Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, мая 25, 2022

 

Вчера был день рождения отца, а сегодня день рождения его отца, моего деда. Я уже писал о нем. Но в связи с этими днями рождения вспомнил историю из раннего детства. Некоторые истории из этого периода я знаю по рассказам мамы, но эту запомнил сам. Не знаю, сколько мне было тогда лет, но числа я уже знал, понимал, что 25 число идет после 24. Но с годами, видимо, у меня еще были какие-то проблемы, и я никак не мог понять, как могло получиться, что отец родился раньше деда. Сам ли я в этом разобрался со временем, или спросил у кого-то из взрослых, не помню. Но вот это недоумение в памяти отложилось.

А вчера вспомнил еще одну историю из рангего детства, о ней уже знаю от мамы. Мы с Адой говорили о моей нелюбви к лососю. Это весьма популярная в Израиле рыба, правда, очень дорогая. Есть местный, выращиваемый в прудах, он подешевле, но, по общему мнению, менее вкусный. Поэтому стараются купить норвежский. На иврите лосось "салмон", как по-английски, в давние времена евреи лосося не знали, поэтому в иврите не было названия для него, а когда пришло время — позаимствовали из английского. Академия иврита борется с иностранными заимствованиями в иврите и выдумывает новые слова взамен иностранных. Некоторые такие новые слова даже приживаются. А пока что в Израиле лосося называют просто "соломон", так ближе и понятнее.

Так вот, я могу съесть стейк из лосося прямо со сковороды, но остывшего, даже разогретого потом, не люблю. Он пахнет рыбьим жиром, а я не люблю этот запах с детства. Но при этом рыбий жир в детстве пил охотно. То есть поначалу категорически отказывался. Но потом мама перелила его в бутылку из-под ессентуков, на этикетке там был изображен орел. И мама объяснила мне, что это — орлиное лекарство. Это меня впечатлило, и после этого орлиное лекарство я принимал без скандалов. Правда, при условии, что оно было налито на кусок крутопосоленного черного ржаного хлеба. Хлеб такой я очень люблю, а в Израиле с ним проблемы. А борщ без черного хлеба для меня не совсем борщ. И еще с детства люблю "тюрю" — так у нас дома называлось блюдо, состоящее из творога и мелко наломанных кусочков черного хлеба, все это заливалось молоком и посыпалось сахарным песком. И глазунью, в которой яйца выливаются на черный хлеб, предварительно обжаренный с помидорами, очень люблю, это блюдо на завтраки я всегда готовил сам. Да и вообще завтраки у нас дома — моя ответственность. Так вот, без черного хлеба в Израиле чего-то не хватало. Конечно, теряют больше иногда, но хотелось. И вот недавно в нашем русском магазине "Кишинев" (я уже давно привык, но это сочетание иногда все-таки изумляет) недавно появился настоящий черный ржаной хлеб, такой, как был в Ленинграде. И привозят его каждое утро, кроме среды (и, разумеется, субботы, когда магазин просто закрыт), прямо горячим. Так что, доевши одну буханку, отправляемся в "Кишинев" за следующей. Я ем этот хлеб и вспоминаю детство...

22 комментария:

  1. Анонимный5/25/2022 10:20:00 AM

    Напишите еще про деда

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про деда я написал довольно подробно в тексте от 20 января 2020 года, вы можете найти, если не читали. Там практически все, что я помнюпомню. Он умер, в 1962, когда мне исполнилось 17, и видел я его в сознательном возрасте не так много, то я жил в Аохангельске, то он в Караганде.
      И еще. Ваше право, разумеется, оставаться анонимом, но мне было бы проще и приятнее знать, с кем я разговариваю. Хотя, конечно, всякие могут быть обстоятельства в наше время... В любом случае, спасибо за комментарий.

