Посмотрели, наконец, "Красную пустыню". Впечатление примерно такое же, как и 60 лет назад.
Безусловно, снято просто потрясающе. Чуть не каждый кадр можно вставлять в рамку и вешать на стену как произведение искусства. Таких впечатляющих кадров, такого использования цвета я, наверно, ни у кого, кроме Тарковского не видел.
Но общее впечатление — повторяю, такое же, как 60 лет назад. И впечатление в целом негативное. Но сегодня, поскольку за эти 60 лет (а в особенности за последние примерно 30) много чего посмотрел, сегодня я свое мнение могу выразить более осмысленно, чем тогда.
Я в целом не люблю европейское "континентальное" кино (Англия сюда не входит). Разумеется, в Европе самые разные фильмы делают, так что правильнее будет сказать, что я не люблю артхаусное европейское кино — в первую очередь французское, испанское и итальянское. Был такой старый анекдот про старого еврея, который стонет; "Ой, как мне плохо". Приехал врач, помог ему, полегчало, но он все равно стонет: "Ой, как мне было плохо". Вот таким я вижу артхаусное европейское кино. Всем плохо, никто никого понять не может, и надежды никакой. Непонятно при этом, для кого делаются фильмы про то, что никто никого понять не может (насколько я помню, именно об этом снято "Затмение" того же Антониони.
Все это сопровождается бессмысленными и бессодержательными псевдофилософскими диалогами и сделано подчеркнуто занудно.
Это я, конечно, утрирую, хотя именно такое впечатление у меня осталось от "В прошлом году в Мариендабе" Алена Рене. Помню, я смотрел его уже вполне взрослым, почему-то с отцом, в кинотеатре "Спартак" на Кирочной, где с какого-то момента стали показывать старое кино. Еле высидел, с отцом примерно то же самое было.
К "Красной пустыне" все это относится не в полной мере, но я все же начисто не понимаю, о чем это и для кого это.
Персонажи фильма показались мне какими-то моральными мазохистами. Эти персонажи (отнюдь не хиппи, вполне благополучные бизнесмены с женами) почему-то проводят время в какой-то убогой хижине без отопления, так что в итоге просто мерзнут. А героиня, которую пугает окружающая действительность (до такой степени, что она недавно выписалась из психиатрической клиники) гуляет (причем с ребенком, о котором она вроде как очень печется) в какой-то жуткой промзоне с ядовитыми испарениями, среди грязи и куч мусора. Зрелище жуткое и депрессивное (снято-то все просто превосходно, просто чувствуешь эту ужасную атмосферу). Героине и без того все тошно, так она еще приходит (и сына притаскивает) в эту жуть, видимо, чтобы почувствовать себя еще более несчастной. А ведь наверняка в городе, где происходит действие, есть какие-то парки, куда более уместные для прогулок с ребенком; так и не нашел, где снимали фильм, но, как я себе представляю после давней уже поездки в Италию, в любом городе, в том числе и на индустриальном севере, парки там имеются. Но, конечно, в парке героине не удалось бы почувствовать себя такой несчастной. Но при этом, как и 60 лет назад, Моника Витти произвела на меня огромное впечатление, причем ее героиня, которая движется, как сомнамбула, не имеет ничего общего с Монико Витти в незамысловатой комедии"Не промахнись, Ассунта", так что актриса была вовсе не одноплановая...
А в главной мужской роли — Ричард Харрис. Интересно, зачем Антониони пригласил на роль итальянца английского актера, которого в итальянском фильме пришлось дублировать. Может быть, "Такова спортивная жизнь" его впечатлила. Но здесь Харрис совершенно другой, так что его позвали в фильм не как типаж. Попробую найти, как это получилось, что Харрис оказался в "Красной пустыне".
Кстати, скачал "Алую женщину", фильм 1969 года, где Витти играет в любовной мелодраме с Робером Оссейном.
Короче, с точки зрения ознакомления с киноклассикой (при наличии такого желания) смотреть, безусловно, надо. И ради того, чтобы наблюдать за цветовым решением. Хотя, возможно, кому-то вообще все понравится. Я-то не любитель артхауса (в прежние времена это называлось авторское кино). Я ведь и фильмы Тарковского не люблю, хотя умом осознаю их гениальность. Не говоря уже о Сокурове… И Антониони.
Тем не менее, надо бы пересмотреть "Затмение" — видел его тоже где-то в молодости, и впечатление было примерн такое же. Но снято, насколько помню, было тоже очень здорово (хотя фильм и черно-белый).
Здесь и на предудущем снимке - места для прогулок с сыном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий