Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

четверг, июня 16, 2022

 Я уже писал о том, что люблю пьесу "Сирано де Бержерак" Ростана. И писал при этом, что робость Сирано перед Роксаной непонятна мне.

Вот цитата из того текста:


Длинный, даже очень длинный нос — все-таки не повод для таких сильных комплексов, как у Сирано. Он знаменитый поэт, остроумен, галантен с дамами, знаменитый дуэлянт. Да он бы избалован был женским вниманием, и думать забыл бы о своем носе. Пушкин был, конечно, не карлик, но ростом невелик даже для своего времени, а внешность и повадки у него были такие, что в лицее его прозвали "обезьяной". Но это не мешало ему пользоваться огромным успехом у женщин. Во всяком случае, в молодости. И реальный Сирано, без всякого сомнения, пользовался бы, так что не стал бы он, избалованный женским вниманием, так уж сильно робеть перед Роксаной. 


При этом Сирано не просто дуэлянт, он герой, готовый выйти на бой один против тысячи, реально рискующий жизнью. А дуэли Пушкина — понятно, до дуэли с Дантесом — носили несколько водевильный оттенок, с выстрелами в воздух и поеданием черешни под дулом пистолета. Смертоубийством там и не пахло, скорее это был повод покрасоваться. Так что в смысле восхищения романтическим героем среди дам Сирано явно должен был намного опережать Пушкина с его донжуанским списком.

Тогда я вспомнил эту пьесу в связи с американским мюзиклом Сирано, в котором Сирано — карлик. Мне эта идея показалась очень удачной. В таком варианте все становится на свои места.

Но вчера возникла совсем другая версия. Мы с Женей заговорили о французских поэтах и по ходу дела прозвучало имя Сирано де Бержерака (у героя пьесы Ростана был реальный прототип, которого звали так же). И не помню, кто из нас предположил, что Сирано был евреем. Но эта идея показалась сразу нам обоим очень правдоподобной, совсем не хуже, чем идея с карликом, а, может,и лучше. "Нос", о котором столько разговоров в пьесе, в этом случае становится символом еврейства. Подумаешь, в самом деле, - длинный нос, трудно себе представить, чтобы о нем постоянно вспоминали — и окружающие, и сам герой. А если это не просто длинный нос, а еврейский нос, то это совсем другое дело. Понятно, что в разгар антисемитской компании Ростан не решился сделать героя пьесы (именно героя, а не просто главного персонажа) евреем. Пьеса написана в 1897 году. В 1894 во Франции состоялся суд над Дрейфусом, а грандиозный общественный скандал, разделивший Францию на два лагеря, начался в 1896 и продолжался 10 лет. Так что пьеса написана в разгар событий. "Сирано — еврей" объясняет все. И отчаянную драчливость героя, который постоянно готов к оскорблениям и реагирует на них очень остро, всегда готов смыть обиду кровью обидчика, так что каждый насмешник понимает, что может заплатить за свои насмешки жизнью. И нелюбовь к Сирано власть имущих — его пытаются убить, его посылают на войну, на верную смерть, его в конце концов убивают. И, конечно, взаимоотношения с Роксаной. Просто нос, как я уже писал, помехой стать не мог. А вот еврейский нос… Даже в наше время песня "Я выйду замуж за еврея", которую пела Лолита Милявская, звучала достаточно экзотично, хотя смешанные браки с евреями уже достаточно давно экзотичными все же не являются (ведь еще у моего деда Цукерштейна вторая жена — которая перед бабушкой Эддой — была русская). Но во времена Ростана это было, полагаю, более, чем проблематично, а уж во времена реального Сирано — и вовсе немыслимо. Даже если бы Роксана согшласилась выйти замуж за Сирано, она обрекла бы себя на постоянные перешептывания за спиной, а то и прямые оскорбления. Рыцарь Сирано, понятно, не мог обречь любимую женщину на такую судьбу. У него была шпага и яростное остроумие, а как было бы защищаться от обидчиков ей. Поэтому уход Сирано в сторону выглядит вполне естественно для благородного героя. Так что вроде все сходится, и вполне допустимо предположить, что своей пьесой Ростан внес свой вклад в борьбу с антисемитизмом. Можно опять-таки предположить, что, учитывая тогдашнюю ситуацию, современникам Ростана смысл пьесы был понятен, хотя, конечно, и не всем. Не знаю, выдвигалась ли эта версия в литературной критике того времени или впоследствии. А вдруг нет? Вдруг мы с Женей можем претендовать на открытие в литературоведении? Надо будет почитать, что писали о пьесе. Правда, к сожалению, не знаю французского… И не знаю, куда обращаться, чтобы "застолбить" идею, оформить первооткрывательство.

