Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

понедельник, августа 08, 2022

 

На днях в ходе очередного кинодиалога с Леной зашла речь об уважаемом, как выяснилось, нами обоими актере Цыганове; я после этого залез в его фильмографию и увидел, что в 23 году намечена к выпуску очередная экранизация "Мастера и Маргариты" — "Воланд", и Цыганов там должен сыграть Мастера (в роли Воланда — неизвестный мне немецкий актер Аугуст Диль, в составе группы немало хороших актеров). Как следует из аннотации и из перечня действующих лиц, в фильме показана только московская часть книги. Режиссер — Михаил Локшин, который пока что отметился только "Серебряными коньками" — фильмом, на мой взгляд, снятым в соответствии с запросом "Сделайте нам красиво!" в стиле "а ля рюсс". Я удивился, кому пришло в голову вкладывать деньги (а чтобы поставить "Мастера" на уровне деньги нужны немалые) в такой фильм с таким режиссером, но потом обнаружил среди продюсеров сэра Леонида Блаватника, одного из богатейших людей Великобритании, родившегося в Одессе. Он, видимо, большой фанат кино, дважды снялся в эпизодах в российских сериалах и продюсировал довольно много фильмов и сериалов, включая российские, но до сих пор это был, как я понимаю, всякий ширпотреб, а человеку захотелось, видимо, сделать нетленку. А "фильм "Серебряные коньки", видимо, соответствует эстетическим пристрастиям сэра Блаватника. Бюджет у фильма, во всяком случае, будет, вероятно, достойным, состояние сэра Блаватника в 2014 году оценивалось в 20 миллиардов долларов, а на строительство нового здания галереи Тейта он вложил аж 260 миллионов. Причем фунтов. Титул он получил как раз за щедрую благотворительность.

Сама идея экранизировать лишь часть "Мастера" не нова. В 1972, то есть вскоре после публикации романа, вышли сразу две таких экранизации. Югославский режиссер Петрович поставил также московскую часть романа. Фильм, на мой взгляд, получился просто ужасный. Такое ощущение, что Петровичу кто-то более или менее подробно пересказал роман, а заодно добавил какие-то сведения об ужасах сталинского режима, и на этой основе и был создан фильм со скверными декорациями, плохой актерской игрой и слабенькими даже по тем временам спецэффектами. А вот второй фильм по "Мастеру" поставил в 1972 сам Вайда. Фильм называется "Пилат и другие", и в нем показана, наоборот, только иерусалимская линия романа. Вот это настоящее кино! Впервые я увидел "Пилата" много лет назад, а сейчас, когда вспомнил, захотелось посмотреть еще раз. И сегодня, через 50 лет, он смотрится отлично. Нисколько не мешает, как бывает нередко, что действие перенесено в современность. Точнее, не совсем перенесено, фильм сделан так, что современность достаточно сложным образом переплетается с евангельскими временами. Вполне натуралистично снятая сцена распятия разворачивается, к примеру, на пустыре рядом с автомобильной свалкой. Из известных мне актеров — Ольбрыхский в роли Левия Матвея, Зельник (которого все люди постарше помнят по главной роли в "Фараоне") в роли Иуды и, конечно, Лапицкий в роли Афрания. Лапицкий — любимый мой польский актер. Я впервые увидел его еще в школьные годы, в первом, по-моему, увиденном мною фильме из череды выдающихся польских фильмов 50-60-х годов. "Канал" вроде бы был позже, не говоря уже про "Пепел и алмаз". И этот фильм, и Лапицкого в этом фильме я запомнил навсегда. К сожалению, никак не удается отыскать его теперь в интернете…

 Появляется в фильме и сам Вайда — в самом начале, в роли журналиста; он берет интервью у барана, который на бойне ведет раз за разом стадо на убой.  

А роль Лапицкого в этом фильме для меня загадка. Все остальное в фильме понятно, а вот что играет Лапицкий — я не понимаю. Играет замечательно, но что? Не хочу пересказывать, но буду рад обменяться впечатлениями и мнениями с теми, кто помнит фильм или посмотрит его сейчас.






P.S. Почему-то в кино возникла традиция изображать Пилата в "Мастере и Маргарите"  стариком. Ульянову у Кара 67 лет, но выглядит он, пожалуй, старше. Басилашвили у Бортко - 71, и он тоже выглядит старше. Кречмару у Вайды 64, но и он выглядит старше, причем намного. Наверно, болен был, умер в том же 72 году; выглядит он совсем уж дряхлым, и в одной из сцен его возят в инвалидном кресле.

А реальному Пилату в год распятия Христа (если считать, что это произошло в 34 году после Рождества Христова) было 46 лет, его служба в Иудее закончилась через 2 года, в 36 году); мне кажется, наиболее точно его изобразил Ге. Правда, на картине все-таки евангельский, а не булгаковский Пилат, но к возрасту это не имеет отношения. 



  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...