Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

пятница, сентября 10, 2021

 

Попытался посмотреть "У ангела ангина" — экранизацию "Сестры печали" Шефнера. Хватило меня минут на 15-20. Собственно, можно и раньше было выключить, но мне все-таки хотелось посмотреть, какая будет героиня — Леля, а она появляется не сразу. Бывает, что смотришь экранизацию какой-нибудь любимой книги и разочаровываешься — героиня не такая, какой представлял себе. Не могу сказать, что Леля в фильме "не такая". Она просто никакая, так что, дождавшись ее и отсмотрев первую сцену в библиотеке, я прокрутил фильм вперед, увидел какие-то поцелуи в лесу — и с меня хватило. Не понимаю я, тех, кто вздумал экранизировать Шефнера. Фильм явно не кассовый, зритель на эту тему не клюнет. К тому же большая часть фильма — черно-белая, и это дополнительно отпугнет современного зрителя. Так что наверно, те, кто задумал перенести книга на экран, сдедали это не корысти ради, а волею любви к Шефнеру. Что они не сумели сделать хороший фильм, так хороших фильмов очень мало, удивляться нечему. Удивляет другое — если предположить, что авторы любят книгу Шефнера, зачем без особой нужды переиначивать ее — явно вопреки тексту. Вроде пустяк, но у Шефнера дважды повторяется по ходу дела, что герои называют друг друга старыми, забытыми в новой жизни, детдомовскими кличками только в самые тяжелые минуты — когда умирает их товарищ, когда им грозят серьезные неприятности. А в фильме эти клички звучат "всуе". И таких мелочей за те несколько минут, что я смотрел фильм, набралось несколько — текст-то шефнеровский я помню достаточно хорошо.

Да, и экранизация осовремененных "Отверженных" (действие начинается в 1900 году) оказалась полным разочарованием. Бельмондо действительно играет Жана Вольжаны и выглядит диковато - грим плохой. А уж история его осуждения по ложному обвинению в убийстве какого-то лжеграфа, это просто бред какой-то в духе "Парижских тайн", тут  Жан Марэ был бы уместнее Бельмондо.   

Но вообще экранизации книг, которые нравятся, почти всегда разочаровывают (к "Отверженным это не относится", просто плохой фильм). Я могу только один случай назвать, когда экранизация мне нравится больше оригинала — это "Бегущая по волнам". И "Рукопись найденная в Сарагосе" мне очень понравилась в кино, а когда через несколько лет вышла книга Потоцкого, я ее осилить не смог — очень уж скучно показалось. Да, еще "Место встречи изменить нельзя" смотрел много раз, а "Эра милосердия" Вайнеров, которую я прочитал позднее, никакого впечатления не оставила. Вот, наверно, и все. А экранизаций, наверно, сотни посмотрел за свою жизнь. Писал уже, что очень понравился фильм "Жена путешественника во времени", второй раз посмотрел поти сразу, поскольку там сюжет сложный. А прочитал роман — и все, фильм после этого кажется плоским, упрощенным, едва ли не примитивным. Хотя как самостоятельное кино понравился очень. Разочаровали все кинопостановки пьес Уайльда, если кинопостановку пьесы можно назыать экранизацией. Хотя вообще Уайльда, на мой взгляд, лучше читать, чем смотреть — что в кино, что в театре… Но в кино — особенно, поскольку неизбежны купюры в тексте, и каждый раз расстраиваешься (я текст хорошо помню и замечаю пропуски). Да при этом сплошь и рядом авторы дополняют Уайльда целыми сценами, как в английской экранизации 1999 года, видимо, чтобы зритель не заскучал, слушая сплошные диалоги в помещениях.

Нет, лучше все-таки смотреть фильмы по оригинальным сценариям, а экранизации — только тех книг, которые не читал.

P.S. Вспомнил! Всегда восхищался английским мюзиклом "Оливер!" по "Оливеру Твисту", хотя вообще мюзикл как жанр не люблю. Но этот фильм — просто замечательный. Недавно смотрели его снова, столько лет прошло, а смотрится прекрасно. Пожалуй, этот фильм мне тоже нравится больше оригинала.

А у кого есть "свои" такие любимые экранизации?

Может, я чего-то не вспомнил или не смотрел.

10 комментариев:

  1. Люблю экранизации Чеховских рассказов: "Душечка", "Дама с собачкой".
    Может быть, потому, что оказались созвучными своему "внутреннему" кино.
    Но случай с фильмом "Оливер!" особый. Это не просто экранизация, это переход в совсем другое художественное измерение. Действительно, очень удачный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Даму с собачкой" очень высоко ценила моя мама. Она довольно много занималась вопросами экранизации, всегда говорила, что почему-то совершенно невозможно экранизировать Пушкина, вроде все написано так просто и четко, что бери - и снимай. А не выходит... И действительно, экранизировали много, а вспомнить нечего.
      А мне "Дама с собачкой" не нравилась. Не люблю (просто не люблю и все, раздражает) Савину, а Баталов, при всем моем огромном уважении к нему, плохо, на мой взгляд, смотрится в роли дореволюционных интеллигентов. Что здесь, что в "Беге". ("Живаой труп" не смотрел).
      А "Душечку я не видел, сейчас заглянул в Вики - там же ранний Ролан Быков, надо посмотреть обязательно хотя бы ради этого.