Дед мой в таких случаях говорил: "Напиши заявление в колбасную". Не знаю, почему в колбасную, но, по-моему, это как раз тот случай.

14 комментариев:

  1. Володя, так у Вас же в Гугле хоть и маленькая, но своя собственная колбасная! Вот Вы туда и обратились с заявлением! (Смеющийся смайлик)
    А если серьёзно, то первооткрыватель еврейской темы в "Сирано" не Вы, увы.
    "Еврейский нос, мне всё равно, я - Сирано де Бержерак,
    Ты - Пиноккио, украшай уши лапшою "Доширак"
    Паре-тройке зевак, тем более, их словарный запас ограничен фразой:
    "Хоуми, бля, какой угарный напас!" © Oxxxymiron"
    Это написал и озвучил репер Оксимирон еще в 2013 году.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прошу прощения, но слово "рЭпер" пишется через "э"

      Удалить
    2. Здравствуйте, Лена. Рад получить от вас весточку после долгого перерыва. Мне Женя уже сказала про Оксимирона. Я знаю, кто это такой, но никогда не его не слушал, так что и песню эту не знал. Кстати, это единственная в Гугле ссылка по теме при запросе "Сирано еврей". Но в любом случае, стало быть, на лавры первооткрывателя претендовать не могу. Увы. А я-то уже губу раскатал.

      Удалить
    3. Привет, Володя! Простите, впопыхах забыла поздороваться. Пользуясь случаем, хочу высказать некоторые свои соображения по теме Вашего сегодняшнего блога. Я не совсем согласна с Вашим неприятием робости храбреца Сирано перед Роксаной из-за своего носа. Мне кажется, Вы не совсем понимаете психологию молодой женщины, в отличие от Сирано. К тому же очень красивой молодой женщины, покорительницы мужских сердец. Думаю, Сирано потому боится открыть свои чувства Роксане, что уверен - она из тех многих молоденьких кокеток, которые всегда выберут привлекательную внешность в противоположность богатому внутреннему миру поклонника. И я думаю, Сирано прав в этом на все сто. Сужу по себе. В молодости я любому внешне неприметному и малопривлекательному интеллектуалу в очочках не задумываясь предпочла бы смазливую мордашку, не обремененную интеллектом. Сейчас я, конечно, поменяла приоритеты, буквально на противоположные, ну просто с ног на голову, и теперь всегда на первое место в рейтинге ставлю мужчин с богатым внутренним миром, как бы они не выглядели внешне. Но, увы, мой поезд давно ушёл. А вместе с ним ту-ту и красавчики Кристианы, и даже длинноносые Сирано.
      Но я отвлеклась. Возвращаюсь к теме. К счастью, Роксана оказалась не такой, как о ней думал Сирано. Но это, все же, исключение, лишь подтверждающее правило.

      Удалить
    4. Мне, конечно, трудно судить о чувствах красивых молодых женщин. Вполне допускаю, что им могут не понравиться "неприметные и малопривлекательные". Но знаменитых поэтов, да к тому же и героев, вряд ли можно назвать "неприметными". По моим представлениям, роман с таким человеком польстил бы тщеславию любой молоденькой кокетки. Донжуанский список Пушкина, по-моему, вполне подтверждает это мое предположение. Не думаю, что все его дамы ценили его за богатый внутренний мир...

      Удалить
    5. Неприметные и малопривлекательные ВНЕШНЕ, заметьте. Именно так я сказала. И добавлю. Я говорила о молодых незамужних девушках. Что же касается Пушкина, то он, как и его герой, Дон Жуан, известен своими победами в основном среди замужних дам. Разумеется, эти дамы, имеющие опыт чувственной любви, ценили Пушкина не за внутренний мир, а как хорошего - страстного и пылкого любовника, давайте уж называть вещи своими именами. У молодых и незамужних девушек подобного опыта не было, поэтому они выбирали мужчин за другие качества. Володя, но мы с Вами вступили на скользкий путь. Поэтому я умолкаю, хотя очень хотелось написать о взаимоотношениях Натальи Николаевны и её некрасивой сестры Екатерины Гончаровой с красавчиком Дантесом, и о том, что Пушкин долго добивался благосклонности своей будущей жены, и вряд ли она была страстно влюблена, когда выходила замуж. Другое дело, что Пушкин, в отличие от Сирано, был весьма самоуверен в любовных делах, и имея внешность "чуть-чуть красивее обезьяны", нисколько не робел перед дамами, и их холодность его ничуть не обескураживала.

      Удалить
    6. Доброе утро, Лена.
      "Молодые незамужние девушки" во времена Пушкина, да и позднее, любовных романов, судя по литератре во всяком случае, не заводили, за редчайшим исключением. Скажем, Лавинии Бравура в голову не пришло ведь предлагать Мятлеву побег, пока она не стала Лавинией Ладимировской. У таких девушек и возможности такой особо не было; как я себе представляю, их и из дома-то без сопровождения не выпускали. Конечно, это в первую очередь в городах, в имениях нраы были посвободнее, судя по книгам того же Пушкина (скажем, "Барышня-крестьянка), но все же, думаю, Татьяна Ларина была редким исключением.
      Но если учесть, что замуж тогда выходили обычно в 16-17 лет, "замужние дамы", заводившие романы с Пушкиным, были вполне молоды, если не юны. Анне Керн на момент романа с Пушкиным, скажем, было 25...

      Удалить
    7. Володя, доброе утро! Так ведь и я о том же! А именно о том, что незамужние девушки, не познавшие, так сказать, радостей плотской любви, предмет своих девичьих грёз и воздыханий выбирали прежде всего исходя из внешности. Возможно выбор был неосознанный, подспудный, но внешность партнера, его нрав, его манеры все же были определяющими. Это если говорить об увлечениях молодых незамужних девушек. И это нормально, красота (в данном случае, внешние данные) привлекает прежде всего. Встречают, как известно, по одёжке. К сожалению, многие по ней и провожают, не дав себе труда разглядеть, что под этой одёжкой скрывается. Другое дело - любовь. Это очень сложное чувство, абсолютно не зависящее от нашей воли и желаний. "Химия", как нынче принято называть любовь, особенно любовь чувственную. Или, перефразируя известную цитату из фильма, любовь - предмет тёмный, исследованию не подлежит. Не буду приводить известный народный афоризм про любовь и козла, хотя он здесь прямо-таки напрашивается. (Смеющийся смайлик)
      Но возвращаясь к теме нашего разговора...
      Мне кажется, Сирано, человек очень гордый и самолюбивый (здоровое самолюбие - это вполне естественно и нормально), еще и потому так робеет перед Роксаной, не решаясь открыть ей своё сердце, что боится получить холодный и решительный отказ. Тем более, Роксана, ничтоже сумняшеся, призналась своему влюбленному кузену, что ей нравится Кристиан. Нет ничего горше мук уязвленного, даже оскорбленного самолюбия для такого гордеца как Сирано.
      Вот так мне кажется.
      И Вы напрасно пренебрежительно относитесь к людским комплексам по поводу их внешности. Это просто потому, что у Вас нет и никогда не было огромного и уродливого "еврейского" носа Сирано. Конечно, все мы разные, кто-то комплексует по поводу недостатков внешности, а кто-то нет, но, поверьте, физические изьяны - это повод комплексовать, и еще какой! Существуют определенные стандарты внешней красоты, и крупный нос в эти стандарты ну никак не вписывается. И давайте будем честны: увлечься внешней красотой - это нормально для любого человека, а вот полюбить уродца - совсем нет. Хотя у Гюго, кажется, в романе "Человек, который смеётся" знатная дама, пресыщенная обычными любовными утехами, соблазняла такого вот уродца, но это не просто ненормально, скорее даже извращение.
      Поэтому я прекрасно понимаю влюбленного Сирано, его робость и нерешительность по отношению к кузине. Он разумно, на мой взгляд, не желает признаваться Роксане в своих чувствах, потому что очень боится нарваться на отказ. Я думаю, он убежден, что искренне полюбить его невозможно из-за носа. Не увлечься, а именно полюбить, ведь ему нужна ответная, взаимная любовь - глубокая и сильная. На меньшее он не согласен!

      Удалить
    8. Вам, конечно, виднее, кого любят женщины, но я, со своей стороны, могу сказать, что никогда не слышал, чтобы мужчины комплексовали по поводу своей внешности. Это, по-моему, свойственно женщинам. Скажем, я не знаю ни одного случая, чтобы мужчина свихнулся по поводу лишнего веса, а женщин таких (точнее, молоденьких девушек) знал не одну. По поводу роста - да, но не внешности. И не раз видел, как вполне некрасивые мужчины пользовались большим успехом у женщин. Выраженное уродство - это все-таки другое, но длинный нос - это, на мой взгляд, не тот случай. Тем более, для знаменитого поэта. Или, в наше время, для эстрадного певца. Скажем, слышал, что множество поклонниц было у Осина, а уж он-то был натуральным уродом маленького роста. И не думаю, что его поклонницами были замужние дамы...

