Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

воскресенье, июня 02, 2024

 Любите ли вы Галича?
(продолжение)

Теперь хочу вспомнить песню Галича о любви с первого взгляда. Хорошая песня, и конец вполне счастливый. Причем не просто любовь с первого взгляда, а любовь с первого взгляда на международном уровне.

Кстати, хочу спросить у тех, кто все-таки читает этот текст: "А вы встречали в жизни любовь с первого взгляда?" Может, с вами такое происходило, может, наблюдали со стороны. Мне вот не доводилось, ни самому испытать, ни наблюдать за тем, как это случается с другими. Это не значит, что я не верю в любовь с первого взгляда, я ведь не сомневаюсь в существовании многих вещей, которых я никогда сам не видел. Но в данном конкретном случае некоторые сомнения все-таки имеются — не писатели ли такое выдумали? Так что если кто-то пережил или наблюдал такое, напишите, пожалуйста.

А вот и текст этой песни (кстати, по словам самого Галича, это самая первая из написанных им песен, хотя есть и другие мнения):


ЛЕНОЧКА


Апрельской ночью Леночка

Стояла на посту.

Красоточка-шатеночка

Стояла на посту.

Прекрасная и гордая,

Заметна за версту,

У выезда из города

Стояла на посту.


Судьба милиционерская -

Ругайся цельный день,

Хоть скромная, хоть дерзкая -

Ругайся цельный день.

Гулять бы ей с подругами

И нюхать бы сирень!

А надо - с шоферюгами

Ругаться цельный день.


Итак, стояла Леночка,

Милиции сержант,

Останкинская девочка -

Милиции сержант.

Иной снимает пеночки,

Любому свой талант,

А Леночка, а Леночка -

Милиции сержант!


Как вдруг она заметила:

Огни летят, огни,

В Москву из Шереметьева

Огни летят, огни.

Ревут сирены зычные,

Прохожий - ни-ни-ни!

На Лену заграничные

Огни летят, огни!


Даёт отмашку Леночка,

А ручка не дрожит,

Чуть-чуть дрожит коленочка,

А ручка не дрожит.

Машины, чай, не в шашечку,

Колеса - вжик да вжик!

Даёт она отмашечку,

А ручка не дрожит.


Как вдруг машина главная

Свой замедляет ход,

Хоть и была исправная,

Но замедляет ход.

Вокруг охрана стеночкой

Из КГБ, но вот

Машина рядом с Леночкой

Свой замедляет ход.


А в той машине - писаный

Красавец-эфиоп,

Глядит на Лену пристально

Красавец-эфиоп.

И, встав с подушки с кремовой,

Не промахнуться чтоб,

Бросает хризантему ей

Красавец-эфиоп!


А утром мчится нарочный

ЦК КПСС

В мотоциклетке марочной

ЦК КПСС.

Он машет Лене шляпою,

Спешит наперерез:

- Пожалте, Л. Потапова,

В ЦК КПСС!


А там, на Старой площади, -

Тот самый эфиоп.

Он принимает почести,

Тот самый эфиоп.

Он чинно благодарствует

И трёт ладонью лоб,

Поскольку званья царского

Тот самый эфиоп!


Уж свита водки выпила,

А он глядит на дверь.

Сидит с моделью вымпела

И всё глядит на дверь!

Все потчуют союзника,

А он сопит, как зверь...

Но тут раздалась музыка

И отворилась дверь!..


Вся в тюле и в панбархате

В зал Леночка вошла.

Все прямо так и ахнули,

Когда она вошла!

И сам красавец царственный,

Ахмет Али-Паша

Воскликнул:

- Вот так здравствуйте! -

Когда она вошла.


И вскоре нашу Леночку

Узнал весь белый свет,

Останкинскую девочку

Узнал весь белый свет -

Когда, покончив с папою,

Стал шахом принц Ахмет,

Шахиню Л. Потапову

Узнал весь белый свет!


<<1962>>


Хочу добавить к тексту два комментария.

Как-то я писал о том, что многое в прозе и стихах, очевидное для современников, совершенно непонятно для последующих поколений. Думаю, что для молодых сегодня как раз совершенно непонятно, о какой "модели вымпела" идет речь. А тогда-то, в 1962, это было понятно всем. О советских успехах в космосе в то время, наверно, даже из утюгов рассказывали, а это был один из самых больших успехов за период между первым спутником и полетом Гагарина. Вот цитаты из Википедии:

"14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей".

"«Луна-2» несла два шарообразных вымпела из нержавеющей стали, каждый из которых был составлен из 72 пятиугольных сегментов: 12 правильной формы, на поверхности которых были отчеканены герб СССР и надпись «СССР», и 60 неправильной формы с пятиконечной звездой, надписью «СССР» и датой запуска". 

