Польское кино
Собирался сегодня очередной раз «позлобствовать на власть»
(Ким), которой уже почти 30 лет и не существует, поковырять фантомные раны, но
отвлекся.
В «Энциклопедии» Чхартишвили наткнулся на Яна Потоцкого,
автора «Рукописи, найденной в Сарагосе». Не знал, что он покончил с собой.
Заинтересовался, выяснил, что свой роман, который он писал много лет, Потоцкий
так и не завершил. Узнал также, что у Пушкина есть стихотворение «Альфонс
садится на коня», написанное под впечатлением романа Потоцкого.
Книга, когда она появилась в серии «Литературные памятники»,
мне показалась скучноватой. Может быть, потому, что я стал читать ее после
фильма. Именно из-за фильма я и пишу себе этот текст – поскольку с Потоцкого и
его романа я перескочил на фильм,
поставленный Войцехом Хасом в 1965 году. Вскорости он вышел в СССР, и этот
фильм стал одним из моих сильнейших киновпечатлений того периода. Я смотрел его три раза подряд, посмотрел бы и
четвертый, но в нашем придворном «Выборгском» начали показывать другой фильм.
Не буду пересказывать фильм, не буду даже советовать посмотреть его тем, то не
смотрел – наверняка сегодня он смотрится не так, как пятьдесят с лишним лет
назад, и мои восторги могут вызвать лишь недоумение. Так что прошу просто
поверить мне на слово. В 60-е это было ново, сильно, впечатляюще.
Вообще с конца 50-х до конца 60-х польское кино было самым
интересным из скудного репертуара зарубежного кино, представленного на
советских экранах. Американских фильмов в ту пору появлялось мало, и в основном
это были не лучшие фильмы коммерческого кино. Пожалуй, все, что могу вспомнить
действительно интересного для меня – это «Двенадцать разгневанных мужчин», «Великолепная
семерка» и «Марти». Французские фильмы того времени меня тоже не впечатляли (разве что «Плата за
страх» Клузо). Было еще итальянское кино – но итальянские фильмы стали
появляться несколько позже польских.
Откровенно плохих польских фильмов в советском прокате я
просто не помню. Может и были, но не запомнились. Были очень неплохие комедии («Ева
хочет спать», «Беспокойная племянница», «Гангстеры и филантропы»). Были «исторические»
фильмы – «Пепел» Вайды, «Пан Володыевский» Гофмана. Но главная тема польского
кино в ту пору (во всяком случае, если судить по тем фильмам, которые попадали
в СССР, польских фильмов о современности в прокате почти не было) была война.
Страшная война, которая закончилась для поляков не победой, а новой оккупацией.
Так что война, которая была связана с тяжелейшими
жертвами и трагедиями, была все-таки периодом, которым поляки могли гордиться. Они не победили, но они и не сдались. Так было
в 50-е годы, когда вышли «Пепел и алмаз» и «Канал» Вайды, «Покушение» и «Поиски
прошлого» Пассендорфера). Хотя уже тогда появились фильмы Мунка «Эроика» (1958)
и «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате – «Шесть превращений Яна
Пищика»), в которых не было иллюзий ни по поводу довоенной Польши, ни по поводу
героической борьбы во время войны. Мунк, участник Варшавского восстания,
наверно, знал, о чем снимал кино. А может с годами мрачное настоящее заслонило для
него все хорошее, что было в прошлом. Интересно, какое кино он снимал бы
дальше, если бы не погиб в автокатастрофе в 40 лет.
Так что спасибо полякам за хорошее кино, которое я смотрел в
детстве-отрочестве-юности.
P.S. Не могу не добавить, что
во множестве военных польских фильмов тема Холокоста даже не упоминается. Только
у Мунка в «Косоглазом счастье» затрагивается тема антисемитизма в довоенной
Польше. В остальном – будто в Польше евреев и не было вовсе.
Привет, Володя.
ОтветитьУдалитьКоторый раз удивляюсь схожести наших впечатлений и оценок.
Если бы меня спросили про американсие фильмы того времени, я назвал бы точно те же.
Правда, не согласен, что итальянское кино пришло позже: первые нео-реалистические фильмы увидел тогда же ("Похитители велосипедов" и др.).
И польское кино значило для меня тогда тоже очень много. Я бы ещё сходу добавил из ранних "Как быть любимой" с тем же (как и в "Рукописи") Збигневом Цыбульским. Очень сильный фильм про войну без самой войны на экране.
Насчёт твоего постскриптума:
Это очень тягостная тема. И она не закрыта по сей день. Ты, наверное, знаешь, как встретили в Польше фильм "Колоски"(2012). Глухое неприятие и молчаливое сопротивление даже сейчас, при всей показушной политкорректности. Всё это осталось неотрефлектированным в Польше даже спустя четыре поколения.
Грустно, но факт.
Об этом - статья Адама Михника "По наказу совести".
Я неточно выразился. Конечно, неореалистов раньше показывали. Но я имел в виду фильмы, итальянские которые меня впечатлили. К нореалистам я относился без особого интереса. Итальянское кино для меня началось примерно с "Рокко", "Дороги", "Кабирии", фильмов Антониони, а это в Союзе шло уже в 60-е.
УдалитьА "Как быть любимой" я помню, конечно. Сильный был фильм. Да много еще было - "Поезд" ("Загадочный пассажир") Кавалеровича. А его "Мать Иоанну из монастыря Ангелов" в Ленинграде запретил показывать тогдашний первый секретарь обкома. И, помню, интересно было смотреть "Фараон" по Прусу. Кстати, по-моему, единственный польский фильм, в котором героиня - еврейка. Правда, все-таки в Египте, а не в Польше...