Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

понедельник, июня 28, 2021

 

В марте я написал несколько страниц про отличия между древнегреческими богами и иудейским богом. В то время я еще не читал замечательную книгу израильского писателя Шалева "Впервые в Библии". Если бы читал, то не стал бы писать свой текст, потому что Шалев написал гораздо лучше, короче и интереснее.

Так что сегодня я приведу обширные цитаты из той главы книги Шалева, в которой он рассуждает о политеизме и монотеизме. Очень надеюсь, что эти цитаты подтолкнут моих читателей к прочтению всей книги. Если возникнут сложности со скачиванием, могу переслать файл с книгой. Постараюсь в дальнейшем все-таки излагать собственные мысли, хотя понимаю, что весьма несложно найти авторов с мыслями более интересными. Но дело в том, что у нас более внезапно, чем обычно, наступило лето с его жарой и духотой, оно застало нас врасплох, и сейчас у меня собственных мыслей вообще никаких нет, несмотря на то, что вентиляторы и кондиционеры мы запустили. Надеюсь, что аккомодация пройдет достаточно быстро, и какие-то мысли все же появятся (не знаю, к лучшему это для моих читателей или к худшему). А пока — слово Шалеву:



Почему-то монотеизм повсеместно считается возвышенным и прогрессивным новшеством, а политеизм, или многобожие, — мировоззрением приземленным и примитивным. Я понимаю, что вера в абстрактного Бога предпочтительней, чем вера, наделяющая статусом божества конкретные предметы — солнце, луну, планеты, животных, не говоря уже о всякого рода идолах, вроде камней, деревьев, статуэток из дерева и камня и тому подобного. Но я не понимаю, чем один Бог предпочтительней нескольких.

Иногда я даже развлекаю себя мыслью, что, быть может, наш учитель Моисей придумал и заповедал евреям монотеизм по весьма простой, почти технической причине: куда легче нести по пустыне один ковчег Завета, чем в страшную жару тащить на себе несколько разных ковчегов и вдобавок заботиться о шатрах, о холодной воде и о жертвах для каждого из них. Но правда проще. Библия вовсе и не предлагает последовательный и всеобъемлющий монотеизм. В рассказе об Аврааме и его встречах с Богом единственность Господа вообще не упоминается. Точно так же Исаака и Иакова тоже не занимала идея монотеизма. Им достаточно было, что Господь — это Бог, покровительствующий им самим и тому народу, который им предстоит породить. И вообще — на первых порах Библия содержит множество намеков и доказательств существования других богов. Уже при первом явлении Бога Моисею, в горящем кусте («неопалимой купине»), Он говорит не о Своей единственности, а лишь о том, что Он — Бог Авраама, Исаака и Иакова. И когда Моисей предстал перед фараоном и обратился к нему от имени Господа, он назвал Его «Бог Израиля», как бы оставляя место также для иных богов. И даже в «Песне Моисея» после перехода через Красное море появляется совершенно немонотеистический стих: «Кто, как Ты, Господи, между богами?» (Исх. 15, 11) Иными словами, есть и другие боги, но ни один из них не идет ни в какое сравнение с Богом Израиля.

Как мы говорили, люди склонны видеть в монотеизме возвышенную духовную идею, но интересно взглянуть на него также с точки зрения Бога. Представляется, что для Него этот монотеизм — настоящая беда. Возможно, самая большая жестокость со стороны Его верующих. Не поклонение другим богам, и не нарушение субботы, и не пожирание креветок во время поста Гедалии, а то, что мы сделали Господа, Бога нашего, Господом единым.

Нехорошо Богу быть одному. Боги древних Греции, Рима, Египта и Вавилона жили богатой и насыщенной коллективной жизнью — рожали детей, ссорились, мстили, влюблялись и изменяли, воевали и развлекались, — а наш Господь Бог живет в полном одиночестве. И выходит, за нашими с Ним взаимными жалобами, что не раз напоминают споры супругов, слишком долго живущих вместе, скрывается древняя и глубокая распря: Бог изгнал нас из рая и приговорил к жизни, полной труда и боли, а мы изобрели монотеизм и приговорили Его к жизни одинокой и бездетной.

