Вчера посмотрели замечательный фильм - "Пожнешь бурю" Стенли Крамера. Фильм 1960 года - не часто смотришь такие старые фильмы с интересом и напряжением. Ада-то смотрела в первый раз, а я фильм видел, когда он вышел в советском прокате в 1963 (год выхода в СССР я, конечно, не помнил, посмотрел сейчас в интернете), так что я-то, по крайней мере, знал, чем все кончится. И все равно смотрел с напряжением. Про "не часто смотришь" - вчера же попытались посмотреть "Опасные связи 1960" Роже Вадима 1959 года - осовремененная экранизация романа Шарля де Лакло. И бросили, не досмотрев. При том, что и роман мы очень любим, в главных ролях Жанна Моро и Жерар Филип, в роли второго плана - совсем молодой Трентиньян, а музыка вообще моего любимого пианиста Монка. Но фильм сегодня "не смотрится", скучен и вял. Запись музыки послушал бы, но фильм смотреть не захотелось.
А "Пожнешь бурю" смотрели буквально на одном дыхании, прерываясь только, чтобы ответить на телефонные звонки. Интереснейшая тема; сюжет - реальный "обезьяний процесс" в США в 1925 году, бОльшая часть фильма - судебное заседание.
Потрясающий актерский дуэт - Спенсер Трейси и Фредерик Марч (соответственно, адвокат и обвинитель).
И важнейшая и сегодня не меньше, чем тогда, сто лет назад, тема - право на свободу мысли.
Я с 1963 этот фильм не видел, но запомнил, как мне показалось, неплохо, хотя и не в деталях. Но вчера, если, конечно, старые воспоминания не обманывают, воспринял его несколько по-другому. Может быть, это связано с купюрами, которые практически неизбежно делали в советском прокате. Фильм в оригинале идет около 128 минут, а в советском прокате такие фильмы разбивали на две серии, чтобы получить двойную плату, и шли они практически всегда не больше двух часов - при том, что перед второй серией повторяли титры, а нередко еще и прокручивали "краткое содержание предыдущей серии, хотя показывали всегда обе серии вместе). Скажем, я отлично помнил, что в финале поют "Боевой гимн республики" (Glory, Glory, Hallelujah), но совершенно не помнил госпел "Old-Time Religion" в начале фильма. Может, конечно, просто забыл - за 58 лет неудивительно... А это очень существенно - в начале - религиозный гимн ортодоксов, которые хотят, чтобы в вопросах веры все оставалось по старому, чтобы было так же, как при их родителях, и даже еще в древнем Израиле. А в конце - тоже религиозный гимн, но гимн тех, кто, веря в бога, выходит воевать за свободу, против рабства.
И еще я не помнил, что в финале адвокат Драммонд (Сперсер Трейси) выходит из зала суда, с двумя книгами подмышкой - томом Дарвина и Библией. Может, тоже не было в советской прокатной версии? Но это, наверно, самый важный момент в фильме о свободе мысли. Наверно, адвокат так же яростно защищал бы право на веру в бога в безбожной стране (правда, скорее всего, это плохо кончилось бы для него, не отделался бы штрафом за неуважение к суду).
И точно только сейчас сообразил, что темперамент, с которым сделан фильм объясняется, наверно, еще и тем, что снят-то он всего через несколько лет после страшного периода маккартизма в США. А Крамер, хотя и не был в те годы отлучен от кино, гонениям подвергся. А сценарист фильма Недрик Янг и ввовсе был внесен в "черные списки" и какое-то время вынужден был работать барменом и продавцом чемоданов. Так что они не понаслышке знали о том, как людей лишают права свободно мыслить.
К сожалению, фильм остается вполне актуальным и сегодня. Рекомендую посмотреть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий