Я остановился в прошлый раз на утверждении об уникальности русской литературы. Эта уникальность, на мой взгляд, заключается во взрывном, практически мгновенным (по историческим меркам) характере ее появления.
Я, конечно, не специалист, но возьмем, к примеру, английскую литературу, которую я знаю все-таки получше, чем все прочие.
Англосаксонский эпос "Беовульф" относят к концу 7 — началу 8 века (первый сохранившийся список сделан в 11 веке)
Чосер, которого называют отцом английской литературы, писал в 14 (!) веке (он умер как раз в 1400 году). Причем его не назовешь "мертвым" писателем, в 1972 его "Кентерберийские рассказы" экранизировал Пазолини, а в 2003 в Великобритании был снят сериал…
В середине 15 века Гутенберг изобрел печатный станок, и это изобретение быстро, в течение нескольких десятилетий, получило широкое распространение в Европе. Появление печатных книг вместо рукописных сделала книги если не общедоступными (полагаю, что стоили они достаточно дорого, да и до всеобщей грамотности было еще далеко), то, во всяком случае, несравненно более доступными, чем переписывавшиеся от руки.
Бурный расцвет английской литературы пришелся на елизаветинский период (16 век). Из множества тогдашних поэтов и драматургов наиболее популярен, понятно, Шекспир. 17 век, если вспоминать громкие имена, это Мильтон со своим "Потерянным раем". 18 век это целая россыпь великих имен. В первую очередь, конечно, это Стерн, Свифт и Дефо, но и Филдинга со Смолеттом забывать не стоит, да и Блейк начал писать еще в 18 веке). А еще ведь и Бернс! Правда, я пишу об английской литературе, а Бернс был шотландец, а это совсем не одно и тоже, я это понял еще в школьные годы, когда читал "Прощай оружие" Хэмингуэя — там мне еще с тех пор запомнился такой обмен репликами между итальянцем и шотландкой:
- Вы любите Англию? - Не очень. Я, видите ли, шотландка. Ринальди вопросительно посмотрел на меня. - Она шотландка, и поэтому больше Англии любит Шотландию, — сказал я по-итальянски. - Но Шотландия — это ведь Англия. Я перевел мисс Фергюсон его слова. - Pas encore, — сказала мисс Фергюсон. - Еще нет? - И никогда не будет. Мы не любим англичан.
Про 19 век и говорить нечего. Я бы только выделил Джейн Остин. В "приверженной традициям", "чопорной" Англии первый роман Джейн Остин был опубликован в 1811 году, когда будущей знаменитости "прогрессивной" Франции было всего 7 лет. Причем никакими скандалами писательская деятельность Остин, насколько я знаю, не сопровождалась.
Про остальных представителей "великой английской литературы" 19 века я в целом вспоминать не буду, их и так все знают. Но не могу отказать себе в удовольствии вспомнить самых любимых — Кэролла, Диккенса, Уайльда, Стивенсона, Лира, Киплинга (начинал-то он в 19 веке).
А сколько там еще славных имен...
А 20 век… Моэм, Шоу, Грэм Грин (это опять самые любимые, навскидку, не копаясь в памяти),
Короче, перефразируя цитату, которую не смог отыскать (мне казалось, что это из Леонида Соловьева, но у него не нашел):
"Если это не великая литература, то что же это?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий