Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

пятница, февраля 28, 2025

 Позавчера умер Борис Спасский. Последний, наверно, из многочисленного отряда выдающихся шахматистов, появившихся в СССР в послевоенное время. Хотя шахматиста, который был чемпионом мира, правильнее называть все-таки не выдающимся, а великим (правда, сразу вспоминается шварцевское "Обыкновенное чудо", но ничего не поделаешь, я действительно так думаю). 

В те годы советская шахматная школа была сильнейшей в мире. С 1945 до 1972 года советские шахматисты были чемпионами мира. Причем это не было чемпионство какого-то одного шахматного гения (как Ласкер, который оставался чемпионом аж 27 лет), это была именно школа, за эти 17 лет сменились пять чемпионов. И последним из них был Спасский. 

К Спасскому у меня с детства было особое отношение. В тогдашних матчах на первенство мира я болел за Ботвинника, а в остальное время - за Спасского. Во-первых, он был ленинградец, а во-вторых я учился в той же школе, что он. Правда, когда я в 5-ом классе, в 1956, пришел в 157-ую школу, Спасский ее уже закончил, так что в школе я его не видел. Но память о нем в школе хранилась. В школе была спортивная "доска почета", на которой были указаны имена учеников, добившихся спортивных успехов. Спасский, правда, там был указан не как выдающийся (в ту пору он еще не стал чемпионом мира!), а как рекордсмен Смольнинского района среди школьников по прыжкам в высоту. Рекорд его, помнится, был 180 см. Это очень высокий по тем временам результат; чемпион СССР среди взрослых в 1954 году взял 195... Чтобы так прыгать в школьном возрасте нужно было много тренироваться. Так что Спасский отнюдь не был "шахматным мальчиком" в очочках.

Мне довелось увидеть "вживую" Спасского только раз. Зато с очень небольшого расстояния. В июле 1962 года в Ленинграде проходило командное первенство мира среди студентов, и Спасский играл на первой доске. Участников было довольно много (10 команд по 4 человека), так что играли не на сцене, как это бывает обычно на шахматных турнирах, а в какой-то длинной галерее Аничкова дворца (то есть Дворца пионеров, в который ходил когда-то Спасский). Столики стояли у стен, а в середине был проход,отделенный от столиков канатиками. Так что расстояние до игроков было метра 2, не больше. Я долго стоял, наблюдал за ходом партии. Но не очень долго, Спасский играл с каким-то неизвестным шахматистов и победил довольно легко и быстро. В то время я готовился к поступлению в институт, так что побывал на турнире только один раз. Правда, и соревнование было не очень интересное, и, поскольку к тому времения я уже успел стать убежденным антисоветчиком, болел я тогда уже не за Спасского, а за Фишера. Так что результат их матча в 1972 году меня порадовал, хотя Спасского было жалко. 

После того поражения Спасский как-то ушел в тень, хотя ему было тогда всего 35 лет. Это неудивительно, учитывая ход того матча; поражение оказалось очень болезненным, видно, он так и не поравился. Правда, Спасский после этого стал еще раз чемпионом СССР (при очень сильном составе), но за звание чемпиона мира больше всерьез не боролся. В 1976 уехал во Францию, и жил там до 2010 года, когда вернулся в Россию.

В Спорт-Экспрессе появилось несколько материалов по случаю смерти Спасского. В комментариях кто-то из читателей написал: "А я и не знал, что он до сих пор жив". 

Спасский намного пережил свою славу. Но шахматистом он был действительно великим. 

четверг, февраля 27, 2025

 Хочу вернуться к сериалу "Русское подворье", о котором уже писал.

Нам не только понравился сериал (во всяком случае, первые серии), мы еще порадовались за Анатолия Белого. Главная роль в сериале, который идет на одном из основных каналов израильского ТВ - это в любом случае (независимо даже от качества сериала) известность в стране и, видимо, приличные деньги. Но и в целом все складывается у Белого в Израиле хорошо. Он, насколько я знаю, играет три моноспектакля на русском, а кроме того, играет в спектаклях "Гешера" - самого известного в Израиле драматического театра. Этот театр создан в Израиле в 1991 году режиссером Евгением Арье, который приехал в Израиль из Москвы с группой артистов, в том числе его учеников из ГИТИСа. Вначале играли на русском, постепенно перешли на иврит, хотя по-прежнему есть спектакли и на русском. Белый занят в двух спектаклях "Гешера" - "Не смотри назад" (по пьесе Ануя "Эвридика"); этот спектакль идет на русском языке, и "Преступление и наказании". Этот спектакль идет на иврите, Белый играет Мармеладова. Так что все у него складывается успешно, и мы этому очень рады. Нам обоим кажется (судим по разным выступлениям в СМИ за последнее время), что он хороший человек. А что он прекрасный актер - знаем давно. Но не всегда даже прекрасному актеру, приехавшему в другую страну, удается успешно вписаться в новые условия. Белому, похоже, это удалось. 

Успехов ему.   

среда, февраля 26, 2025

Мы продолжаем слушать программы раввина Мотла Гордона "Тора без цензуры" на канале Шейнкин 40. Очень интересно, хотим поскорее дослушать те главы, что слушаем в записи и перейти на пятничные прямые передачи, чтобы иметь возможность задавать вопросы. Вопросов по Торе (и, которую я читал, естественно, на русском в виде "Ветхого завета") у меня немало. 

Один из таких вопросов я вспомнил на днях, когда смотрел "Пожнешь бурю". Там этот вопрос задает адвокат - "А кто была миссис Каин?". Я уже писал, что Новый Завет прочитал еще в школе, а вот прочитать Ветхий Завет удалсь лишь много лет спустя, и в течение довольно долгого времения эта книга была мне известны только по ернической "Библии для верующих и неверующих" Емельяна Ярославского. Только потом у нас дома появились уже вполне серьезные "Библейские сказания" Зенона Косидовского, а еще через какое-то время мой свояк Сема подарил мне Библию в формате покет-бук - довольно толстую (но не очень, поскольку напечатана была на очень тонкой буманге и очень мелким шрифтом, так что действительно можно было засунуть в карман) и соответствующего формата. 



В Библии по этому поводу сказано, что после убийства брата и широко известных разборок с богом ("Разве я страж брату моему") "пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. 