Вот модели этих самых вымпелов и дарили иностранным гостям, а все советские люди знали эти вымпелы по фотографиям в газетах.

Второй комментарий относится к исполнению этой песни Галичем. На всех пленках, которые довелось слышать, Галич обильно, почти в каждую строфу, вставлял слово "бля". Особенно это трогательно звучало в описании первой встречи:


"Бросает, бля, хризантему ей":


И в потрясенном возгласе принца при второй встрече:


"Воскликнул:

Бля, вот так здравствуйте!"


Нецензурированную, "правильную версию исполнения можно найти далеко не везде; я вот нашел ее здесь: https://drivemusic.club/bards/1038673-aleksandr-galich-lenochka.html


А теперь еще одна песня о любви — трагической (если, конечно, считать описанное любовью). Опять-таки люди, которые не жили (уже взрослыми) в СССР, вполне могут не представлять себе, что в гостинице можно было поселиться, только предъявив паспорт, а чтобы мужчина мог занять номер с женщиной, в паспортах нужно было иметь штамп о браке. Провести женщину в гостиницу было можно, но с оглядкой, а после 11 вечера присутствие гостей в номере запрещалось вообще. Конечно, эти правила обходили, но они существовали, и, если нарушение раскрывалось, можно было получить неприятности — вроде сообщения на работу и т. д. Так что герой песни опасается не просто так...


Командировочная пастораль


То ли шлюха ты, то ли странница,

Вроде хочется, только колется,

Что-то сбудется, что-то станется,

Чем душа твоя успокоится?

А то и станется, что подкинется,

Будут волосы все распатлатаны.

Общежитие да гостиница -

Вот дворцы твои Клеопатровы.


Сядь, не бойся, выпьем водочки,

Чай, живая, не покойница!

Коньячок? Четыре звездочки?

Коньячок - он тоже колется...


Гитарист пошел тренди-брендями,

Саксофон хрипит, как удавленный,

Все, что думалось, стало бреднями,

Обманул Христос новоявленный!

Спой, гитара, нам про страдания,

Про глаза нам спой и про пальцы,

Будто есть страна Пасторалия,

Будто мы с тобой пасторальцы.


Под столом нарежем сальца,

И плевать на всех на тутошних.

Балычок? Прости, кусается...

Никаких не хватит суточных.


Расскажи ж ты мне, белка белая,

Чем ты, глупая, озабочена,

Что ты делала, где ты бегала?

Отчего в глазах червоточина?

Туфли-лодочки на полу-то чьи?

Чья на креслице юбка черная?

Наш роман с тобой до полуночи:

Курва здешняя коридорная!


Влипнешь в данной ситуации,

И пыли потом, как конница.

Мне - к семи, тебе - к двенадцати,

Очень рад был познакомиться!


До свидания, до свидания,

Будьте счастливы и так далее...

А хотелось нам, чтоб страдания,

А хотелось, чтоб Пасторалия!

Но, видно, здорово мы усталые,

От анкет у нас в кляксах пальцы!

Мы живем в стране Постоялии -

Называемся - постояльцы...


1963


Я помню, что Галич последнюю строку пел "И навеки мы постояльцы".

И, кстати, анкеты, среди прочего, нужно было заполнять и при заселении в гостиницу. С указанием национальности.


Эта песня явно перекликается с песней Кукина "Гостиница". Только у Кукина, конечно, эта достаточно неприглядная история выглядит гораздо красивше и романтичнее.

Никакого сальца, никакой водочки, все очень даже переживательно и тонкочувственно.


Гостиница

Ах, гостиница моя, ах, гостиница!
На кровать присяду я - ты подвинешься,
Занавесишься ресниц занавескою...
Хоть на час тебе жених - ты невестою.

Бабье лето, так и быть, не обидится,
Всех скорее позабыть, с кем не видимся.
Заиграла в жилах кровь коня троянского,     
Переводим мы любовь с итальянского.         

Наплывает слов туман, а в глазах укор,
Обязательный обман - умный разговор.
Сердце врет: "Люблю, люблю!" - на истерике, 
Невозможно кораблю без Америки.             

Ничего у нас с тобой не получится.
Как ты любишь голубой мукой мучиться!
Видишь, я стою босой перед вечностью,       
Так зачем косить косой - человечностью?     

Коридорные шаги - злой угрозою,
Было небо голубым - стало розовым...
А я на краешке сижу и не подвинулся...      
Ах, гостиница моя, ах, гостиница!           

Октябрь 1965,


Я люблю Галича еще и за то, что его и мое отношение к песням, которые пели туристы в электричках, полностью совпадает.

