Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

вторник, мая 13, 2025

 Посмотрели вчера после довольно долгого перерыва "Сказку сказок" Норштейна. И такое же ощущение потрясения, как после первого раза. На мой взгляд, это лучший мультфильм всех времен. Во всяком случае, из того, что я видел.  При всей моей нелюбви к СССР, я считал и считаю, что советская школа мультипликации (сложно мне на старости лет привыкнуть к слову "анимация") была лучшей в мире, что лучшие советские мультипликационные фильмы намного лучше, чем всемирно прославленные фильмы Диснея. Но и в этом ряду выдающихся советских мультфильмов "Сказка сказок" для меня - вне конкуренции. Я не могу объяснить впечатление от этого фильма словами, он действует на меня на уровне эмоций. Примерно так же, как фильмы Тарковского. Но Тарковский - "не мое" кино, я понимаю, что он гений, но все, что он делает, на мой взгляд, - гениально рассказывает о себе. А Норштейн (и, конечно, сценарист Петрушевская) гениально рассказывают о нас. Чтобы полностью прочувствовать фильм Тарковского нужно, на мой взгляд,  быть самим Тарковским. А чтобы прочувствовать "Сказку сказок" надо просто быть одним из нас. 

Я смотрел предшествующий раз этот фильм давно, еще до того, как интернет стал главным источником информации. Но я и без интернета знал, сколько лет Норштейну, и у меня возникал вопрос - откуда у него, родившегося в сентябре 1941 года, воспоминания об отцах, уходящих на фронт. А теперь, благодаря интернету, понял, что эти воспоминания идут от Петрушевской, она-то родилась в мае 1938, и какие-то воспоминания о начале войны у нее вполне могли сохраниться. Я же помню, как мне купили трехколесный велосипед, и как я ездил на нем по квартире, а это где-то три года, потому что я помню, как в четыре года мама учила меня кататься уже на двухколесном. А воспоминания Петрушевской о войне должны быть сильными. Не знаю, ушел ли на фронт ее отец, но в Википедии сказано "В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. Так что впечатления о войне у нее были существенно посильнее, чем у меня от покупки первого велосипеда. 

В ЖЖ я нашел очень интересную статью о "Сказке сказок" (https://nevzdrasmion.livejournal.com/21776.html). В статье сказано, что дом в фильме - это дом из детства Норштейна. Но нигде не нашел упоминаний о том, из чьих воспоминаний (или снов?) трогательный Минотавр, который проходит через весь фильм. 




Скачиваю сейчас сборник фильмов Норштейна. Там всего 6 фильмов. Это практически все, что он сделал за свою жизнь. До обидного мало. И так и осталась непоставленной "Шинель" - безумно жалко. 

4 комментария:

  1. Володя, по твоей наводке пересмотрел "Сказку сказок". Разделяю все восторги. Невероятно для 1979 года, да и для сегодняшнего дня тоже. Высший уровень.

    По поводу Казиника скажу вот что. Я его очень ценил как музыканта-виртуоза и популяризатора музыки. На Дожде в былые времена он частенько выступал с мини-лекциями. Не так давно умудрился даже притащиться в нашу заскорузлую Думу и устроил там импровизированный концерт в перерыве заседаний.

    Но как толкователь литературы он мне кажется слишком велеречивым, многословным. Я признаться недолюбливаю многие стихи Пастернака, и это в частности. И он не подружил меня с ним!

    --

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Матвей.
    Я тоже не фанат Пастернака. Мне он кажется каким-то холодным, "умственным". Возможно, это потому, что Пастернака я стал всерьез читать уже в весьма зрелом возрасте. Кроме подборки стихов из "Доктора Живаго", которую перепечатывал в молодости. Вот эти стихи мне полюбились, включая и "Гамлета". Поэтому мне было так интересно почитать Казиника.
    Принято считать, что все лучшие стихи поэты пишут примерно до 30 (во всяком случае, лирические). А потом или переходят на прозу, или пишут "умные", философские стихи. Исключения бывают, но очень редко. Рембо вон в 18 лет вообще бросил стихи писать...
    Но то же самое, на мой взгляд, относится и к читателям, с годами пропадает не только способость писать, но и способность читать, воспринимать... Так что в итоге остаешься с тем, что успел накопить условно до 30.
    Наверно, это субъективно, но со мной обстоит именно так...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересная концепция, принимаю. Будем списывать это на возраст, ОК.
      Правда, мне и в ранние годы многие стихи Пастернака казались натужными и косноязычными, но я помалкивал, не желая обижать горячих поклонников. И сейчас говорю: Я может быть, тысячу раз неправ, и заранее извиняюсь, если кого обижаю своим мнением. Но фраза "и должен ни единой долькой не отступаться от лица" - ужасная. Такое впечатление, что автора переполняют мысли и чувства, но он не может их внятно высказать. ИМХО, конечно...)

      Удалить
    2. Фраза, конечно, ужасная. Но отдельные неудачные строки у любого поэта есть, даже молодые делают ляпы.
      У Сельвинского в "Студии стиха" (страшно жалею, что не взял эту книжку с собой в Израиль, в интернете ее почему-то нет, а перечитать ужасно хочется) приводится целая коллекция таких ляпов, начиная с Пушкина (Со сна садится в ванну со льдом) и Лермонтова (С свинцом в груди...). Хотя, конечно, это чистые "ляпы", а "отступаться от лица", да еще "долькой" - это просто не по-русски как-то. Но, думаю, в 56 году, когда это было написано, у всех был большой сумбур в голове...

      Удалить

 Поздравляю всх читателей, которые празднуют Хануку, с началом этого замечательного праздника. Сегодня вечером мы зажжем первую ханукаьную с...