На днях на Эхе была вывешена небольшая статья (или это слово уже безнадежно устарело?) Бориса Акунина "ПРО «ВЕЛИКУЮ РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ»". Статья (aka "текст", "сообщение", "пост" и т. д.) вызвала читательский отклик. На Эхе к ней написано 20 комментариев (кто ходит на сегодняшнее "Эхо" может оценить значительность этой цифры, в фейсбуке — на данный момент 676 комментариев (конечно, не рекорд для Акунина, но все-таки весьма существенно). Тема статьи — правомерность (или неправомерность) использования применительно к русской литературе определения "великая". Мол, нет ли в таком определении элементов русской имперскости, да и вообще можно ли русскую литературу называть великой. Поскольку я лично ни разу, по-моему, нигде не встречал термин "великая русская литература", мне эта тема показалась несколько надуманной, но обилие комментариев говорит о том, что Акунин нащупал тему, которая интересует читателей.
Я знаю, что у читателей, живущих в России, могут возникать сложности с доступом к фейсбуку (статья, правда висит также и в акунинском Телеграме), так что воспроизведу ее полностью здесь, чтобы всем было понятно, о чем речь:
Про «великую русскую литературу»
Я — абонент замечательного ресурса «Academia». Плачу за подписку и получаю доступ к огромному массиву англоязычной научной литературы. Каждый день мне на мейл еще и приходят ссылки на материалы, которые, с точки зрения ресурса, меня могут заинтересовать. Вчера пришла статья о том, какое вредное и опасное словосочетание «great Russian literature» — как ловко российский империализм использует этот смрадный жупел. Мол, вы никогда не встретите упоминаний о great English literature или о great French literature, хотя они ничуть не менее великие. Лозунг про ВРЛ был запущен намеренно, пишет автор, чтобы weaponize российскую идеологическую экспансию. Если, мол, вы где-то увидите или услышите это словосочетание, знайте: се тянет свои щупальца путинская пропаганда. В общем, политически грамотный текст на злобу дня.
А по-моему, у России и без того столько империалистических щупальцев, что незачем придумывать лишние. К российской литературе гордое определение «великая» приросло по очень негордой причине. Исторически сложилось, что в стране, где прямое общественное высказывание всегда жестко цензурировалось, литературе поневоле пришлось брать на себя функции, вообще-то ей несвойственные: стать больше, чем прозой или поэзией. Философским трактатом, политической декларацией, демонстрацией мужества, духовным кредо, а то и способом суицида («его толстые пальцы, как черви, жирны»). Всё это накачивало тексты внутренним напряжением, концентрировало электрический заряд, создавало подводную часть айсберга. Тургенев напишет жалостное про собачку, а читатель думает: да-да, долой крепостное право!
Важным культурным явлением русскую литературу сделал не российский империализм, а противодействие ему. Не могу вспомнить ни одного подлинно значительного литературного произведения проимперской направленности, а вот общечеловеческой, наднациональной — сколько угодно. Русская классическая литература вся — про униженных и оскорбленных, про силу слабых и мерзость сильных. Не путайте с провластной литературой, от Нестора Кукольника до нынешней Z-словесности. Она-то неконвертируема, мировой ценности не имеет, ей цена — деревянный рубль.
Объяснения (оправдания?) которые приводит Акунин для доказывания правомерности определения "великая" мне лично показались малоубедительными. Но затевать спор о том, можно ли называть русскую литературу великой без опасения получить обвинения в имперском складе ума, в великодержавном шовинизме и т. д, у меня никакого желания нет. Скажу лишь, что я за свободу слова, и кто как хочет называть русскую литературу, пусть так и называет. Ей (литературе) от этого ни холодно, ни жарко, а люди имеют возможность отвести душу, возвеличивая эту литературу как настоящий "патриот" или охаивая ее как настоящий "русофоб". Это, по-моему, два полюса в оценках, большинство комментаторов все же размещаются в более умеренных широтах глобуса любителей литературы.
На мой субъективный взгляд, главной характеристикой русской литературы является ее уникальность. Не беру в расчет африканскую литературу, о которой не знаю вообще ничего, азиатскую (о которой не знаю почти ничего) а также южноамериканскую (о которой знаю немногим больше), но если говорить о европейской и американской литературе (о которой я имею кое-какое представление), то русскую литературу я бы сравнил только с литературой США. По невероятным темпам развития, каких не знала европейская литература.
(продолжение следует)
Ну литература написанная на великом могучем правдивом и свободном русском языке может называться великой уже хотя бы по-этому. И кстати я с Тургеневым абсолютно согласна, русский язык дает свободу выражения мысли мало с чем сравнимую благодаря своей грамматике. И правдивый, кстати, тоже. На русском языке очень сложно врать в следствии неких метафизических его особенностей.
ОтветитьУдалитьСогласен с Матвеем. Не могла бы ты пояснить, что имела в виду, когда писала "На русском языке очень сложно врать".
УдалитьТема очень интересная, хотя и слегка схоластическая....)
ОтветитьУдалитьС Акуниным совершенно не согласен, это выглядит сильной натяжкой и даже откровенным лукавством.
А с Женей мог бы согласиться года четыре назад. Но сейчас все эти доводы звучат издевательством. На русском сложно врать? М-да...)
Я, честно говоря, вообще не понимаю, о чем Акунин написал. Я ввел в поисковик "Великая русская литература" - и прямых ссылок почти не нашел. Первая из ссылок, содержащих полное выражение - весьма специфическая, на сайте 9-канала израильского ТВ - полный заголовок "Великая русская литература и евреи". Думаю, что Акунин имел в виду что-то другое, а вот другого-то я как раз и не нашел, ползая по ссылкам. Правда, обнаружил еще вопрос, заданный на Mail.ru - "Существует ли великая русская литература". Ответ был там же, в ссылке, совершенно однозначный: "Великих литератур не существует в принципе". Все ссылки я не смотрел, ограничился первыми 50-ью. После чего возник резонный вопрос типа "А был ли мальчик?" Такое ощущение, что это был всего лишь троллинг со стороны Акунина.
УдалитьТема "великой русской литературы" не отпускает.
ОтветитьУдалитьСразу скажу, что само сочетание слов "великая" и "русская" сейчас звучит оскорбительно для слуха, как теперь говорят - токсично. Поэтому весь панегирик Тургенева, который я и раньше считал излишне высокопарным, сейчас просто без содрогания слушать невозможно. За этими словами кровь и ужас, стёртые в пыль города. Туда же, в трэш-корзину, и сюсюканье типа "Кого в Европе можно поставить рядом с ним? И сам себе ответил: Некого".
С другой стороны, я совершенно не считаю, что русская литература имперская по сути и в какой-то мере несёт ответственность за творящееся безумие. Если рассуждать таким образом, то Гёте и Рильке несут ответственность за немецкий нацизм. Литература - часть истории. Если Россия была огромной империей, то и литература не могла быть свободной от этого влияния. И ничего ужасного в этом нет, и извиняться за анти-польские стихи Пушкина нет никаких оснований. Это часть духовного исторического процесса. Стихи ни в чём не виноваты. Виноваты их дебильные интерпретаторы.
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьЕсли речь идет о настоящей литературе, то, на мой взгляд, она вообще ни за что не несет ответственность. Я в целом разделяю точку зрения Уайльда (цитирую с купюрами):
Удалить"Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все. [...] В сущности, Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры – значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное. Пусть критики расходятся во мнениях – художник остается верен себе. Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Всякое искусство совершенно бесполезно".