Я написал позвавчера о первом понятом мной политическом анекдоте, о том, что дети понимают больше, чем думают взрослые. И подумал (не в первый раз, часто думаю об этом), что вообще в детстве мы понимаем и чувствуем не так, как взрослые. А потом забываем, и остаются лишь смутные воспоминания, которые трудно словами передать. Ощущения помнишь, но пересказать их могут только большие писатели. И те редко делают это.
В поэзии могу вспомнить разве только Мандельштама — его "Отчего душа так певуча":
Отчего душа так певуча, И так мало милых имен, И мгновенный ритм – только случай, Неожиданный Аквилон? Он подымет облако пыли, Зашумит бумажной листвой И совсем не вернется – или Он вернется совсем другой. О, широкий ветер Орфея, Ты уйдешь в морские края,– И, несозданный мир лелея, Я забыл ненужное «я». Я блуждал в игрушечной чаще И открыл лазоревый грот... Неужели я настоящий И действительно смерть придет?
Профессионалы
анализируют это стихотворение, находят
в нем глубокие и сложные смыслы. Наверняка
они правы. Но у меня из всего этого
стихотворения врезалась в память только
последняя строфа. И
ее я
воспринимаю
как возвращение к каким-то детским
мыслям и впечатлениям. И
каждый раз, когда я вспоминаю эти строчки,
возникают какие-то смутные воспоминания
о чем-то своем, но вспомнить не получается.
У меня так часто бывает, когда, проснувшись,
пытаюсь вспомнить сон, который кажется
очень важным. И не могу вспонить, остается
только какое-то общее ощущение. Обычно
— тоски. Профессионалы
об этой
"детскости" стихотворения
ничего не пишут, возможно, я все это
выдумал.
А я вот не помню, о чем думал в детстве. только впечатления какие-то остались.
Я помню, как на даче в Молодежном ложился в поле на спину и смотрел, как в небе плывут облака. Кругом стрекотали кузнечики, жужжали пчелы, и больше никаких звуков. И не вспомнить, когда еще мне было так спокойно и счастливо, как в те минуты. Потом, став взрослым, я смотрел в небо, и любовался облаками, но это ощущение больше никогда не возвращалось. И самое яркое впечатление от музыки тоже связано с Молодежным. Я уже писал об этом — концерт Имы Сумак, который транслировался вечером. Наверно, это был уже конец августа, потому что было совсем темно. Сама ситуация была фантастическая. Одинокий репродуктор на столбе у дороги, идущей среди полей. Более или менее поблизости только один дом и был, где мы комнату снимали. Кто и зачем его туда повесил, непонятно. Да и молчал он всегда. Это был единственный раз, когда вдруг заработал. И в ночной тишине звук разносился далеко, у дома было слышно, но я вышел на дорогу, чтобы слушать лучше. Над дорогой было звездное небо, я слушал под этим небом этот невероятный таинственный голос, и у меня мурашки по коже бежали. Больше такого потрясения от музыки не было…
И еще один из "английских" анекдотов.
Приходит Джон к своему приятелю Джиму, и видит, что тот в дом затаскивает упирающуюся лошадь. Джон спрашивает: "Джим, зачем тебе в доме лошадь?"
Тот отвечает: "Потом объясню, сейчас помоги, мне одному не справиться".
Затащили они лошадь в дом, в ванную.
После этого Джим говорит: "Ну вот, теперь я тебе все объясню. Понимаешь, вот придет домой моя Мери, зайдет в ванную, прибежит ко мне и закричит: "Джим, Джим, у нас в ванной лошадь!".
А я скажу ей "Да ну?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий