Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

пятница, августа 28, 2020


Польское кино

Собирался сегодня очередной раз «позлобствовать на власть» (Ким), которой уже почти 30 лет и не существует, поковырять фантомные раны, но отвлекся.
В «Энциклопедии» Чхартишвили наткнулся на Яна Потоцкого, автора «Рукописи, найденной в Сарагосе». Не знал, что он покончил с собой. Заинтересовался, выяснил, что свой роман, который он писал много лет, Потоцкий так и не завершил. Узнал также, что у Пушкина есть стихотворение «Альфонс садится на коня», написанное под впечатлением романа Потоцкого.
Книга, когда она появилась в серии «Литературные памятники», мне показалась скучноватой. Может быть, потому, что я стал читать ее после фильма. Именно из-за фильма я и пишу себе этот текст – поскольку с Потоцкого и его романа я перескочил  на фильм, поставленный Войцехом Хасом в 1965 году. Вскорости он вышел в СССР, и этот фильм стал одним из моих сильнейших киновпечатлений того периода.  Я смотрел его три раза подряд, посмотрел бы и четвертый, но в нашем придворном «Выборгском» начали показывать другой фильм. Не буду пересказывать фильм, не буду даже советовать посмотреть его тем, то не смотрел – наверняка сегодня он смотрится не так, как пятьдесят с лишним лет назад, и мои восторги могут вызвать лишь недоумение. Так что прошу просто поверить мне на слово. В 60-е это было ново, сильно, впечатляюще.
Вообще с конца 50-х до конца 60-х польское кино было самым интересным из скудного репертуара зарубежного кино, представленного на советских экранах. Американских фильмов в ту пору появлялось мало, и в основном это были не лучшие фильмы коммерческого кино. Пожалуй, все, что могу вспомнить действительно интересного для меня – это «Двенадцать разгневанных мужчин», «Великолепная семерка» и «Марти». Французские фильмы того времени  меня тоже не впечатляли (разве что «Плата за страх» Клузо). Было еще итальянское кино – но итальянские фильмы стали появляться несколько позже польских.
Откровенно плохих польских фильмов в советском прокате я просто не помню. Может и были, но не запомнились. Были очень неплохие комедии («Ева хочет спать», «Беспокойная племянница», «Гангстеры и филантропы»). Были «исторические» фильмы – «Пепел» Вайды, «Пан Володыевский» Гофмана. Но главная тема польского кино в ту пору (во всяком случае, если судить по тем фильмам, которые попадали в СССР, польских фильмов о современности в прокате почти не было) была война. Страшная война, которая закончилась для поляков не победой, а новой оккупацией. Так что  война, которая была связана с тяжелейшими жертвами и трагедиями, была все-таки периодом, которым поляки могли гордиться.  Они не победили, но они и не сдались. Так было в 50-е годы, когда вышли «Пепел и алмаз» и «Канал» Вайды, «Покушение» и «Поиски прошлого» Пассендорфера). Хотя уже тогда появились фильмы Мунка «Эроика» (1958) и «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате – «Шесть превращений Яна Пищика»), в которых не было иллюзий ни по поводу довоенной Польши, ни по поводу героической борьбы во время войны. Мунк, участник Варшавского восстания, наверно, знал, о чем снимал кино. А может с годами мрачное настоящее заслонило для него все хорошее, что было в прошлом. Интересно, какое кино он снимал бы дальше, если бы не погиб в автокатастрофе в 40 лет.    
Так что спасибо полякам за хорошее кино, которое я смотрел в детстве-отрочестве-юности.
P.S. Не могу не добавить, что во множестве военных польских фильмов тема Холокоста даже не упоминается. Только у Мунка в «Косоглазом счастье» затрагивается тема антисемитизма в довоенной Польше. В остальном – будто в Польше евреев и не было вовсе.   

2 комментария:

  1. Привет, Володя.
    Который раз удивляюсь схожести наших впечатлений и оценок.
    Если бы меня спросили про американсие фильмы того времени, я назвал бы точно те же.
    Правда, не согласен, что итальянское кино пришло позже: первые нео-реалистические фильмы увидел тогда же ("Похитители велосипедов" и др.).

    И польское кино значило для меня тогда тоже очень много. Я бы ещё сходу добавил из ранних "Как быть любимой" с тем же (как и в "Рукописи") Збигневом Цыбульским. Очень сильный фильм про войну без самой войны на экране.

    Насчёт твоего постскриптума:
    Это очень тягостная тема. И она не закрыта по сей день. Ты, наверное, знаешь, как встретили в Польше фильм "Колоски"(2012). Глухое неприятие и молчаливое сопротивление даже сейчас, при всей показушной политкорректности. Всё это осталось неотрефлектированным в Польше даже спустя четыре поколения.
    Грустно, но факт.
    Об этом - статья Адама Михника "По наказу совести".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я неточно выразился. Конечно, неореалистов раньше показывали. Но я имел в виду фильмы, итальянские которые меня впечатлили. К нореалистам я относился без особого интереса. Итальянское кино для меня началось примерно с "Рокко", "Дороги", "Кабирии", фильмов Антониони, а это в Союзе шло уже в 60-е.
      А "Как быть любимой" я помню, конечно. Сильный был фильм. Да много еще было - "Поезд" ("Загадочный пассажир") Кавалеровича. А его "Мать Иоанну из монастыря Ангелов" в Ленинграде запретил показывать тогдашний первый секретарь обкома. И, помню, интересно было смотреть "Фараон" по Прусу. Кстати, по-моему, единственный польский фильм, в котором героиня - еврейка. Правда, все-таки в Египте, а не в Польше...

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...