Любите ли вы Галича?
Любите ли вы Галича так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость..? (Я оставил в этой фразе "молодость", поскольку полюбил Галича давным-давно, в молодости, в студенческие годы. И продолжаю любить сегодня, когда я старик.)
Тем, кто ответит на этот вопрос "да", нет смысла читать дальше. Песни, которые я буду здесь цитировать такие люди знают наизусть, так же, как и я, и ничего нового об этих песнях для таких людей я не скажу. Так что я обращаюсь к тем, кто отвечает "нет", в надежде передать им свою любовь. И сразу предупреждаю, что в этом тексте буду обширно воспроизводить тексты песен Галича, поскольку ориентируюсь на тех, кто их не знает или не помнит. Ссылок для прослушивания я давать не буду, песни в исполнении Галича легко можно найти по названию. Тексты хороши сами по себе. Но Галича все-таки лучше слушать. На гитаре он играл не очень, но исполнитель — потрясающий, невероятно артистичный.
Принято считать, что Галич — бард-антисоветчик, или, по крайней мере, что его песни носят чисто общественно-политический характер. И сам Галич в своей страшной и, показало время, пророческой песне "После вечеринки" упоминает песню, которая, видимо, наиболее полно характеризует его работы — "Облака", песню о сталинских лагерях:
После вечеринки
Под
утро, когда устанут
Влюбленность,
и грусть, и зависть,
И гости
опохмелятся
И выпьют воды
со льдом,
Скажет хозяйка: —
Хотите
Послушать старую запись?
—
И мой глуховатый голос
Войдет
в незнакомый дом.
И кубики
льда в стакане
Звякнут легко
и ломко,
И странный узор
на скатерти
Начнет рисовать
рука,
И будет звучать гитара,
И будет
крутиться пленка,
И в дальний
путь к Абакану
Отправятся облака…
И гость
какой-нибудь скажет:
— От шуточек
этих зябко,
И автор напрасно
думает,
Что сам ему черт не брат!
— Ну,
что вы, Иван Петрович, —
Ответит ему
хозяйка, —
Боятся автору нечего,
Он умер
лет сто назад…
1970 г.
Действительно, большинство песен Галича — про "это". За "это" он и был изгнан из СССР, да и смерть его вызывала вопросы — действительно ли это был несчастный случай...
Но есть у Галича и песни о любви. Конечно, это любовь в условиях уродливой советской действительности, но это все же любовь.
Мне кажется, что самая популярная "любовная" песня Галича — "Красный треугольник". Любовная тема уже в названии (слов "треугольник"-то здесь использовано в смысле "любовный треугольник"), в песне муж изменяет жене, жена уходит от мужа, а в финале происходит примирение, то есть конец как бы счастливый. Правда, поскольку это все-таки Галич, то вся эта история густо пропитана ненавистью к "совку", хоть и "треугольник", но все-таки "красный", жена, как следует из текста, высокопоставленный профсоюзный работник (чем занимается муж — не сказано, но, поскольку вопрос о супружеской измене рассматривается на общем собрании, видимо, герои песни — коллеги), но все-таки главное — это любовная история, все крутится вокруг нее. Я слышал записи, на которых Галич называет эту песню "Разноцветная песенка" и "Товарищ Парамонова", но официальное название — "Красный треугольник".
Красный треугольник
Ой,
ну что ж тут говорить, что ж тут
спрашивать?
Вот стою я перед вами,
словно голенький.
Да, я с Нинулькою
гулял с тетипашиной,
И в «Пекин»
ее водил, и в Сокольники.
Поясок
ей подарил поролоновый
И в палату
с ней ходил в Грановитую.
А жена
моя, товарищ Парамонова,
В это
время находилась за границею.
А вернулась,
ей привет — анонимочка:
Фотоснимок,
а на нем — я да Ниночка!..
Просыпаюсь
утром — нет моей кисочки,
Ни вещичек
ее, ни записочки!
Нет
как нет,
Ну, прямо — нет как нет!
Я к ней
в ВЦСПС, в ноги падаю,
Говорю,
что все во мне переломано.
