Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

понедельник, июня 10, 2024

 

Ассонансные рифмы

(окончание)

Вот теперь перехожу к началу, к тому, с чего, собственно, и начинал этот текст — к ассонансным рифмам.

В качестве очередного отступления скажу, что у замечательного американского фантаста Генри Каттнера есть рассказ "Исполнение желаний", который начинается с конца, потом, как и положено, идет середина, а заканчивается все началом. Рассказ мне страшно нравится, всем рекомендую.

И этот мой опус составлен примерно по этому принципу, так что я, наконец, действительно перехожу к началу и больше не буду отвлекаться.

По крайней мере, я в данный момент так думаю.

Итак, об ассонансных рифмах.

В 17 лет я знал, что это такое, поскольку читал Вознесенского с его и "витражи — души" "стоит — столиц" (это из первых строчек первого стихотворения в "Треугольной груше") меня впечатлили.

Так что я задумал написать "учебное" стихотворение с максимальным количеством ассонансных рифм. А непосредственным толчком к написанию этого стихотворения стали как раз лекции Васильева по истории КПСС. Я не помню, какие из упомянутых в стихотворении тем действительно затрагивались на лекциях, а что я придумал для рифмы. Но, так или иначе, раздражение от завуалированного свободомыслием вранья было вполне искренним. И писать я начал это стихотворение на одной из немногих лекций по истории КПСС, на которой я присутствовал. Лекции были раз в неделю, начинались в 12 часов. И как раз в это время начинался первый сеанс в кинотеатре Выборгский; мы туда успевали после окончания предыдущей пары в 11:40. Так что если в Выборгском шел новый фильм, мы бегали туда.

Но, видимо, новые фильмы были не всегда, так что на некоторых лекциях я сидел. Конспект, конечно, не вел, а занимался какими-то своими делами. Стихи вот писал иногда.

Вот это стихотворение, в его окончательной редакции. Написано оно весной 1963 года.


Это лекция по истории.

Почему должен слушать про тори я?
Почему должен слушать про Индию?
Да катитесь в к черту, идите вы!..

Дальше — больше,
Лепит о Польше,
Треплет про Панаму,
Лепет Программы…

Лучше в "панораме"
Смотреть на Волгу,
Чем слушать как в храме
Науки врут в бога…

Смысла, конечно, не ахти, но, скажем, за рифмы "Индию — идите вы" и "Волгу — в бога" мне не стыдно. Да и за "по истории - про тори я"... 


Наверно, стоит дать некоторые пояснения, поскольку, если этот текст будут читать люди молодые, им, возможно, будет непонятно, о чем идет речь.

Под "панорамой" подразумевается панорамное кино. Сегодня, по-моему, ничего такого нет, поскольку для такого кино нужны огромные залы. А в ту пору это было технической новинкой; в Ленинграде панорамный кинотеатр Ленинград открылся в

8 комментариев:

  1. Я, конечно, специалист по рифмам ещё тот, и это мягко говоря, но на мой дилетантский взгляд "витражи -души" рифма не ассонансная. Здесь совпадают парные согласные "ж-ш", они хоть и разные (звонкая и глухая), но они полностью созвучны, в этом и суть парных согласных.
    Ну а уж Ваша рифма "по истории - про тори я" даже близко не ассонансная: имеет место быть совпадение ударных и гласной и согласных. Но рифма очень классная, не спорю! Не банальная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лена.
      Я, честно говоря, никогда не задумывался, тянет ли на ассонанспую рифму расхождение между звонкой и глухой согласными. Впролне возможно, что вы правы. А рифма с историей, понятно, не ассонансная, я ее поэтому и поставил отдельно.
      Самые интересные, наверно, омонимические рифмы, когда рифмуются одинаковые слова, но с разными смысловыми значениями. В упоминавшейся книге Сельвинского был приведен пример из Кирсанова:

      Шторы опускаются,
      Руки опускаются,
      Я кричу "Товарищи!"
      Но мои товарищи
      По домам расходятся,
      Потому что, может быть,
      В мнениях расходятся
      В том, что чудо может быть.

      Вот такое мне ни разу не удавалось. Даже в паре строк, тем более, в такой цепочке...

      Удалить
    2. "Вот такое мне ни разу не удавалось. Даже в паре строк, тем более, в такой цепочке... "

      Да, это очень сложно, поскольку часто в этом случае присутствует игра слов, каламбур, то есть, рифмуются два слова, совершенно одинаковые по звучанию, но разные по значению. А такие пары слов, все же, довольно редко встречаются. И кроме поиска подобных пар надо ведь и о смысле стихотворения не забыть, а то получится просто бессмысленный набор рифмованных фраз. Как часто бывает в буриме.



      Удалить
    3. Иногда рифмуют слова, которые пишутся одинаково, но являются разныит частями речи, например, "были"-глагол и "были"-существительное, то же самое - "дАли" и "дАли". Но таких слов мало, а чтобы подобрать слова, которые по чисто смысловым оттенкам только отличаются, тут надо хорошее ухо иметь. У меня этого нет. Очень мне запомнилось, как приехала к нам в СССР еще адина родственница из Израиля, она по-русски не говорила совсем, услышала слово "подушка", ей просто понравилось звучание и она повторила по слогам раздельно "Под-Ушка", и я тогда впервые понял, как "устроено" это слово. А ведь дожил до 45 лет - и не слышал, хотя слово-то слышал тысячу раз...

      Удалить
    4. Ко мне взывает периодика:
      Нет ли какого переводика?
      Но я боюсь: переводить -
      Как в мир теней переводить.

      Семён Кирсанов

      Удалить
    5. Привет, Матвей. Я у других поэтом омонимы в стихах вроде и не встречал, а Кирсанов, видно, был большой фанат этого дела.
      Я тут большое стихотворение нашел его:


      Птичий клин

      Когда на мартовских полях
      лежала толща белая,
      сидел я с книгой, на полях
      свои пометки делая.
      И в миг, когда мое перо
      касалось граф тетрадочных,
      вдруг журавлиное перо
      с небес упало радужных.
      И я его вписал в разряд
      явлений атомистики,
      как электрический разряд,
      как божий дар без мистики.
      А в облаках летел журавль
      и не один, а стаями,
      крича скрипуче, как журавль,
      в колодец опускаемый.
      На север мчался птичий клин
      и ставил птички в графике,
      обыкновенный город Клин
      предпочитая Африке.
      Журавль был южный, но зато
      он в гости к нам пожаловал!
      Благодарю его за то,
      что мне перо пожаловал.
      Я ставлю сущность выше слов,
      но верьте мне на слово:
      смысл не в буквальном смысле слов,
      а в превращеньях слова.

      Удалить
  2. Пиит творит и пишет буквы,
    Рифмует их и так и сяк…
    Выходит, словно в лужу пукнул,
    Но грохот, будто взвод солдат.

    Оваций шум, аплодисменты...
    От криков «браво!» шум в ушах
    «Ах вот какой ты!» Комплименты,
    От тёток, на серьезных щах.

    Сие бодрит и вдохновенье
    Приходит, как махнет «полста».
    И нет ни капли сожаленья
    Боязни чистого листа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стишки мои подчас грустны
      Бывают глупы, веселы
      Бывает, что и романтичны
      Короче, разные они:
      Сонеты, моноримы и верлибры
      Всё тут! Кидайте их быстрей в корзину.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...