      Удалить
    9. Володя, маленький рост - это тоже недостаток внешности, он определяется визуально, согласитесь. И да, Вы правы, женщины комплексуют по поводу недостатков внешности гораздо чаще, чем мужчины. И это понятно, ведь издавна бытует мнение, что мужчине достаточно быть чуток "красивше" крокодила или той же обезьяны. Ну и верная примета, подмеченная народом, которая гласит, что женщины любят ушами, а не глазами, как мужчины. Тем не менее, позволю себе утверждать, что и женщины глаза не закрывают при оценке потенциального партнёра. Привлекает красота, а отнюдь не некрасивость, как я уже сказала, в том числе (и прежде всего) красота чувственная. К тому же как определить границу между некрасивостью и уродством? Здесь нет каких-то общих критериев, тем более, количественных, вердикт на сей счёт у каждого индивидуален. Да, Гуинплен, намеренно изуродованный в детстве компрачикосами, несомненно был уродцем. Как и другой герой Гюго, кстати, - Квазимодо. А можно ли считать уродством большой нос? Даже не просто большой - непомерно огромный нос Сирано, как без конца подчеркивает Ростан? На вкус и цвет, как говорится... Вам кажется, для зарождения серьёзного комплеса у человека одного длинного носа недостаточно, он должен быть еще и карликом по крайней мере, или горбуном как Квазимодо. А мне кажется, и огромного носа хватит вполне для формирования тяжелого психологического комплекса и у мужчины тоже. Всё дела в размерах этого самого носа. Размер в этом случае однозначно имеет значение!
      Вспомнилась вдруг одна историйка в связи с нашими разговорами о носах.
      Давным-давно, еще в советское время, я смотрела документальный фильм о клинике пластической хирургии, наверное единственной на тот момент в Советском Союзе. Мне помнится эта клиника была в одной их советских республик Закавказья, возможно, в Армении. И занималась она, в основном, хирургическими изменениями формы носа. Ведь на Кавказе полным-полно носатых жителей, и женщин, и мужчин, да и отличительной чертой внешности настоящего армянина часто служит фирменный "турецкий" нос. И эти большие носы мешали их обладателям знакомиться и создавать семьи. В фильме демонстрировали множество фоторгафий пациентов "до" и "после", видимо, для наглядности блестящей работы пластических хирургов. Ну, разумеется, разница во внешности была более чем заметна, она была просто огромной, ведь именно нос, как ни крути, определяет внешность, и исправление формы носа волшебным образом эту внешность меняет.
      Но самое интересное во всей этой истории было вот что. Поскольку хирургическое вмешательство, а именно, долбёжка костей носа долотом, было весьма и весьма серьёзным делом, клиника эта являлась стационаром, и пациенты (подчеркиваю, это были как женщины, так и мужчины) после операции находились в ней на реабилитации довольно долгое время. Многие из них успевали познакомиться и пожениться после выписки, ну как же, ведь теперь все они были красавцами и красавицами! Но о, ужас! Когда в такой семье рождался ребенок, он был еще более носатым, чем его родители до операции! Ничего не попишешь, генетика, черт её дери!

      Удалить
    10. Возможно, вы правы. Но мне всегда казалось, что наибольшим успехом у женщин пользуются вовсе не красавцы, а, что называется, мастера этого дела, совершенно независимо от внешности. С выраженными уродами (внешне, имею в виду) я просто никогда не сталкивался.

      Удалить
    11. И в заключение нашего увлекательнейшего разговора вот вам шутливая притча-анекдот о том как Бог раздавал людям носы.
      "Раздавал как-то Бог носы. Первым прибежал грек. "- Что даешь? " "- Носы, выбирай". Грек выбрал самый красивый. С тех пор одним из эталонов красоты считается греческий нос. Потом прибежал римлянин. "- Что даешь? "
      "- Носы, выбирай". Римлянин выбрал самый красивый из оставшихся. С тех пор римский нос тоже считается одним из эталоном красоты. Далее прибежал русский. Он попросил "- Дай мне нос, который бы все время смотрел на
      тебя". С тех пор у большинства русских курносые носы. Следующим был грузин. "- Дай мне нос, который был бы похож на мои родные кавказские горы". С тех пор у грузин носы с горбинкой. Ну и, наконец, прибежал армянин. "- Что дают? " "- Носы. " "- Почем? " "- Бесплатно. " "-
      Бесплатно? ! Давай самый большой!!! " Вот с тех самых пор у армян самые большие носы..."

      Удалить
    12. Так что Сирано, скорее всего, был не евреем, а армянином. (Смеющийся смайлик)

      Удалить
  2. А выдающимся, так называемым "хищным" носом обладали и обладают многие истинные французы, особенно гасконцы. Именно такой нос и роднит Сирано с Д'Артаньяном.

    ОтветитьУдалить

 Сегодня хочу прежде всего поздравить с днем рождения Лену. Лена, желаю вам всегда, особенно в наше тяжелое для нас всех время, сохранять оп...