В книге Бытия есть намек на то, что в жизни нашего Бога бывали и лучшие времена. Как я уже говорил выше, Его собственные первые слова о Себе произнесены во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1, 26), и возможно, что Он произносит это, обращаясь к целой компании богов. Действительно, в начале шестой главы той же книги рассказывается об интересных и таинственных личностях, которые именуются там «сынами Божиими». Если у Бога были сыновья, то была ли у него также жена? А может быть, две? Шестнадцать? Семьдесят? А эти сыны Божии — они тоже были богами? Библия не дает ответа на эти вопросы, но продолжение рассказа свидетельствует об особых и добрых отношениях между сынами Божьими и человеческим родом: «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 2). Дочери человеческие даже родили сыновьям Божиим детей, которые были «сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 4).

Но в большей части Библии Бог существует и действует один, и это приводит к безусловно печальным результатам. Поскольку чудеса и знамения начинают приедаться даже Ему, а занятия погодой не отнимают у Него много времени, и землетрясения повторяются, а управление эволюцией живых существ и экологией различных биотопов принципиально не меняется вот уже миллионы лет, и нет других богов и богинь, чтобы развлечься с ними беседой или трапезой, любовью или ссорой, — наш Бог занимается исключительно своими верующими и в результате посвящает им слишком много времени и внимания.

Действительно, читая Библию нашего одинокого Бога, мы порой ощущаем смущение и неловкость, когда сталкиваемся с тем, как Он описан в некоторых местах. Создатель неба и земли, Господь воинств, разделивший Красное море, зачастую представлен разными авторами Библии как Бог докучливый и мелочный. Он жалуется, ревнует и обижается. Он угрожает, Он обещает. Он сожалеет о содеянном. Он ищет похвал и гонится за почетом. Он бросает обвинения, Он следит, Он ловит на горячем, Он перечисляет подарки, которые дал нам, и угрожает вернуть дары, которые получил от нас. Чуть не со слезами вспоминает те медовые месяцы счастливой любви, когда мы ходили за Ним в пустыне, где до нас не ступала нога человека.

Другие боги, вроде Ваала или Зевса, не предъявляли своим верующим таких претензий. Их биографы позаботились окружить их астартами и герами, сонмом нимф и наложниц, а также законными и незаконными детьми, друзьями, родственниками, соперниками, соседями и коллегами. Но наш Господь Бог — Бог един, нет у нас других, кроме Него, и нет у Него других, кроме нас. Иногда кажется, что в этом и кроется подлинная причина изобретения монотеизма. Мы создали себе одинокого единого Бога, чтобы Он занимался нами и только нами.



3 комментария:

  1. Володя, привет.
    Меня очень заинтересовала тема твоих недавних рассуждений об античном пантеоне и иудейском однобожии. Я даже собирался поучаствовать в этом разговоре, но... так и не собрался. Это действительно супер-интересно и важно для понимания исторического и культурного феномена еврейства.

    Конечно, и приведенные тобой цитаты из книги Меира Шалева никак не могут оставить меня равнодушным. Я разумеется хочу эту книгу прочитать. Надеюсь, проблем со скачиванием не будет. А если возникнут, обращусь к тебе. Кстати, в каком формате твой экземпляр?

    Я сначала хочу закончить книгу, которую читаю ("Петровы в гриппе и вокруг него"), а потом займусь этим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Матвей.
      У меня файл в формате fb2. Но преобразовать под любой формат, в случае необходимости, не проблема.
      "Петровых" я начинал читать, но не осилил. Поеначалу очень понравилось, но потом показалось мне как-то очень уж однообразно.
      Сразу предупреждаю, что эта проблема монотеизма и пантеизма у Шалева не основная. Построил он свою книгу необычно - анализирует первые упоминания в Ветхом завете любви, убийства, смеха, поцелуя и т.д. Поэтому и называется "Впервые в библии".

      Удалить
    2. Книга Шалева скачалась без проблем.

      "Петровы в гриппе" мне нравится. Я заинтересовался этой книгой, потому что мой сын делал немецкие титры к фильму Кирилла Серебренникова. Он книгу не читал, но фильм хвалил. Фильм представлен Россией на Каннский фестиваль, который будет в июле.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...