Насколько я помню (не перечитывал со школьных лет) Ярославский пишет, что попы очень не любят, когда им задают вопрос о том, откуда же взялась оставшаяся безымянной жена Каина, "миссис Каин". В Ветхом Завете говорится лишь, что у Адама и Евы было два сына - Каин и убитый Авель. Это, правда, ничего не значит, дочерей в Библии не упоминают без особой причины. Но, стало быть, как минимум одна дочь должна была быть. Правда, непонятно, почему эта дочь (или все-таки дочери?) поселилась отдельно от родителей, причем на расстоянии. Но так написано в Библии. 

Стало быть, Каин мог жениться только на своей сестре, и история человечества со второго поколения - это история инцеста. 

Более того, сын Каина, Енох, тоже мог жениться только на своей сестре (или на своей тетке - если у Адама и Евы были и другие дочки). Причем у Еноха, согласно Библии, был только один сын, про нескольких сыновей сыновей заходит речь только в четвертом поколении потомков Еноха (У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. "И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. Таким образом, как минимум в шести поколениях потомков Адама и Евы, от которых происходим мы все, мужчины могли жениться только на родных сестрах или тетках. И только начиная с детей Ламеха можно стало жениться хотя бы на двоюродных... 

Стоит ли удивляться, что при такой исходной генетике человечество пошло по такому уродливому пути... 

вторник, февраля 25, 2025

 Вчера на израильском ТВ начался показ сериала "Русское подворье". Я не раз писал, что мы не смотрим телевизор, но на этот раз поступились принципами - сериал несколько дней рекламировали на РЭКе, и мы заинтересовались. Посмотрели первые две серии - и правда интересно. 

Это, видимо, детектив,  действие происходит зимой 91 года, во время Большой алии. Главные герои - израильский полицейский и отец осужденного за убийство в России парня, который, так уж получается по сюжету, прилетает в Израиль, чтобы спасти сына, осужденного за убийство, к которого не совершал. Русского героя играет Белый. Первые две серии нам очень понравились. Конечно, это надо смотреть без перевода, в фильме, естественно,говорят и по-русски, и на иврите, и субтитры даны на двух языках.  Очень любопытно было смотреть, как пытаются понять друг друга герои, говорящие на разных языках. 

Кстати, если верить этому фильму, в Израиле (во всяком случае, на тот момент) не было серийных убийц...

Короче, если этот сериал появится на российских сайтах, очень рекомендую (во всяком случае, после просмотра двух серий).  



понедельник, февраля 24, 2025

 Вчера посмотрели замечательный фильм - "Пожнешь бурю" Стенли Крамера. Фильм 1960 года - не часто смотришь такие старые фильмы с интересом и напряжением. Ада-то смотрела в первый раз, а я фильм видел, когда он вышел в советском прокате в 1963 (год выхода в СССР я, конечно, не помнил, посмотрел сейчас в интернете), так что я-то, по крайней мере, знал, чем все кончится.  И все равно смотрел с напряжением. Про "не часто смотришь" - вчера же попытались посмотреть "Опасные связи 1960" Роже Вадима 1959 года - осовремененная экранизация романа Шарля де Лакло. И бросили, не досмотрев. При том, что и роман мы очень любим, в главных ролях Жанна Моро и Жерар Филип, в роли второго плана - совсем молодой Трентиньян, а музыка вообще моего любимого пианиста Монка. Но фильм сегодня "не смотрится", скучен и вял. Запись музыки послушал бы, но фильм смотреть не захотелось.

А "Пожнешь бурю" смотрели буквально на одном дыхании, прерываясь только, чтобы ответить на телефонные звонки. Интереснейшая тема; сюжет - реальный "обезьяний процесс" в США в 1925 году, бОльшая часть фильма - судебное заседание. 

Потрясающий актерский дуэт - Спенсер Трейси и Фредерик Марч (соответственно, адвокат и обвинитель).


И важнейшая и сегодня не меньше, чем тогда, сто лет назад, тема - право на свободу мысли. 

Я с 1963 этот фильм не видел, но запомнил, как мне показалось, неплохо, хотя и не в деталях. Но вчера, если, конечно, старые воспоминания не обманывают, воспринял его несколько по-другому. Может быть, это связано с купюрами, которые практически неизбежно делали в советском прокате. Фильм в оригинале идет около 128 минут, а в советском прокате такие фильмы разбивали на две серии, чтобы получить двойную плату, и шли они практически всегда не больше двух часов - при том, что перед второй серией повторяли титры, а нередко еще и прокручивали "краткое содержание предыдущей серии, хотя показывали всегда обе серии вместе). Скажем, я отлично помнил, что в финале поют "Боевой гимн республики" (Glory, Glory, Hallelujah), но совершенно не помнил госпел "Old-Time Religion" в начале фильма. Может, конечно, просто забыл - за 58 лет неудивительно... А это очень существенно - в начале - религиозный гимн ортодоксов, которые хотят, чтобы в вопросах веры все оставалось по старому, чтобы было так же, как при их родителях, и даже еще в древнем Израиле. А в конце - тоже религиозный гимн, но гимн тех, кто, веря в бога, выходит воевать за свободу, против рабства. 

И еще я не помнил, что в финале адвокат Драммонд (Сперсер Трейси) выходит из зала суда, с двумя книгами подмышкой - томом Дарвина и Библией. Может, тоже не было в советской прокатной версии? Но это, наверно, самый важный момент в фильме о свободе мысли. Наверно, адвокат так же яростно защищал бы право на веру в бога в безбожной стране (правда, скорее всего, это плохо кончилось бы для него, не отделался бы штрафом за неуважение к суду).

И точно только сейчас сообразил, что темперамент, с которым сделан фильм объясняется, наверно, еще и тем, что снят-то он всего через несколько лет после страшного периода маккартизма в США.  А Крамер, хотя и не был в те годы отлучен от кино, гонениям подвергся. А сценарист фильма Недрик Янг и ввовсе был внесен в "черные списки" и какое-то время вынужден был работать барменом и продавцом чемоданов. Так что они не понаслышке знали о том, как людей лишают права свободно мыслить. 

К сожалению, фильм остается вполне актуальным и сегодня. Рекомендую посмотреть. 

суббота, февраля 22, 2025

 Сегодня шаббат, и на РЭКе с утра идт музыкальные программы. Сегодня, как это нередко бывает в такие дни, была бардовская подборка. Началась она с песни Кукина "Поезд" ("А в тайге по утрам туман"). Я уже писал про свое отношение к Кукину, а эту конкретную песню вообще не могу принимать всерьез - как слышу ее, так сразу вспоминается пародия Игоря Михалева:

А в тайге все туман кругом,
И окурков полно.
Что тайга - сумасшедший дом,
Всем известно давно.
Говорят мне, что я - чудак:
Всю тайгу прокурил насквозь!
Только это не так, не так!
Это не удалось.