Не серчай,
что я гулял с этой падлою,
Ты прости
меня, товарищ Парамонова!
А она
как закричит, вся стала черная:
— Я на слеза
на твои — ноль внимания!
И ты мне
лазаря не пой, я ученая,
Ты людЯм
все расскажи на собрании!
И кричит
она, дрожит, голос слабенький…
А холуи
уж тут как тут, каплют капельки:
И Тамарка
Шестопал, и Ванька Дерганов,
И еще
тот референт, что из органов,
Тут
как тут,
Ну, прямо, тут как тут!
В общем,
ладно, прихожу на собрание.
А дело
было, как сейчас помню, первого.
Я,
конечно, бюллетень взял заранее
И бумажку
из диспансера нервного.
А Парамонова,
гляжу, в новом шарфике,
А как
увидела меня — вся стала красная.
У них
первый был вопрос — «Свободу
Африке!»,
А потом уж про меня —
в части «разное».
Ну,
как про Гану — все буфет
за сардельками,
Я и сам бы
взял кило, да плохо с деньгами,
А как
вызвали меня, я свял от робости,
А из зала
мне кричат: «Давай подробности!»
Все,
как есть,
Ну, прямо — все, как есть!
Ой,
ну что тут говорить, что ж тут
спрашивать?
Вот стою я перед вами,
словно голенький.
Да, я с племянницей
гулял с тетипашиной,
И в «Пекин»
ее водил, и в Сокольники.
И в моральном,
говорю, моем облике
Есть растленное
влияние Запада.
Но живем ведь,
говорю, не на облаке,
Это ж
только, говорю, соль без запаха!
И на жалость
я их брал, и испытывал,
И бумажку,
что я псих, им зачитывал.
Ну,
поздравили меня с воскресением:
Залепили
строгача с занесением!
Ой,
ой, ой,
Ну, прямо — ой, ой, ой…
Взял
я тут цветов букет покрасивее,
Стал
к подъезду номер семь, для
начальников.
А Парамонова, как
вышла — стала синяя,
Села в «Волгу»
без меня и отчалила!
И тогда
прямым путем в раздевалку я
И тете
Паше говорю: мол, буду вечером.
А она
мне говорит: «С аморалкою
Нам,
товарищ дорогой, делать нечего.
И племянница
моя, Нина Саввовна,
Она думает как
раз то же самое,
Она всю свою морковь
нынче продала
И домой по месту
жительства отбыла».
Вот
те на,
Ну, прямо — вот те на!
Я иду
тогда в райком, шлю записочку:
Мол,
прошу принять по личному делу
я.
А у Грошевой как раз моя
кисочка,
Как увидела меня — вся
стала белая!
И сидим
мы у стола с нею рядышком,
И с улыбкой
говорит товарищ Грошева:
— Схлопотал
он строгача — ну и ладушки,
Помиритесь
вы теперь по-хорошему!
И пошли
мы с ней вдвоем, как по облаку,
И пришли
мы с ней в «Пекин» рука об руку,
Она
выпила дюрсо, а я перцовую
За советскую
семью образцовую!
Вот и все!
(1963)
Вполне себе happy end по-советски.
Сегодня вспомню еще одну песню — "Городской романс", она же "Подмосковный жестокий романс", она же "Тонечка", она же "Аджубеечка" (если кто не помнит - журналист Аджубей женился на дочке Хрущева и сделал прерасную карьеру, став в итоге главным редактором Известий. Тогда возникла поговорка: "Не имей сто рублей, а женись, как Аджубей". Хотя, надо признать, что "Известия" при нем были неплохой по советским меркам газетой, поскольку Аджубею как зятю позволялось больше, чем другим. Там, к примеру, была напечатана запрещенная до того поэма Твардовского "Теркин на том свете".
А в песне - вполне классическая история: мужчина бросает любимую, чтобы жениться по расчету на нелюбимой, а потом вроде как переживает, поскольку любовь жива. Таких сюжетов полно в мировой литературе; примерно так же собирался поступить Ганя Иволгин в "Идиоте", другое дело, что там до женитьбы не дошло, но он-то был готов, а потом бы тоже мучился. Хотя Настасья Филипповна, конечно, не дура Тонька, и тестя не пришлось бы ублажать, но все равно мучился бы. Тем более, что Настасья Филипповна устроила бы ему веселую жизнь… Классический сюжет опять-таки приправлен приправлен ненавистью к "совку", но сама классическая схема полностью сохраняется.