Кукин, кстати, был один из самых популярных авторов этих "гитарно-мужественных" (как назвал в свое время этот жанр не помню уже кто) песен; на самую его популярную песню "А в тайге по утрам туман" даже пародия была; это единственная известная мне пародия на бардов (если, конечно, не считать "Пародию-трагедию по Высоцкому" Клячкина, но там все-таки другое).

Галич это свое отношение очень четко выразил в песне "Прощание с гитарой" "Чибиряк-чибиряк-чибиряшечка")


Прощание с гитарой (Подражание Апполону Григорьеву)

Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,

Ах, как скушно мне с тобой, моя душечка!


Осенняя, простудная,

Печальная пора,

Гитара семиструнная,

Ни пуха, ни пера!

Ты с виду — тонкорунная,

На слух — ворожея,

Подруга семиструнная,

Прелестница моя!

Ах, как ты пела смолоду,

Вся — музыка и стать,

Что трудно было голову

С тобой не потерять!


Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,

Ах, как плыла голова, моя душечка!


Когда ж ты стала каяться

В преклонные лета,

И стать не та, красавица,

И музыка не та!

Всё в говорок про странствия,

Про ночи у костра,

Была б, мол, только санкция,

Романтики сестра.

Романтика, романтика

Небесных колеров!

Нехитрая грамматика

Небитых школяров.


Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,

Ах, как скушно мне с тобой, моя душечка!


И вот, как дождь по луночке,

Который год подряд

Бес на одной на струночке,

А шесть других молчат.

И лишь затем без просыпа

Разыгрываешь страсть,

Что, может, та, курносая,

"Послушает и дасть"...

Так и живёшь, бездумная,

В приятности примет,

Гитара однострунная —

Полезный инструмент!


Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,

Ах, не совестно ль тебе, моя душечка!


Плевать, что стала курвою,

Что стать под стать блядям,

Зато номенклатурная,

Зато нужна людЯм!

А что души касается,

Про то забыть пора.

Ну что ж, прощай, красавица!

Ни пуха, ни пера!


Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,

Что ж, ни пуха, ни пера, моя душечка!


1965


Эпиграф все-таки не из Григорьева, у Григорьева в оригинале (Галич говорил об этом перед исполнением) в "Цыганской венгерке":


Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,

С голубыми ты глазами, моя душечка!



14 комментариев:

  1. Никогда этих песен Галича не слышал и не читал.
    А что за отношение было у вас с Галичем относительно песен туристов в электричках? Его и самого, по-моему исполняли (Парамонова, Белые столбы, О физика... это схожу)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Матвей.
      Никогда не слышал песен Галича в электричках. Мне всегда казалось, что его не очень-то знали, в Ленинграде пленки с его песнями были редкостью тогда и почти всегда плохого качества, какая-нибудь ...надцатая перезапись. Так что мы иногда сидели и сообща слова разбирали... Но, может, это только на моем направлении Галича не пели, я-то всегда ездил в сторону Рощино - Выборга... Пели обычно Кукина, Городницкого, реже Висбора, а чаще всего вообще "В огороде, бабка"...

      Удалить
  2. Испр. : О физиках,..... сходу
    Пардон, пишу на смартфоне...)

    ОтветитьУдалить
  3. А "с ходу", оказывается, пишется раздельно.
    А Гостиница с одним Н и Поэзия с одним З...)
    А так хочется удвоить!

    ОтветитьУдалить
  4. Подумал - а наверное ты прав.
    Песни Галича - не для хорового исполнения.
    Индивидуальные.
    То, что мне запомнилось - пел какой-нибудь одиночка-ведущий. Остальные слушали, раскрыв рот.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну, такое вполне возможно, правда, я такого не припомню. А ты с какого вокзала и куда на электричках ездил?

    ОтветитьУдалить
  6. В институтские годы ездил "На скалы" - Приозерское направление. Когда заканчивался "дачно-курортный" пояс, начинались песнопения...)

    ОтветитьУдалить
  7. Aaaa!!!!
    Гостиницу мне играл тот мой учитель гитары, который потом в Израиль слинял. И меня заставлял!!!
    Вот это да...

    ОтветитьУдалить
  8. И я тупо все это учила и грала! В 11!!!
    Бля, вы все как сговорились, что-ли?

    ОтветитьУдалить
  9. Чтооооо???!!!
    Ну, Володя, погоди!
    Прощание с гитарой, говоришь?

    ОтветитьУдалить
  10. https://youtu.be/djwYpqLENZA?si=X8VYxdYrhEfU-f_c

    ОтветитьУдалить
  11. Ну да, "Прощание с гитарой". Я же распечатал здесь текст.

    ОтветитьУдалить
  12. Распечатали, молодцы.
    А я вот покажу. Наглядно. Прощание;)

    ОтветитьУдалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...