Понатыкали здесь берез -
Ни пролезть, ни пройти.
И замучил меня вопрос:
Как с ума мне сойти?
Бьет в колено чужой кулак,
Разгоняя мою тоску.
Для него это все - пустяк.
А я так не могу.

Заблудиться бы в трех соснах -
Ни забот, ни тревог.
А у черта я на рогах
Удержаться не смог.
Говорят мне, что я - чудак:
Что тайгу всю не сжег чуть-чуть!
Только это ж - пустяк, пустяк!
Это мне по плечу!

Потом пел Высоцкий - слава богу, сам. А то несколько песен Окуджавы давали в хоровом исполнении. Не раз слышанная раньше запись каких-то бардов. Не понимаю я людей, которые такое делают. Сама идея петь хором глубоко личные песни Окуджавы кажется мне странной. То есть мы-то пели кое-что когда-то, так это ж в своей компании, для себя. А когда люди делают это публично, на концертах, где собирается множество зрителей, - не понимаю начисто. Для меня песни Окуджавы неразрывно связаны именно с его исполнением. Было в его манере что-то колдовское. Когда слушаешь некоторые его песни в "чужом" исполнении, порой замечаешь несовершенство текста. Но когда пел Окуджава, эти несовершенные тексты брали за душу. Объяснить это невозможно. Вот как услышал впервые несколько песен на только что купленном родителями магнтофоне "Яуза"  в 1960, так и полюбил Окуджаву на всю оставшуюся жизнь. Столько лет прошло, магнитофон вскорости вернули до окончания гарантийного срока, поскольку он с первых дней не вылезал из ремонта, сменили его на "Днепр". Но до сих пор помню, какие песни были на этой маленькой кассете - "Петухи", "Сапоги", "Голубой шарик", "Старый пиджак", "По Смоленской дороге", "Ванька Морозов", "Дежурный по апрелю", "Последний троллейбус", "Надя-Наденка", "Горит пламя, не чадит", "Черный кот", "Ленька Королев", "Эта женщина! Увижу и немею"... Наверно, что-то все-таки забыл, а что-то, может, наложилось из услышанного позднее, но это неважно. Главное - что Окуджава был в моей жизни. Сперва как автор песен, потом - и как автор замечательной прозы.   И это навсегда, пока жив. 

А по ходу передачи вспомнились почему-то вдруг две совсем не бардовские песни, но входящие в число самых любимых. Тут, в отличие от Окуджавы, со мной, наверно, не все согласятся, но у меня к этим песням какое-то личное отношение.

Это "Привет" группы "Секрет",сейчас вот посмотрел запись с "Музыкального ринга" 1987 года и "Метро" группы "Високосный год", тоже посмотрел запись 2001 года. Какие все молодые на этих записях. А я-то помню Леонидова еще более молодым, в выпускном спектакле ЛГИТМИКа "Ах, эти звезды", в 1983, в зале старого ТЮЗа, ставшего театром ЛГИТМИКа...

Кстати, я тогда в этом зале впервые побывал. В детстве в ТЮЗ не ходил, только по телевизору видел немолодых, толстых тетенек, изображавших задорных пионеров, мне этого хватило...  


пятница, февраля 21, 2025

Сегодня с утра хотел было написать о наших,израильских делах. Печальных делах. Но потом решил, что те, кого это интересует, об этих делах и так знают, а каких-то собственных мыслей, которыми хотелось бы поделиться, у меня по этому поводу нет.

Поэтому я решил, что лучше продолжу не связанный с актуальными событиями текст, который начал еще вчера. 

 

Неисповедимы причуды работы головного мозга. Сегодня у меня выскочила (с чего вдруг?!) в памяти песня из детства - "Песенка про Петю" на стихи Агнии Барто. А потом по цепочке пошли мысли. 

Оттолкнувшись от этой дурацкой песни я в итоге пришел к мысли о том, как за годы советской власти произошло расчеловечивание. И людей, и, соответственно, литературы. 

Чтобы было понятнее, вот текст стихотворения. Запись песни при желании можно найти легко. Исполнялась она, понятно, как было принято в то время, с идиотским задором и энтузиазмом. 

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит бумажки рвет!

А во время переменки
Занят он еще сильней:
Подойдет он к чистой стенке —
Чертит чертиков на ней.
Песенку про Петю
Решили мы пропеть,
Чтоб не было на свете
Тому подобных Петь!
Ах, как занят этот Петя!
Целый час ломал часы
И на мамином портрете
Подрисовывал усы.
То он вскочит на скамейку,
То залезет под кровать,
То зачем-то схватит лейку,
Станет лужи поливать.
Со двора домой вернется,
Бросит санки у крыльца,
Если их чинить возьмется —
Доломает до конца.

То промчится он вприпрыжку,
То залезет на чердак…
Взяться некогда за книжку —
Слишком занят он и так!
Песенку про Петю
Решили мы пропеть,
Чтоб не было на свете
Тому подобных Петь!

Написано стихотворение в 1949 году. Понятно, что в то время просто не было такого понятия - "гиперактивность" (оно появилось только в 90-е года,и поведение такого Пети рассматривалось в лучшем случае как озорство, а в худшем - как распущенность и хулиганство. 
Но дело не в этом, а  в припеве, повторенном дважды:

Это как "чтобы не было"? Звучит как-то по-людоедски. Помнится, свихнвшийся интеллигентный, бандит в исполнении Кваши в фильме "Достояние республики" говорил что-то вроде "Я вычеркиваю вас из списка живущих на этом свете". И у автора детских стихов звучит что-то столь же людоедское, на мой взгляд.
Кстати, можно вспомнить еще одно людоедское (уже в буквальном смысле) стихотворение другого детского поэта - Сергея Михалкова. "Упрямый Фома" - это стихотворение про мальчика, который упорно не хотел верить тому, что говорят старшие товарищи, и в результате его съел крокодил. Правда, во сне, как еще советский мальчик мог попасть в Африку, но описано все очень достоверно, будто наяву. А уж  четверостишие с описанием пейзажа после съедения очень напоминает садистские  стихи о маленьком мальчике: 

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Никто не плывет
По опасной реке.

Только Михалков свои садистские стишки пишет всерьез, в назидетельно-воспитательных целях...

А ведь еще сравнительно недавно, пока не получил столь широкое распространение лозунг "Кто не с нами - тот против нас", и великий пролетарский писатель-гуманист Горький не произнес свое "Если враг не сдается - его уничтожают", когда человеческая жизнь сохраняла хоть какую-то ценность, по поводу ребенка, ведущего себя неправильно, были произнесены  иные слова.
В 1926 году Маяковский написал стихотворение "История Власа, лентяя и лоботряса". Не стану его воспроизводить здесь, люди, выросшие в советское время (а других читателей у меня вроде нет) наверняка его помнят.
Интересно, что и в этом случае Маяковский, характеризуя неправильное поведение Власа, который засыпал на рассвете, в час когда другие дети бодро встают, ничего не мог знать о хронотипах, то есть жаворонках и совах. Об этом заговорили много лет спустя, только в 70-е. 
Маяковский, с его патологическим стремлением к чистоте, вполне вероятно, не любил детей, от которых только беспорядок и грязь. Ведь далеко не каждый, даже ради эпатажа, решится написать (и опубликовать!) "Я люблю смотреть, как умирают дети".
Но все равно, как бы ни были неприятны Маяковскому дети в целом и Влас в частности, он оставался гуманистом и не стал требовать, чтобы таких, как Влас, не было на свете, А всего лишь призвал других детей не быть таким, как Влас. Это нормально и реально, таких выраженных "сов", которые с детства засыпают только на рассвете, заведомое меньшинство. 
Но тут нет ничего удивительного. Маяковский действительно был гуманистом. В 28 году, побывав в доме Ипатьева он написал вот такое по поводу расстрела царской семьи:  

Я сразу вскину две пятерни -
Я голосую против!
Спросите: руку твою протяни -
казнить или нет человечьи дни?
Не встать мне на повороте.
Живые - так можно в зверинец их
Промежду гиеной и волком
И как не крошечен толк от живых,
от мертвого меньше толку.
Мы повернули истории бег
Старье навсегда провожайте!
Коммунист и человек
Не может быть кровожаден. 

Но даже такой умеренный (детей сажать в клетки он согласен, убивать только нехорошо) гуманизм, видимо, показался все же поэту чрезмерным, и в окончательный текст стихотворения "Император" эти строчки не вошли. Интересно, почему. То ли счел политически неуместным и не опубликовал для пользы дела, как он это понимал, очередной раз став на горло собственной песне, то ли просто побоялся последствий для себя. Не узнаем.

И не только Маяковский проявлял гуманизм и способность к милосердию. Ведь действие романа "Мастер и Маргарита" происходит примерно тогда, когда Маяковский писал "Императора". А Воланд ведь говорит: "
 и милосердие иногда стучится в их
сердца... обыкновенные люди..."
Но тогда эти обыкновенные люди еще не кричали "Расстрелять как бешеных псов". 
И, наверно, никому в голову не могло бы еще придти оправдывать тирана тем, что он убил не десятки миллионов, а на самом деле гораздо меньше. 
Мне кажется, что рубеж был перейден в 30-е годы, когда, чтобы сохранить рассудок, нужно было забыть о гуманизме. И вообще не думать.

Додумать не дай, оборви, молю, этот голос,
Чтоб память распалась, чтоб та тоска раскололась...
Не видеть, не вспомнить, что с нами в жизни случилось.
Это написано в 37 или в 38. Наверно, тогда и кончился окончательно в России гуманизм. 


вторник, февраля 18, 2025

 Вчера обнаружил, что кроме фильма о Пушкине с Юрой Борисовым, о котором мы здесь уже говорили, в России начал выходить и сериал о Пушкине - "Натали и Александр". Непонятно, почему такая вспышка интереса к нашему всему, год вроде как не юбилейный ни с какой стороны. Но - факт.

Кстати, совершенно не запомнился мне никакой ажиотаж в 200-летие со дня рождения Пушкина, в 1999. Какие-то торжества, вероятно были, но никаких фмильмов о Пушкине, ни даже экранизаций. Точнее в 1999 году был поставлен "Евгений Онегин", но в Англии. 

Насколько я знаю, очень широко отмечалось в России 100-летие со дня смерти поэта (и прозаика!).

Биографических фильмов, правда, не выходило, но вышли три экранизации, правда, не в сам юбилейный год, а годом раньше и годом позже. Но, главное, в издательстве "Детская литература" вышел замечательный трехтомник Пушкина, с которого и началось мое знакомство с ним.  С интересными комментариями, хорошо помню, что там была "пропущенная глава" "Капитанской дочки", и я никак не мог понять, почему Зурин в этой главе носит фамилию Гринев, а Гринев - Булавин. 


Посмотрел самое начало первой серии сериала. И Александра и Натали играют актеры, которых я вижу первый раз, и фамилий никогда не слышал. Видимо, это такая фишка у режиссера, чтобы не было у главных героев примелькавшихся лиц (во второстепенных-то ролях, судя по титрам, известные актеры присутствуют). Судя по самому началу, все как обычно в российских фильмах и сериалах о позапрошлом столетии. Скверный грим, абсолютно современные лица у актеров, включая Александра Сергеевича. 

Уже самые первые отсмотренные минуты сериала вызвали некоторое недоумение. Первая сцена - в доме Гончаровых, показано, что сестра Натальи, которая названа "Аза" (видимо, так домашние называли Александру) пишет левой рукой. Показано это довольно настойчиво. Не заметить трудно. Мне всегда казалось, что вплоть до недавнего времени левшей во всем мире (в том числе и в России) жестко переучивали, запрещая писать левой рукой. Так что скорее всего, левша - актриса, и никто не обратил внимания. Ладно, мелочь.