      Удалить
    2. Анонимный5/25/2022 01:51:00 PM

      Меня зовут Елена, регистрироваться мне в google сложно. Прочитали ранее ваш пост-нашли поисковиком ссылку.Жена вашего дальнего родственника,потомка Виштынецкого(старшего сына). В январе 2020, в Варшаве,набрели на центр памяти гетто и там нашли много ссылок на его семью,сотрудник сказал,что все,видимо, погибли в Треблинке. От вас узнали, что,во Львове. Сайт https://www.jri-poland.org/search/,сейчас надо там регистрироваться,раньше был свободный поиск. Дом,в котором жили-http://www.warszawa1939.pl/obiekt/krolewska-27 , и еще редкие фото http://dangralas.ru/fotoarkhiv/61-vrachi-2mmi-1931

      Удалить
    3. Спасибо огромное, Елена. Обязательно зайду по указанным адресам. Я совершенно не знаю историю семьи, и дед, и бабушка никогда ничего не рассказывали мне о своих семьях. Наверно, жизнь научила не болтать... А сам не расспрашивал, в детстве и юности мало думаешь о жизни предков. К старости вот хочется узнать, а спросить уже не у кого. И о погибших во Львове я узнал случайно, когда пришел этот человек к нам, и я услышал его рассказ. Так что кто-то из родственников погиб во Львове, кто-то мог попасть в Треблинку.

      Удалить
  2. Анонимный5/25/2022 02:12:00 PM

    Думаю,они все уехали во Львов, в 39 году немцы не препятствовали, но сложно было принять в СССР,отправляли на север,остаться во Львове могли,если были там родственники. Лучше бы они в сибирь уехали. Погибли в еврейских погромах и в гетто во Львове.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне и в голову не приходило, что они могли оказаться во Львове,спасаясь от немцев. Я не знал, что немцы разрешали уехать в советскую зону. Но, как я помню из раннего детства рассказ, они погибли не в погромах, и не в гетто. Собрали по составленным спискам и сразу расстреляли. Такое у меня впечатление тогда сложилось. Но мог и неправильно понять, я тогда был достаточно мал. Мне еще запомнилось, что одна из родственниц деда была замужем за немцем, и ей предложили остаться. Но она отказалась и пошла на расстрел со всей семьей.

      Удалить
  3. Анонимный5/25/2022 03:34:00 PM

    Наверное, как запомнилось вам, и было. Очень страшно. Наверное, это была старшая сестра Злата(были еще Либа и Евгения). Про львовские погромы и гетто предположили из инт-та. Семья была огромная 10-15 детей, найдете метрики на сайте, сканы документов на русском. Соломон родился в Коньске, оттуда же его отец(?~1861г.р. умер до 1913г.), мать(Фрума Рубинов-ская/-ич ~1863) из Кельце. Предположительно, по фамилиям, предки - выходцы из Австрии-они обязали иметь фамилии. И давали по желанию/благозвучию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я знал только о брате Адаме, которого расстреляли в Москве. И знал двух сестер деда, Леокадию и Женю, Леокадию видел несколько раз в детстве, а Женю знал хорошо, она была младшая, дожила до глубокой старости в Кисловодске и умерла сравнительно недавно. И еще слышал о сестре, которую расстреляли во Львове.

      Удалить
    2. Анонимный5/25/2022 05:45:00 PM

      Да, Адама расстреляли на Бутовском полигоне в 37. Леокадия- это Либа ,(1884г.),значит в Россию уехали после 1917. И Злату(1883 )расстреляли во Львове. А Женя -декабрь 1902г. Ее Соломон видимо забрал в Москву в мед.,она врач. Сравнительно недавно,получается в 100лет? Молодец.

      Удалить
  4. Да, Женя дожила почти до 100 лет. Мы ее последний раз видели в 1991, когда были в Кисловодске, так что ей было тогда 88. Ходила она плохо, а голова была совершенно ясная. У нее очень интересная биография, я напишу о ней потом в блоге.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный5/26/2022 01:35:00 PM

    Добрый день! Ссылка, попробуйте по ней скачать статью о Соломоне, https://pediatriajournal.ru/archive?show=354&section=4752&returnurl=%2Fauthors%2Fshow4279%2FUlanova_A.V..html
    Про Львов почитала-да, украинцы составляли списки адресов евреев и поляков, по которым немцы расстреливали. А в 39 разрешали выезд,потому что нападение на Союз было под ?, или декорация такая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ссылку, очень интересно, я не все знал. Странно только, что автор статьи не знает, что дед после войны заведовал кафедрой в ГИДУВе, пока его не выгнали во время дела врачей, а после этого заведовал кафедрой в Караганде. В ГИДУВе еще в 90-е висела его фотография - среди других завкафедрами прошлых лет, жена видела, когда там курсы повышения квалификации проходила...
      В интернете я действительно не нашел с ходу сведений о послевоенной работе деда в ГИДУВе, а вот о карагандинском периоде - сразу, на сайте тамошнего мединститута.

      Удалить
  6. Анонимный5/26/2022 02:42:00 PM

    Да, вкупе с вашим постом полная история. Обратите внимание, в апреле 1917 он приехал, не закончив обучение, в справке - поступил 30.04.1912, а в мае 1917 уже прошел испытание и подтвердил диплом в МГУ. Т.е. выехал из Берна даже док.не успел взять. А работа выпускная это как канд.диссертация. В России, до 1861г. , чтобы выйти из черты оседлости, надо было выучиться на врача и защитить докторскую работу, после 1861 достаточно закончить полный курс. (И по др.специальностям) Очень образованный был человек. Из бедной семьи, но передал потомкам разум и благополучие. Он как-будто рядом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не знаю, насколько бедной была семья. Не богачи, конечно; я знаю, что прадед мой был бухгалтер. Но дед все-таки учился в гимназии, за это ведь платить надо было.

      Удалить
    2. Я зарегистрировался на этом польском сайте и вошел в поисковую систему. Но я не знаю, как пишется на польском фамилия Цукерштейн, они же требуют латиницу. Подскажите, пожалуйста.

      Удалить
    3. Анонимный5/27/2022 11:46:00 AM

      Здравствуйте! Cukershtain или zukerstain, там как-то по произношению корректируется. И скать по всем регионам,больше всего записей по Варшаве.

      Удалить
    4. Добрый день, Елена. Спасибо, а то я пробовал в польском написании, как я себе его представляю, и ничего не нашел.

      Удалить
    5. Анонимный5/27/2022 12:28:00 PM

      Да,нам то сотрудник показал,как искать и ссылку дал. Помнится, детей в записях с 1883-1896 было 10, и Женя в 1902. Сотрудник сказал,что так и было в семьях, по 10-15 детей. Разбирать сканы сложно ( не всегда они есть),надо рассматривать.

      Удалить
    6. Еще раз спасибо, с вашей подсказкой стало получаться, хотя сайт как-то странно работает, наверно, я просто еще не разобрался. Но, конечно, очень интересно. Это кто же в Польше такую колоссальную работу проделал, не знаете?

      Удалить
    7. Анонимный5/27/2022 01:38:00 PM

      Да, мы спрашивали, как сохранились архивы? Вот сохранились-людей убили, город разнесли во время восстания 44г. (И дом архитектурный на Королевской 29а, где они жили).Базу ведут волонтеры,наверное.Там очень прилично - культурный центр, выставки, ресторан, информационный центр. Мало времени у нас было-возвращались на вокзал после прохода по авеню Иоанна Павла 2, это ось территории гетто. Очень тягостная атмосфера,вдавливает.

      Удалить
  7. Анонимный5/26/2022 03:00:00 PM

    // 10.05.1917 справка из Берна(как почта работала? Шла война,написать туда,получить ответ- месяц). А испытание в МГУ сентябрь 1917г.

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный5/26/2022 05:04:00 PM

    На сайте jri.., если почитать метрики детей,он сначала был приказчиком,потом торговцем. А бухгалтером был Соломон-так в метрике сына 1908г.

    ОтветитьУдалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...