Я уже писал, что с младых лет не любил Евтушенко. Из того, что читал, мне нравилось очень немногое. А многое раздражало. В первую очередь, наверно, постоянное самолюбование, которое я ощущал во многих его стихах.
Но особенно не любил я Евтушенко за два стихотворения. Первое - "Нигилист". Посмотрел сейчас - оно было опубликовано в "Юности" №12 за 60-й год. Тогда, стало быть, я его и прочитал. Поначалу-то оно мне как раз понравилось - как же, Евтушенко "за наших". Я ведь тоже носил тогда узкие брюки и зачитывался "Фиестой" Хемингуэя. Восхищался Пикассо и презирал Герасимова. Правда, я находился в более выгодном положении по сравнению с погибшим нигилистом: мои родители меня в моих вкусах поощряли.
Так что, прочитавши это стихотворение, я прибежал к маме и прочитал и ей - вслух. Думал, что и ей понравится. Мама выслушала (она тоже сильно не любила Евтушенко) и задала мне примерно такой вопрос: "То есть нужно героически умереть, чтобы посмертно получить моральное право носить узкие брюки, читать Хемингуэя и любить Пикассо?". Поразмыслив, я пришел к выводу, что мама права.
Вот это стихотворение.
Носил он брюки узкие,
Читал Хемингуэя."Вкусы, брат, нерусские..." -
Внушал отец, мрачнея.
Спорил он горласто,
Споров не пугался.
Низвергал Герасимова,
Утверждал Пикассо.
Огорчал он родственников,
Честных производственников,
Вечно споря с ними,
Вкусами такими.
Поучали родственники:
"За модой не гонись".
Сокрушались родственники:
"Наш-то - нигилист".
На север с биофаковцами
Уехал он на лето.
У парня биография
Оборвалась нелепо.
Могила есть простая
Среди гранитных глыб.
Товарища спасая,
"Нигилист" погиб.
Его дневник прочёл я.
Он светел был и чист.
Не понял я: при чём тут
Прозванье "нигилист".
А другое стихотворение я не полюбил уже вполне самостоятельно. Написано оно в 1956 году, но я прочитал его несколько лет спустя, когда уже успел полюбить джаз.
Я был в компании джазистов,
лихих, похожих на джигитов.
В тот бурный вечер первомайский
я пил с гитарою гавайской
и с черноусеньким,
удаленьким,
в брючишках узеньких
ударником…
Ребята были как ребята.
Одеты были небогато,
зато изысканно и стильно
и в общем выглядели сильно…
И вдруг,
и вдруг они запели,
как будто чем-то их задели,—
ямщицкую
тягучую,
текучую-текучую…
О чем они в тот вечер пели?
Что и могли, да не сумели,
но что нисколько не забыли
того, что знали и любили.
«Ты, товарищ мой,
не попомни зла.
Здесь, в степи глухой,
схорони меня…»
А что поют артисты джазовые
в интимном,
в собственном кругу
тугие бабочки развязывая?
Я это рассказать могу.
в интимном,
в собственном кругу
тугие бабочки развязывая?
Я это рассказать могу.
Я был в компании джазистов,
лихих, похожих на джигитов.
В тот бурный вечер первомайский
я пил с гитарою гавайской
и с черноусеньким,
удаленьким,
в брючишках узеньких
ударником…
Ребята были как ребята.
Одеты были небогато,
зато изысканно и стильно
и в общем выглядели сильно…
И вдруг,
и вдруг они запели,
как будто чем-то их задели,—
ямщицкую
тягучую,
текучую-текучую…
О чем они в тот вечер пели?
Что и могли, да не сумели,
но что нисколько не забыли
того, что знали и любили.
«Ты, товарищ мой,
не попомни зла.
Здесь, в степи глухой,
схорони меня…»
В принципе я вполне допускаю, что джазисты могли петь русские песни. Народные темы вполне приняты были в советском джазе в ту пору. Так что сама ситуация сомнений не вызывала. Но вот строчка
"Что и могли, да не сумели"
сильно резанула глаза. Это что же, джазисты стали играть джаз, который не мог принести ни особых денег, ни зарубежных гастролей, ничего, кроме неприятностей (стишок "Сегодня ты играешь джаз,/А завтра родину продашь" не на пустом месте возник же, он вполне отражает отношение к джазу в советском обществе - не запрещено, но и очень не поощряется) не из-за любви к ждазу, а лишь потому, что их недостаток профессионализма или за пятый пункт не взяли в оркестр народных инструментов имени Андреева?
Постоянное, не только здесь ощутимое, желание Евтушенко быть хорошим и у "наших", и у "ваших" вполне чувствовалось в течение всего периода его советской жизни. Конечно, не мне, и вовсе молчавшему в тряпочку всю эту жизнь, осуждать автора "Бабьего Яра". Я и не осуждаю. Но стихи не люблю.
P.S. Когда готовил этот текст, наткнулся на любопытное высказывание об Евтушенко, которое вполне соответствует моим ощущениям. Но здесь у автора есть больше права судить:
"Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал:
P.P.S. Я посмотрел несколько страничек со стихотворением Евтушенко о джазистах. Во всех меня удивляют строчки (пунктуация тоже везде одинаковая)
"но что нисколько не забыли
того, что знали и любили".
того, что знали и любили".
Не возьму в толк - кого "того"?
Мне эти строчки запомнились по-другому, причем мой вариант мне кажется осмысленным, в отличие от интернетовского:
"но что нисколько не забыли
и что по-прежнему любили".
и что по-прежнему любили".
Володя, ты всё написал правильно, но я с тобой совершенно не согласен. Так бывает.
ОтветитьУдалитьЕвтушенко очень много для меня значил, и я могу с ходу перечислить три десятка великолепных стихов, а дюжину - просто шедевров.
Есть такая известная формула "Если бы он написал только ЭТО, он бы был достоин Зала славы русской поэзии"...
"Пусть надо мной — без рыданий
просто напишут, по правде:
«Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге»."
Он единственный, кто в августе 1968 года Крыма отправил яростную телеграмму протеста в ЦК, Брежневу. Все молчали, даже фронтовик Окуджава молчал. А он написал!
А потом к нему прилепилось это стандартное интеллигентское (от Бродского и Довлатова!) высокомерие: Если он против, то я - за.
Вот это я совсем не разделяю. Он был очень разный. И великий, и жалкий. А кто другой?
Привет, Матвей.
УдалитьЯ невзлюбил Евтушенко задолго до того, как много лет спустя узнал историю с Бродским и о телеграмме 68 года. Вообще из поэтов того поколения для меня много значил только Вознесенский, Ахмадулина до меня как-то не доходила, не мои стихи, а стихи Евтушенко и особенно Рождественского я не любил. Из того, что я прочитал у Евтушенко, могу припомнить только пару стихотворений, которые мне понравились. Я понимаю, что он был талантливым человеком, причем во многих областях. А уж "Бабий Яр", конечно, был огромным событием. Но в целом мне лирический герой Евтушенко всегда был неприятен, несимпатичен. Здесь мы с тобой расходимся в оценках. Но это все-таки, на мой взгляд, частность...