия на бардов (если, конечно, не считать "Пародию-трагедию по Высоцкому" Клячкина, но там все-таки другое).
Галич это свое отношение очень четко выразил в песне "Прощание с гитарой" "Чибиряк-чибиряк-чибиряшечка")
Прощание с гитарой (Подражание Апполону Григорьеву)
Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,
Ах, как скушно мне с тобой, моя душечка!
Осенняя, простудная,
Печальная пора,
Гитара семиструнная,
Ни пуха, ни пера!
Ты с виду — тонкорунная,
На слух — ворожея,
Подруга семиструнная,
Прелестница моя!
Ах, как ты пела смолоду,
Вся — музыка и стать,
Что трудно было голову
С тобой не потерять!
Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,
Ах, как плыла голова, моя душечка!
Когда ж ты стала каяться
В преклонные лета,
И стать не та, красавица,
И музыка не та!
Всё в говорок про странствия,
Про ночи у костра,
Была б, мол, только санкция,
Романтики сестра.
Романтика, романтика
Небесных колеров!
Нехитрая грамматика
Небитых школяров.
Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,
Ах, как скушно мне с тобой, моя душечка!
И вот, как дождь по луночке,
Который год подряд
Бес на одной на струночке,
А шесть других молчат.
И лишь затем без просыпа
Разыгрываешь страсть,
Что, может, та, курносая,
"Послушает и дасть"...
Так и живёшь, бездумная,
В приятности примет,
Гитара однострунная —
Полезный инструмент!
Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,
Ах, не совестно ль тебе, моя душечка!
Плевать, что стала курвою,
Что стать под стать блядям,
Зато номенклатурная,
Зато нужна людЯм!
А что души касается,
Про то забыть пора.
Ну что ж, прощай, красавица!
Ни пуха, ни пера!
Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,
Что ж, ни пуха, ни пера, моя душечка!
1965
Эпиграф все-таки не из Григорьева, у Григорьева в оригинале (Галич говорил об этом перед исполнением) в "Цыганской венгерке":
Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,
С голубыми ты глазами, моя душечка!
Никогда этих песен Галича не слышал и не читал.
ОтветитьУдалитьА что за отношение было у вас с Галичем относительно песен туристов в электричках? Его и самого, по-моему исполняли (Парамонова, Белые столбы, О физика... это схожу)
Привет, Матвей.
УдалитьНикогда не слышал песен Галича в электричках. Мне всегда казалось, что его не очень-то знали, в Ленинграде пленки с его песнями были редкостью тогда и почти всегда плохого качества, какая-нибудь ...надцатая перезапись. Так что мы иногда сидели и сообща слова разбирали... Но, может, это только на моем направлении Галича не пели, я-то всегда ездил в сторону Рощино - Выборга... Пели обычно Кукина, Городницкого, реже Висбора, а чаще всего вообще "В огороде, бабка"...
Испр. : О физиках,..... сходу
ОтветитьУдалитьПардон, пишу на смартфоне...)
А "с ходу", оказывается, пишется раздельно.
ОтветитьУдалитьА Гостиница с одним Н и Поэзия с одним З...)
А так хочется удвоить!
Подумал - а наверное ты прав.
ОтветитьУдалитьПесни Галича - не для хорового исполнения.
Индивидуальные.
То, что мне запомнилось - пел какой-нибудь одиночка-ведущий. Остальные слушали, раскрыв рот.
Ну, такое вполне возможно, правда, я такого не припомню. А ты с какого вокзала и куда на электричках ездил?
ОтветитьУдалитьВ институтские годы ездил "На скалы" - Приозерское направление. Когда заканчивался "дачно-курортный" пояс, начинались песнопения...)
ОтветитьУдалитьAaaa!!!!
ОтветитьУдалитьГостиницу мне играл тот мой учитель гитары, который потом в Израиль слинял. И меня заставлял!!!
Вот это да...
И я тупо все это учила и грала! В 11!!!
ОтветитьУдалитьБля, вы все как сговорились, что-ли?
Чтооооо???!!!
ОтветитьУдалитьНу, Володя, погоди!
Прощание с гитарой, говоришь?
https://youtu.be/djwYpqLENZA?si=X8VYxdYrhEfU-f_c
ОтветитьУдалитьНу да, "Прощание с гитарой". Я же распечатал здесь текст.
ОтветитьУдалитьРаспечатали, молодцы.
ОтветитьУдалитьА я вот покажу. Наглядно. Прощание;)
https://youtu.be/x6G-sMbR0B4?feature=shared
Удалить