Но дальше вещь более серьезная. Титр: "Михайловское, 1828 год". За Пушкиным приезжает курьер от императора и требует, чтобы Пушкин немедленно отправился с ним в Москву на встречу с императором. Но встреча-то эта состоялась 8 сентября 1926 года. Действительно, в Москве, я раньше этого не знал, полумал, что и здесь наврали. Но тут - правда. Более того, курьер приезжает в Михайловское и находит Пушкина во время дуэли (во время которой противник предлагает Пушкину мировую прямо у барьера, что мне кажется сомнительным с точки зрения дуэльного кодекса). Но дело даже не в этом, а в том, что в списке дуэлей Пушкина нет вообще никакой дуэли в Михайловском - ни в 1826, ни тем более 1828, когда Пушкина там и не было. Представить себе, что авторы сценария до такой степени не знакомы с биографией поэта - сложно, скорее речь идет о том, что ради занимательности авторы сценария просто плюют на реальную биографию. Но героя все-таки зовут Пушкин. Когда Александр Дюма писал о Д'Артаньяне, он тоже писал о человеке, который существовал реально и оставил мемуары. но, думаю, что в ту пору, когда писался роман, никто и не помнил, кто такой был Д'Артаньян, так что Дюма мог выдумать что угодно, вряд ли кому-то пришло тогда в голову упрекать его в искажении исторических фактов. А биографию Пушкина, хотя бы в общих чертах, знают в России практически все, и поэтому здесь искажения трудно простить. Не знаю, на что рассчитывали сценаристы, ведь год, может, и не все помнят, но что вызов к императору последовал достаточно скоро после восстания декабристов знают, полагаю, многие, во всяком случае, кто постарше. И зачем так подставляться уже с первых минут - мне непонятно...  

Предположу, что это только цветочки, ведь отсмотрел всего минут 10, а в фильме 12 серий... 

понедельник, февраля 17, 2025

 Сегодня 500-ый день войны. За это время число убитых в Израиле - 1843. 73 человека остаются в заложниках в Газе. По оценкам разведки в живых остаются 36. 

После шока от случившегося 7 октября, когда началась наземная операция в Газе, мы верили в скорую победу - в полный разгром Хамаса, в его устранение из политической жизни в Газе. Теперь, вряд ли много есть людей, которые верят в такое. Во всяком случае, без "полного решения арабского вопроса в Газе", без "арабен фрай" в соответствии с предложением Трампа или в соответствии с предложениями наших "ястребов", которые давно уже считают, что Газу надо просто сравнять с землей, а арабов - депортировать (это в лучшем случае), а потом заселить Газу евреями. Я всегда считал, что это немыслимо, но никакого менее радикального решения конфликта я представить тоже не могу.  Особенно теперь, когда градус взаимной ненависти столь высок. 

Может, найдется человек, который сумеет найти решение, удовлетворяющее обе стороны. Но я в это не верю. Во всяком случае, в обозримом будущем. Так что не при моей жизни.

воскресенье, февраля 16, 2025

 Посмотрел вчера число просмотров блога за последние 7 дней с разбивкой по странам.

Первое место уверенно занимает загадочное "Другое". Раньше такого не было, "другого" или не было вовсе, или какие-то очень незначительные показатели. На втором месте не менее загадочно идет Иран. Ума не приложу, как это все получается. "Другое" - это ладно. Но Иран?! Трудно как-то представить себе, что кто-то выбирает в качестве страны Иран, даже если есть такая опция. Но предположить, что меня кто-то читает в Иране - еще труднее. 

                  Иран 74

Россия 61
Германия 41
Нидерланды  12
Соединенные Штаты  10
Франция  8
Израиль  2
Польша  2
Бельгия  1
Другое    186                                 

 Писал уже,по-моему, что закаты здесь практически каждый день разные. Сей  час вот пересматривал фотографии - правда, разные. От облаков зависит в основном. А они не повторяются. 

И место, в котором заходит солнце, тоже разное. Летом солнце садится в море. Зимой - заходит за гору Кармель. А сейчас вот период, когда солнце садится у самого края маленького мысика на краю суши. Еще несколько дней и и оно будет садиться в море.

13 февраля


13 сентября (в сентябре у нас еще лето вовсю, жара не спадает)


22 декабря





суббота, февраля 15, 2025

 20 минут назад троих мужчин-заложников в Газе передали Красному Кресту. После всех бурных событий недели, когда казалось, что война вот-вот возобновится, закончилось все спокойно. 

А с утра, как обычно в субботу, по радио шла музыка. На этот раз - подборка популярных в свое советских эстрадных песен, разбавленных более "свежими". Слушал песни краем уха, в качестве фона в ходе приготовления шаббатнего завтрака. Привычно удивлялся сочетанию достаточно высокого качества многих мелодий и бездарных текстов. Для меня в этом смысле эталоном являются песни Пахмутовой/Добронравова. Мелодии у Пахмутовой есть просто замечательные, на мой взгляд. А тексты Добронравова (опять-таки на мой взгляд) - просто эталон безвкусицы и бессмысленности. 

Но писали и в то время песни на стихи хороших, даже замечательных, поэтов. В этом смысле примечательна была "Ирония судьбы", без песен оттуда такие подборки практически не обходятся.

Сегодня была выбрана песня "Я спросил у ясеня" на стихи Владимира Киршона. Я, понятно, много раз слышал эту песню, но никаких других произведений Киршона не слышал и не читал. Сейчас впервые полюбопытствовал - и нашел любопытную статью,посвященную Киршону - "Стукач у стенки" (https://jewish.ru/ru/people/culture/184974/). В статье, в частности, утверждается, что Киршон стал прообразом Иуды в "Мастере и Маргарите". 

Но стихи нормальные, во всяком случае, ухо не режут, и песня получилась неплохая. Я, повторяю, слышал ее много раз на протяжении теперь уже 50 лет, но лишь недавно мне пришла в голову новая трактовка сюжета стихотворения. Большую часть из этих 50 лет я привычно возмущадся вероломством друга и предательством "любимой". И только пару лет назад, после очередного прослушивания, мне пришло в голову, что "не все так однозначно". Друг, видимо,  полюбил, а любовь вполне может оказаться важнее дружбы. Так что я лично осуждать егоне стал бы. А что касается "любимой" - вот недавно мне как раз и пришло в голову - а почему, собственно, "любимая"? Ключевое слово здесь, как мне теперь кажется, "жена". Герой-то с его причитаниями и упреками явно не делал любимой предложение. А для женщины (если учесть, что стихотворение-то было написано в 1935 году, когда о феминизме в СССР, думаю, и не слыхивали) "штамп в паспорте" был (не знаю, остается ли сегодня) весьма важен. И если жалующийся герой любил, но предложения по каким-то причинам не делал, то стоит ли пенять, что любимая предпочла определенность, "законный брак". Как я себе представляю, женщина, выйдя замуж, начинала чувствовать себя совершенно по-другому, менялась ее самооценка, менялось поведение. Так, конечно, было во времена написания стихотворения, но так было и позднее, о чем свидеиельствует стишок, написанный явно в послевоенное время (слова "чувак" и "чувиха" появились в лексиконе стиляг в 50-е годы):

Я сегодня тихая, я сегодня скромная,
Больше не чувиха я, а жена законная.