Городской романс
Она вещи
собрала, сказала тоненько:
«А что ты
Тоньку полюбил, так Бог с ней, с
Тонькою!
А что у папы у ее пайки цековские,
И по праздникам кино с Целиковскою!
А что
Тонька-то твоя сильно страшная —
Ты
не слушай меня, я вчерашняя!
И с доскою
будешь спать со стиральною
За машину
за его персональную...
Вот
чего ты захотел, и знаешь сам,
Знаешь
сам, да стесняешься,
Про любовь
твердишь, про доверие,
Про высокие
про материи…
А
в глазах-то у тебя дача в Павшине,
Холуи
да топтуны с секретаршами,
И как вы
смотрите кино всей семейкою,
А вина у нас в дому — как из кладезя,
А
папаша приезжает сам к полуночи,
Топтуны
да холуи тут все по струночке!
Я папаше
подношу двести граммчиков,
Сообщаю
анекдот про абрамчиков!
А как спать
ложусь в кровать с дурой-Тонькою,
Вспоминаю
той, другой, голос тоненький,
Ух,
характер у нее — прямо бешеный,
Я
звоню ей, а она трубку вешает...
Отвези
ж ты меня, шеф, в Останкино,
В Останкино,
где «Титан» кино,
Там работает она
билетершею,
На дверях стоит вся
замерзшая,
Вся замерзшая, вся
продрогшая,
Но любовь свою
превозмогшая,
Вся иззябшая, вся
простывшая,
Но не предавшая и не
простившая!
Эту песню, конечно, надо слушать. Чего стоит одна долгая, кажущаяся бесконечной пауза перед словами "Я живу теперь в дому…" (слушать лучше вот здесь - https://www.google.com/search?q=%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&rlz=1C1IXYC_ru&oq=%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUyBggAEEUYOTIICAEQABgWGB4yCggCEAAYgAQYogTSAQg4MjA3ajBqNKgCALACAQ&sourceid=chrome&ie=UTF-8#fpstate=ive&vld=cid:3fbf3bae,vid:ZTAB4tk0JfQ,st:0 — здесь такая же запомнившаяся навсегда пауза, как на пленке из юности)
Кстати, любопытно, что в фильме фигурирует скромное "кино с Целиковскою". Возможно, это как раз соответствовало художественным вкусам аджубеевского тестя.
Потому что в другой (уже не любовной) песне Галича речь идет совсем о другом, совсем не совково-целомудренном, кинорепертуаре на высокопоставленных дачах:
Мы поехали за город,
А за городом дожди,
А за городом заборы,
За заборами - вожди.
Там трава несмятая,
Дышится легко,
Там конфеты мятные
"Птичье молоко".
За семью заборами,
За семью запорами,
Там конфеты мятные
"Птичье молоко"!
Там и фауна, и флора,
Там и галки, и грачи,
Там глядят из-за забора
На прохожих стукачи.
Ходят вдоль да около,
Кверху воротник...
А сталинские соколы
Кушают шашлык!
За семью заборами,
За семью запорами
Сталинские соколы
Кушают шашлык!
А ночами, а ночами
Для ответственных людей,
Для высокого начальства
Крутят фильмы про блядей!
И, сопя, уставится
На экран мурло:
Очень ему нравится
Мэрилин Монро!
За семью заборами,
За семью запорами
Очень ему нравится
Мэрилин Монро!
Мы устали с непривычки,
Мы сказали:
- Боже мой! -
Добрели до электрички
И поехали домой.
А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.
А за семью заборами,
За семью запорами,
Там доклад не слушают -
Там шашлык едят!
1961
ВечериНочка
ОтветитьУдалитьhttps://youtu.be/X7Y0Ssx7TI4?si=Ax0nqq3qojHdjwhR