      Удалить
    2. В пандан к "Оливеру" можно назвать совершенно фантастический фильм-балет "Анюта" опять же по чеховской "Анне на шее". Тоже переход в другое измерение. Музыка Валерия Гаврилина, в главной роли Екатерина Максимова.
      К сжалению. в сети записи плохого качества.
      Вот "тарантела" оттуда:
      https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B0%D0%BD%D1%8E%D1%82%D0%B0%20%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%20%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1631270761193412-10728920902386240852-vla1-3402-vla-l7-balancer-prod-8080-BAL-7329&wiz_type=vital&filmId=11652087679702880407

      Удалить
    3. А это мое сообщение для Матвея.
      Весь балет "Анюта" я не смотрела, но этот отрывок, где блистательная Екатерина Максимова пляшет тарантеллу - одно из самых ярких музыкально-балетных впечатлений юности. Даже сейчас пишу, а в глазах стоят порхающие ножки Максимовой с оттянутыми по-балетному носочками. Это правда очень красиво, и слава богу, что сохранилась видеозапись. Грех сетовать на качество, главное, что такая запись существует. Екатерины Максимовой уже нет, но мы, благодаря этой записи, по-прежнему можем наслаждаться её танцем.

      Удалить
  2. Наверное я потихоньку впадаю в детство (всё чаще и чаще за собой замечаю), но первая любимая экранизация, которая пришла на ум - это баталовские "Три толстяка" по повести Олеши. Правда, надо сказать, что фильм я посмотрела раньше, чем прочла книжку. Очень люблю этот фильм с детства, причём не утратила остроты впечатлений и по сей день - смотрю с удовольствием до сих пор, если представится случай. Несомненная, я бы сказала, главная удача фильма - это выбор маленькой актрисы на роль Суок. Совешенно потрясающая, невероятно талантливая девочка - Лина Бракните. Я считаю, она играет не хуже взрослых, знаменитых актеров, а в чём-то даже превосходит их - в своей живости, искренности, непосредственности и естественности. Это все и называется одним словом - артистический дар, талант. Когда на экраны вышел фильм "Дубравка" с участием Лины Бракните, мне стали говорить, что я очень похожа на Дубравку внешне. Вы не представляете, как мне это было приятно, сравнение с "куклой наследника Тутти - Суок"! Даже сейчас пишу и довольно улыбаюсь. Как жаль, что Лина не поступила во ВГИК и не стала профессиональной артисткой. В отличие от многих других пустышек, стремящихся во что бы то ни стало стать актрисами, у нее были чересчур завышенные требования к себе в плане актёрской профессии. Очень, очень жаль!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот это у меня упущение: фильм "Три толстяка" видел только урывками, и девочку эту совсем не запомнил. Фильм "Дубравка" вовсе не знаю. Посмотрел в сети - действительно, очень выразительный образ.

      А "Тарантеллу" можно смотреть без конца...

      Удалить
  3. А меня в свое время "Три толстяка" разочаровали, хотя мне очень хотелось, чтобы был хороший фильм, потому что Баталов ставил, и я читал, что это была чуть ли не юношеская его мечта - поставить "Трех толстяков" и сыграть Тибула. И так я восторгался его первым фильмом. Кстати, вот вспомнил: "Шинель" Баталова - замечательная экраниация с потрясающим Роланом Быковым. Но "Три толстяка" меня разочаровали. Наверно, я слишком уже взрослый был. В детстве так любил радиоспектакль, до сих пор с детства песни помню...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, "Шинель" великолепна!

      Удалить
    2. Володя, скорее всего так и есть, и Вы просто выросли из этого фильма.
      Приходится признать, что Вы - уже другое поколение, не моё.
      С другой стороны мы опять рассуждаем о вкусах. Ну не может разным людям все время нравиться одно и то же - так не бывает, да так и не должно быть.
      Я вот, например, в восторге именно от Саввиной в "Даме с собачкой", от её игры, хотя и Баталов очень неплох, и сам фильм очень нравится.
      А в отношении "Шинели" решительно буду третьей - присоединяюсь к Вам с Матвеем в восторженных оценках. Быков - это, конечно, как всегда превосходно, но в "Шинели" он особенно хорош! Говоря образно, гоголевская "Шинель" как на него сшита, сидит как влитая.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...