 Так что герою стихотворения (и песни) следует не обвинять друга и любимую, а пенять на самого себя. Позвал бы замуж, как положено - и осталась бы с ним любимая. А захотел по каким-то своим причинам сохранить свою "постылую свободу", так нечего жаловаться.       

пятница, февраля 14, 2025

Я уже писал, что с младых лет не любил Евтушенко. Из того, что читал, мне нравилось очень немногое. А многое раздражало. В первую очередь, наверно, постоянное самолюбование, которое я ощущал во многих его стихах. 
Но особенно не любил я Евтушенко за два стихотворения. Первое - "Нигилист". Посмотрел сейчас - оно было опубликовано в "Юности" №12 за 60-й год. Тогда, стало быть, я его и прочитал. Поначалу-то оно мне как раз понравилось - как же, Евтушенко "за наших". Я ведь тоже носил тогда узкие брюки и зачитывался "Фиестой" Хемингуэя. Восхищался Пикассо и презирал Герасимова. Правда, я находился в более выгодном положении по сравнению с погибшим нигилистом: мои родители меня в моих вкусах поощряли. 
Так что, прочитавши это стихотворение, я прибежал к маме и прочитал и ей - вслух. Думал, что и ей понравится. Мама выслушала (она тоже сильно не любила Евтушенко) и задала мне примерно такой вопрос: "То есть нужно героически умереть, чтобы посмертно получить моральное право носить узкие брюки, читать Хемингуэя и любить Пикассо?". Поразмыслив, я пришел к выводу, что мама права. 
Вот это стихотворение.       

Носил он брюки узкие,
Читал Хемингуэя.
"Вкусы, брат, нерусские..." - 
Внушал отец, мрачнея.

Спорил он горласто,
Споров не пугался.
Низвергал Герасимова,
Утверждал Пикассо.

Огорчал он родственников,
Честных производственников,
Вечно споря с ними,
Вкусами такими.

Поучали родственники:
"За модой не гонись".
Сокрушались родственники:
"Наш-то - нигилист".

На север с биофаковцами
Уехал он на лето.
У парня биография
Оборвалась нелепо.

Могила есть простая
Среди гранитных глыб.
Товарища спасая,
"Нигилист" погиб.

Его дневник прочёл я.
Он светел был и чист.
Не понял я: при чём тут
Прозванье "нигилист".

А другое стихотворение я не полюбил уже вполне самостоятельно. Написано оно в 1956 году, но я прочитал его несколько лет спустя, когда уже успел полюбить джаз.

А что поют артисты джазовые
в интимном,
в собственном кругу
тугие бабочки развязывая?
Я это рассказать могу.

Я был в компании джазистов,
лихих, похожих на джигитов.
В тот бурный вечер первомайский
я пил с гитарою гавайской
и с черноусеньким,
удаленьким,
в брючишках узеньких
ударником…

Ребята были как ребята.
Одеты были небогато,
зато изысканно и стильно
и в общем выглядели сильно…

И вдруг,
и вдруг они запели,
как будто чем-то их задели,—
ямщицкую
тягучую,
текучую-текучую…

О чем они в тот вечер пели?
Что и могли, да не сумели,
но что нисколько не забыли
того, что знали и любили.

«Ты, товарищ мой,
не попомни зла.
Здесь, в степи глухой,
схорони меня…»

В принципе я вполне допускаю, что джазисты могли петь русские песни. Народные темы вполне приняты были в советском джазе в ту пору. Так что сама ситуация сомнений не вызывала. Но вот строчка

 "Что и могли, да не сумели"

сильно резанула глаза. Это что же, джазисты стали играть джаз, который не мог принести ни особых денег, ни зарубежных гастролей, ничего, кроме неприятностей (стишок "Сегодня ты играешь джаз,/А завтра родину продашь" не на пустом месте возник же, он вполне отражает отношение к джазу в советском обществе - не запрещено, но и очень не поощряется) не из-за любви к ждазу, а лишь потому, что их недостаток профессионализма или за пятый пункт не взяли в оркестр народных инструментов имени Андреева?
Постоянное, не только здесь ощутимое, желание Евтушенко быть хорошим и у "наших", и у "ваших" вполне чувствовалось в течение всего периода его советской жизни. Конечно, не мне, и вовсе молчавшему в тряпочку всю эту жизнь, осуждать автора "Бабьего Яра". Я и не осуждаю. Но стихи не люблю. 

P.S. Когда готовил этот текст, наткнулся на любопытное высказывание об Евтушенко, которое вполне соответствует моим ощущениям. Но здесь у автора есть больше права судить: 

 "Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал:

Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард <…> Жалкий какой-то Женя. Кокетка <…> В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущев, и Брежнев, и девушки…"


 

P.P.S. Я посмотрел несколько страничек со стихотворением Евтушенко о джазистах. Во всех меня удивляют строчки (пунктуация тоже везде одинаковая)

"но что нисколько не забыли
того, что знали и любили".

Не возьму в толк - кого "того"?
Мне эти строчки запомнились по-другому, причем мой вариант мне кажется осмысленным, в отличие от интернетовского:

"но что нисколько не забыли
и что по-прежнему любили".




четверг, февраля 13, 2025

 Объявлено о предстоящих переговорах о прекращении войны в Украине. Об этом будут договариваться Путин и Трамп в Саудовской Аравии. Вероятно, украинских представителей тоже пригласят. Во всяком случае в конце, чтобы сообщить им о принятых решениях и заставить подписать мир капитуляцию.

Борис Вишневский из Яблока ожидаемо выразил полное одобрение происзодящему.

Он написал в частности:

"Трамп говорит, что «больше не должно быть потеряно ни одной жизни».
Кто против этого? «Партия чужой крови», призывающая к эскалации боевых действий, чтобы сохранить свои политические перспективы?"

Я вот думаю о том, как выглядел бы сегодня мир, если бы в Англии в 1940 году победила не "Партия чужой крови" во главе с Черчиллем, который, естественно, думал только о сохранении своих политических перспектив, а благородные гуманисты, толкующие о том, что «больше не должно быть потеряно ни одной жизни».
Впрочем, мой интерес носит чисто умозрительный характер, поскольку я бы в этой альтернативной реальности просто не родился бы. Как и г-н Вишневский. И партии "Яблоко", которая так искренне считает, что «больше не должно быть потеряно ни одной жизни» не существовала бы. А сегодня эта партия активно выступает за то, чтобы немедленно был заключен мир. Естественно, на условиях Путина, других вариантов просто нет. То есть ведет себя точно так же, как те гуманисты, которые в 1940 были готовы заключить мир на условиях Гитлера.


