Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

понедельник, мая 19, 2025

 "Со мною вот что происходит".

Происходят какие-то изменения - возможно, возрастные. 

Я стал находить какие-то странности и несоответствия в песнях, которые знаю много-много лет, даже с детства. До недавнего времени воспринимал спокойно, а теперь вдруг, через столько лет, возникли вопросы.

Начну с песни, которую знают наверняка все, жившие в СССР - "Я спросил у ясеня" из "Иронии судьбы". Я здесь ее часто слышу, по субботам на РЭКе бывают концерты советской песни, и там эта песня звучит нередко.  

Так что песня на слуху все последние годы. 

Но лишь недавно я сообразил, что герой песни напоминает царевича Елисея из "Сказки о мертвой царевне". Елисей тоже всех донимал вопросами о том, где его невеста. Кого он спрашивал поначалу, Пушкин не говорит, но в итоге Елисей нашел правильных вопрошаемых - солнце, месяц и ветер. Солнце все видит днем, месяц - ночью. А ветер, хотя бы самый слабый, дует вообще постоянно; "полное безветрие" - это всегда преувеличение. Солнце и месяц могут и не увидеть - вдруг земля закрыта от них облаками. А ветер всегда дует. Он и дал правильный ответ.

А к кому обращается с вопросами герой стихотворения бесталанного Киршона? Сперва - к деревьям. Это явная глупость. Деревья стоят на месте, так что в лучшем случае они могли видеть любимую героя, если вдруг она проходила мимо них. Но и в этом случае они могли бы ответить только о том, в какую сторону она шла, а "где она", они знать просто не могут.

Потом герой задает вопрос дождю. Это тоже бессмысленно. Дождь идет далеко не всегда, к тому же бывает и слепым...

Дальше - месяц. Но месяц даже не отвечает, он просто скрывается в облаке, давая понять, что на него положиться нельзя, "ночь такая лунная" не так уж часто. Даже у нас, в Израиле, где дождей по полгода не бывает.

Потом - облако. Но оно "растаяло", опять-таки ясно дав понять, что на его свидетельские показания полагаться никак нельзя. Облако - штука эфемерная, каков его срок жизни в природе, я не знаю. Но скорее всего, когда исчезла любимая, этого облака просто и не было в природе.

А у ветра спросить у рабоче-крестьянского героя Киршона ума не хватило. Не королевич явно по уму.

И наконец - друг. Друг оказывается в курсе, хотя мог бы и не знать. Но он знает, потому что любимая, оказывается, вышла эа этого единственного друга замуж. И, судя по интонациям, герой явно в претензии на друга. Как же мол, а где же "уйду с дороги, таков закон"? И в голову дурную не приходит, что сам же и виноват. Ведь он упорно повторяет "любимая, любимая". Стало быть, не жена. А если так любит, как пытается внушить читателю/слушателю, то почему не женился? Ведь в голову даже не приходит, что у этой самой любимой может возникнуть вполне естественное желание - иметь семью. Вот если бы женился, а она ушла к другу, то тут можно какие-то предъявы делать и другу, и бывшей любимой. А не захотел по каким-то своим причинам жениться - кусай теперь локти...

Примерно на эту тему у Коржавина стихотворение есть. "Песня, которой тысяча лет".

Начинается стихотворение так:

 Старинная песня.
Ей тысяча лет:
Он любит ее,
А она его — нет. 

А дальше Коржавин анализирует возможные причины такой нелюбви и предлагает, среди прочего такой вариант:

А просто как люди
Ей хочется жить…
И холодно ей
Озареньем служить.

Но герою Киршона такое в голову не приходит. Он будет искать виноватых на стороне - друг, неверная любимая... А ей просто хочется "как люди". 
А ведь всего-то и надо было сказать: "Выходи за меня замуж" - и, глядишь, жили бы "как люди".
Правда, стихотворения бы не получилось.
Но тоже не беда, невелик шедевр. Просто Таривердиев написал бы песню на другой текст. Может, еще лучше полчилось бы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...