Сегодня просматривал на своем любимом торрент-сайте kinozal,tv новинки и наткнулся на сериал "Вульф". Как следует из аннотации, Вульф - "гениальный эксперт-криминалист из Северной Англии" (судя по всему, к Неро Вльфу эта история никакого отношения не имеет) . Есть и картинка, на которой изображен гениальный эксперт — черный. Под аннотацией — несколько комментариев. Расистские. "Эксперт - негр? Это - фантастика! А расовую и гендерную фанта́стику я не люблю и просто неинтересно". "Может быть фильм и не плохой, но африканец в пальто и шляпе, может он еще пьет эль и курит сигары?". Плохо понимаю людей, которые пишут такие комментарии после того, как негр (в русском языке это слово вроде не запретное) стал президентом США. У меня, слава богу, черный эксперт никаких вопросов не вызвал. Черный — и черный. Но вот когда в фильмах на исторические темы, скажем, среди придворных в старой доброй Англии появляются негры, это меня смущает. С одной стороны, мы ведь не думаем о цвете волос актера, который играет, скажем, Гамлета. Блондин, рыжий, брюнет, какая разница. Не надеюсь дожить до времен, когда цвет кожи будет означать не больше, чем цвет волос, но надеюсь, что такие времена настанут. И актеров будут оценивать по их игре, не обращая внимания на цвет кожи. В идеале оно, конечно, так. Но, с другой стороны, как быть, если в фильме или пьесе персонаж именно негр,и это имеет существенное значение. В качестве примера можно привести фильм "Угадай, кто придет к нам к обеду". Там показана вполне либеральная пара (Спенсер Трейси и Кэтрин Хэпберн), они совершенно не расисты, но оказываются в шоке, когда дочь приводит домой черного парня и говорит, что это ее жених. Кончается все хорошо, папа и мама в конце концов переварили эту новость, тем более, что жених оказался чуть ли не Нобелевским лауреатом, но шок-то был... Представим себе, что цвет кожи не имеет значения, и в римейке этого фильма черного жениха вдруг сыграет белый актер.
В реальности, кстати, римейк был. Цвет кожи у актеров там был соблюден, только ситуация была зеркально изменена. Черная девушка к ужасу либеральных черных родителей приводит в дом белого жениха.
Но можно посмотреть и с третьей стороны. Ведь если актеры будут играть только людей своей расы, то черные актеры навсегда останутся отрезанными от мировой классики, от фильмов на исторические темы и т. д. Кроме Отелло никаких больших "черных" героев в мировой литературе нет. Представьте себе, что актер абсолютно подходит по своим актерским данным на роль Отелло, но при этом он черный. Или желтый, неважно. Как тут быть? Не знаю. Следующие поколения как нибудь разберутся. А я так и буду впадать в некоторое недоумение, увидев черную актрису в роли французской королевы. Хорошо хоть черный эксперт меня не смущает…
Кстати, смешение рас в современном кино носит односторонний характер. Не могу себе представить, чтобы, скажем, в очередной экранизации "Таманго" будет играть белый актер. Представляю, какое возмущение это вызвало бы у черной общественности. Недавно читал, что какая-то европейская писательница написала роман из жизни черных людей. И об этом стало известно еще до публикации. И ее просто затюкали — и черные, и белые защитники прав черных. Как, мол, она смеет писать о жизни черных людей, в которой ничего не понимает и понимать не может, поскольку сама — белая. И самое печальное, что в итоге писательница эта извинилась за свое поведение, а публикация романа была отменена.
Но это маятник качнулся в другую сторону. Где-нибудь когда нибудь установится равновесие.
Занимают же сегодня черные ведущее положение в баскетболе. А когда-то (и не так уж давно, баскетбол вообще появился лишь в 1891 году, а популрным стал уже в 20 веке) писали, что баскетбол — игра высокоинтеллектуальная, и негры в нее играть не могут.
Так что все как-нибудь наладится. И черный Гамлет никого не удивит.
Только вот не знаю, как будет с белым Отелло...
Комментариев нет:
Отправить комментарий