вторник, февраля 11, 2025

 Сегодня на сайте 9-го канала появилось интереснейшее, на мой взгляд, интервью.

Чтобы не затруднять читателей поиском, воспроизведу это интервью здесь.

Не знаю, насколько объективен Тимор Давид. Не уверен, что он стал своим среди чужих, но что он чужой среди своих - это очевидно. Можно ли от человека в его положении ждать объективности? Не знаю. Хотя по моим умозрительным представлениям (я никогда не общался с арабами, кроме тех, которые ставили нам забор - тогда я лишь, понял, почему в Израиле халтурную работу называют "авода арави" - "арабская работа", хотя один случай - не показатель; у нас в поликлинике есть медсестра-арабка, так она работает гораздо лучше своих еврейских коллег) то, что он говорит, соответствует действительности.   

Приношу извинения за неудобства при чтении. Ничего не смог поделать, так получилось после копирования статьи в блог. 


ото: Архив

Интервью

Тимор Давид: "Вы не понимаете, как устроены арабы"

Когда мы начинаем разговор с Тимором Давидом Аклином, на дежурное "как дела?" он неожиданно отвечает: "все плохо".
- Почему? – встревоженно спрашиваю я.
- Вот, посмотри на эти ролики из Газы. ХАМАС празднует победу. Для них освобождение заложников и то, что они остаются во власти – это безусловная победа и позорное поражение Израиля. Так ХАМАС воспринимает ситуацию, несмотря на все разрушения и смерти. Если он переживет эту войну – он победит. Не имеет значения, сколько ударов мы нанесем по ХАМАСу, сколько жертв понесут жители Газы. До тех пор, пока он жив, он празднует победу.


Тимор Давид родился в Яффо под именем Тамер – в переводе, финик (на иврите – тамар). Детство его нельзя назвать счастливым. Родители его развелись, и он долгое время скитался по домам родственников. А их было много: четырнадцать братьев и сестер со стороны мамы и семеро – со стороны папы.

Его семья принадлежала к известному в Яффо криминальному клану, поэтому Тимор с самого маленького возраста привык к насилию. Жестокость, агрессия, издевательства, грубость и беззаконие – это та атмосфера, которая его окружала с детства. В арабском обществе дети, по словам Тимора, никакой ценности не представляют. Поэтому их эксплуатация – это обычное дело.

- Мои первые воспоминания связаны с болью. Да и весь мой детский опыт – это одна сплошная травма, – вспоминает Тимор. – Моя мать меня не растила. Я рос в нездоровой обстановке, в атмосфере надлома и боли, меня вышвыривали из одного дома в другой, поэтому моя личная трагедия повлияла на мою гражданскую позицию.

Будучи ребенком, он даже служил посыльным, перенося известия или передачи. Он привык к тому, что жизнь полна опасностей, он научился выживать и быть готовым к любым неожиданностям.

- Одно из самых травмирующих событий в моей жизни – это взрыв на дискотеке Дельфинариум. Мы с детьми играли в прятки неподалеку, а взрослые в это время жарили шашлыки. Я помню ужасный взрыв, крики, сирены скорой помощи, людей, разбегающихся в панике. Этот кошмар до сих пор преследует меня.

В арабской среде, рассказывает Тимор, ненависть к евреям – обычное явление. Это лейтмотив, который сопровождает их всю жизнь. "Наш мир делился на "хороших" и "плохих". Хорошими были арабы, евреи всегда занимали сторону "плохих". В отличие от друзов, которые умеют приспосабливаться к любой власти и к любой среде, арабы никогда не смешиваются с местным обществом и не признают местные власти. Арабы уверены, что окружающий мир должен им подчиняться, а не наоборот. Однажды, лет двадцать назад, мой дядя сказал мне: "Придет день, и мы завладеем Европой, даже не начав воевать". Это то, что в итоге происходит.

- Мне кажется, вы не понимаете, как устроены арабы. Вы думаете, что с ними можно договориться, их можно купить или запугать. Вам так только кажется, – объясняет Тимор. – Вы не понимаете их культуру, их язык и их менталитет. Все арабы мечтают о том дне, когда выгонят евреев с этой земли и займут ее полностью. Никакие компромиссы, никакие "два государства" их не устраивают. Им нужна вся земля.

Все арабы ненавидят евреев, но подавляющее большинство делают это тихо. И только экстремисты берут в руки оружие и идут убивать. В Газе большинство жителей салафиты, то есть исповедующие радикальный ислам. Они мечтают о том, чтобы вернуть ислам в "первоначальное" состояние, то есть в тот вид, в котором он был во времена пророка. Они более агрессивные, более жестокие, их конечная цель – мировой джихад.

В Рамалле живут более "умеренные" арабы. Им нравится пользоваться всеми благами западной цивилизации, жить в роскоши и носить европейский костюм. При этом если газоваты не скрывают своих намерений и идут убивать евреев, то в автономии действуют хитрее. Они пытаются давить на Израиль на международной арене, использовать юридическую систему, они проникают в Конгресс и Сенат США и организации, связанные с ООН. Они пытаются делигитимизировать Израиль в СМИ, создать образ оккупанта и убийцы невинных детей. У вас не должно быть сомнений: и те, и другие, преследуют одну и ту же цель: уничтожить Израиль.

В семнадцать лет Тимор женился на девушке, наполовину арабке, а наполовину португалке, с которой был знаком еще со школы. Согласно мусульманской традиции, молодым людям запрещено вступать в какие-либо отношения до брака, можно только разговаривать по телефону или общаться в присутствии родителей, за чашкой крепкого кофе с элем.

- Для меня это были первые отношения, – откровенно рассказывает Тимор. – И я понятия не имел о том, что такое брак. Но для нас обоих это был выход, возможность вырваться из дома, побыстрее стать самостоятельными и уехать за границу.

Они поженились по закону шариата, как и многие арабские пары в Израиле. Вскоре родилась дочь, а в двадцать лет Тимор уже был разведенным мужчиной.

- В то время я чувствовал себя бесконечно одиноким, у меня не было дома, я не умел жить в семье, я даже думал о самоубийстве. После развода я решил полностью изменить свою жизнь и уехать из страны. Я отправился сначала в Англию, потом в Португалию, Канаду, Таиланд. Перебивался мелкими заработками: снимал и монтировал видео для туристов. На жизнь мне хватало, а о большем я тогда не задумывался.

То время Тимор вспоминает, как болезненные поиски себя и своего места в жизни. С арабскими родственниками он почти не поддерживал отношения. Но и вечно жить в хижине и питаться лепешками с кокосовым молоком тоже было невозможно. И в 2017 году Тимор принял решение вернуться в Израиль, хотя бы на время. Оказалось, что это решение изменило его жизнь.

- Однажды я шел по улице, и ко мне подошел какой-то человек и попросил зайти в синагогу, чтобы дополнить миньян (необходимое количество участников для совершения богослужения). Им как раз не хватало одного человека. Я понятия не имел о том, что это такое, но зашел из вежливости. Тот человек, видимо, тоже не понял, что я араб. Я помолился с ними, и вдруг почувствовал, что мне в этом месте хорошо. Через какое-то время я был в больнице, ко мне подошел хабадник (представитель хасидского движения ХАБАД) и предложил наложить тфилин. И я согласился.

И так ко мне с разных сторон начали приходить знаки. Мне стало интересно, я потянулся к иудейской вере, стал изучать Тору, читать об истории евреев. И вдруг для меня евреи открылись с другой стороны. За образом врага, которым меня пичкали с детства, я начал разглядывать нечто другое – тысячелетнюю историю, великую силу духа, стремление к познанию мира. Я вдруг понял, что евреи на этой земле – не случайно. И захотел стать частью их.

В течение трех лет Тимор учился на курсах ортодоксального гиюра. "Это было непросто", – вспоминает он. Когда же он благополучно сдал экзамены, то решил взять себе имя Давид – в честь легендарного иудейского царя.

- Я не ожидал, что евреи сразу меня примут в свои ряды. И действительно, долгое время ко мне относились с подозрением, несмотря на то, что я ношу кипу и цицит. Но постепенно отношение ко мне начало меняться. Я знаю, что судьба вела меня к этому решению. Моя миссия – распространять свет, и я считаю, что сделал правильный выбор.

О том, чтобы арабская семья приняла решение Тимора стать евреем, конечно, не было и речи. Его дочь категорически отказалась общаться с отцом, к тому же стала яростной антисемиткой. Остальные близкие тоже отвернулись, решив, что он сошел с ума.

- В мусульманских семьях отсутствует самое важное – любовь и эмпатия, принятие и человечность. В них царит токсичная атмосфера ненависти, – поясняет он. – А в еврейских семьях все наоборот. Посмотрите с какой любовью евреи встречают своих заложников, и с каким цинизмом ХАМАС устраивает "парады освобождения". Мне больно смотреть на то, как эти обезьяны прыгают по машинам, где сидят безоружные девушки, как они заставляют их "благодарить" за гостеприимство. Эту гадину нужно уничтожить.

Седьмого октября Тимор Давид, проснувшись утром и узнав о том, что происходит на юге страны, сел в машину и поехал в сторону Газы. "Тогда я толком не понимал, что делаю. Я просто считал, что должен быть там, чтобы помочь людям". Полицейские остановили его на дороге, велели возвращаться домой, потому что в районах, прилегающих к сектору, шли ожесточенные бои.

- Я видел, как в небе летят вертолеты, я слышал звуки выстрелов где-то вдалеке. Я понял, что идет бойня. Но, к сожалению, мне не дали возможность помочь. В то время, как сжигали людей, расстреливали, уводили в Газу, я стоял в нескольких километрах от этого места и ничего не мог сделать. Это было ужасное чувство.

Как и те немногие арабы, которые поддерживают государство Израиль и войну израильтян против террористических организаций, Тимор Давид крайне негативно отзывается о своих бывших собратьях и не перестает повторять: "вы их не понимаете". Попытки наладить "нормальные" отношения с соседями – это глупость и утопия, считает он. Разрыв между евреями и арабами не просто ценностный, культурный и религиозный. Он – цивилизационный.

- Арабы живут в прошлом и будущем. Они отказываются признавать реальность, в которой существует сильный и процветающий Израиль и лежащая в руинах Газа. Они вспоминают о временах своего величия и верят, что придет день, и они выгонят всех евреев с этой земли. Для них настоящее не имеет ценности. Они живут в выдуманном мире, в своих иллюзиях, и ради них готовы идти на смерть.

В этом они очень похожи на еврейских левых. Я встречал таких людей, они живут и за границей, и в Израиле. Они верят в "справедливость" и "мирное сосуществование". Они совершенно игнорируют реальность, в которой арабы мечтают уничтожить государство Израиль и вырезать всех евреев до последнего. Никакого сосуществования не может быть с точки зрения арабов. Здесь может жить только один народ. И я не исключаю, что однажды они исполнят свою мечту.

Это интервью мы записывали до исторической встречи между президентом Трампом и премьер-министром Нетаньягу. План о переселении жителей Газы и превращения анклава в "ближневосточную Ривьеру" еще не был озвучен.

- Представьте себе, перед вами крокодил. Вы его бьете, он ужимается до размеров ящерицы. Вы его продолжаете бить, он становится маленьким, как гусеница. Это то, что произошло в нынешней войне. Мы не смогли добить ХАМАС. Я надеялся, что это будет последняя война, но пока Хамас остается у власти, войны будут продолжаться. Все ошибки, которые можно было совершить, наше правительство совершило. Оно оставило ХАМАС в живых, а это значит, что пройдет десять лет, и они восстановятся. Они умеют учиться на своих ошибках, в отличие от нас. Мы много говорили о "победе", но мы не понимаем, что такое победа. Единственный способ решить эту проблему – это избавиться от ХАМАС и всех жителей Газы. Нужно устроить им "возвращение в Египет".

Сейчас Тимору Давиду тридцать один год. Он продолжает жить в Яффо, в доме, доставшемся ему от бабушки. Он работает в медийной сфере и пытается донести до мира и израильского общества свое видение ситуации. Он мечтает жениться на еврейской девушке и построить настоящую еврейскую семью.

- Я рос без любви, постоянным изгнанником. И я хочу обрести, наконец, покой и любовь. Для евреев главная ценность – это жизнь. Арабы прославляют смерть. И пока мы видим, что смерть, к сожалению, побеждает: ей нечего терять. Если мы не сможем сейчас преломить ситуацию, это будет означать, что мы вернулись в ту же точку, с которой начали. А это очень опасно. Сейчас наша ситуация даже хуже, чем в начале войны. Мы поверили, что возможен мир.

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...