Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

вторник, июня 01, 2021

 

Коммунизм — это молодость мира

(продолжение)

В подборке читательских писем, опубликованных в "Искусстве кино" (надо сказать, что это была беспрецедентная публикация; ни до, ни после этого таких "писем трудящихся" в журнале не было, в нем печатали мнение профессионалов) авторы возмущались тем, что юный герой, вчерашний школьник, в одиночку воспитывает целый коллектив представителей рабочего класса. По привычным меркам все должно происходить с точностью до наоборот — это коллектив должен воспитывать хорошего, но заблуждающегося в чем-то молодого и неопытного, делать из него человека — как в том же "Максиме Перепелице". При этом идеи этого главного героя, Алешки, которые он внушает пролетариату, читатели находили сомнительными, пахнущими христианством (как его представляли советские люди). Я запомнил фразу из одного из писем: "Что за Христосик ваш Алешка?!")

Я на всякий случай напомню вкратце сюжет фильма (именно фильма). В геологической партии, которая занимается поисками воды, работают простые советские люди и совсем юный Алешка. Он решил поработать в такой партии прежде, чем идти в геологический институт. Парень "домашний", интеллигентный, при этом слабосильным, ничего не умеет. Мало того, что тяжелой физической работе он мало пригоден из-за своей тщедушности, так он даже макароны сварить не умеет. Поэтому в коллективе к нему относятся жалостно-презрительно, как к убогому. Но при всей своей практической никчемности Алешка словами и поступками учит людей понимать красоту, приобщает к литературе и серьезной музыке, учит людей любить друг друга, учит их законам нравственности — и постепенно люди меняются, и Алешка становится для них примером, авторитетом, можно даже сказать — наставником. Попутно он своей самоотверженностью и преданностью заставляет местную своенравную, капризную красавицу, этакую сельскую принцессу Турандот (слава богу, она просто издевается над своими поклонниками, дело обходится без отрубания голов), поверить в любовь. Так что в финале героиня (ее в фильме зовут Зинка, играла ее экзотическая красавица Завьялова) приходит к герою по степи, босая, и они уходят в степь вдвоем. Сценарий в том виде, в каком он был опубликован уже в переработанном виде, заканчивается фразой: "А оставшиеся долго смотрели им вслед и молчали". Причем в фильме мы не видим удаляющихся героев, только их тени удаляются от зрителя на мертвой, выгоревшей степной земле (что тоже наводит на библейские аналогии; кто был в Израиле меня поймет). Оно и правильно, Алешке с его любовью и моральными принципами нечего делать в реальном мире.

Так что упреки в христианских мотивах вполне небезосновательны (хотя этот финал напоминает также "Красный шар" и "Белую Гриву" Ламориса, где герой уходит из мира людей). Я в ту пору, в 59-60 годах, Евангелия еще не читал, и не уловил эти мотивы, но бдительные охранители, организовавшие публикацию писем, видимо, поняли. Не знаю, сознательно ли это сделал Метальников, или оно само, непроизвольно получилось, но взаимоотношения Алешки и остальных членов бригады очень уж напоминают взаимоотношения Христа и апостолов. Те ведь тоже не сразу уверовали в учение Иисуса, апостол Павел до встречи с Христом был ярым гонителем его учения и учеников. И сцена, заставляющая вспомнить "Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую " в фильме имеется, это одна из сильнейших сцен в фильме. Правда, выглядит все не совсем так, как имел в виду Иисус, Алешка первым дает пощечину оскорбителю своей любимой, но затем-то получает от оскорбителя по полной, продолжая требовать, чтобы тот извинился перед Зинкой. Этот момент становится поворотным в фильме — вся бригада впервые поддерживает Алешку и заставляет обидчика извиниться, а Зинка в итоге окончательно понимает, что на свете есть любовь...

В целом, несмотря на критику, сценарий не претерпел кардинальных изменений. За исключением одной линии, которая, видимо, все-таки оказалась для цензуры перебором. А линия эта в сценарии очень важна.

В фильме, как я уже сказал, Зинка — своенравная, дерзкая и насмешливая, отшивающая всех кавалеров именно как Турандот, просто из-за вредного характера. Так что отчасти вся эта ситуация заставляет вспомнить не Новый завет, а "Укрощение строптивой" (хотя Алешка не применяет жестоких мер, как Петруччо, а завоевывает любовь строптивой красавицы исключительно любовью и лаской). И сердобольная повариха из бригады советует ему отступиться, не связываться с бессердечной: "Рожна ей какого-то надо, принца заморского, ну уж куда тебе…".

А в сценарии дело было не в строптивом характере, а в том, что Зинку бросил, беременную, парень, которого она любила, и у нее родился мертвый ребенок. В этой ситуации ее "строптивость" выглядит совсем по-другому. И в сценарии была совершенно евангельская сцена — повариха рассказывает Алешке именно эту историю и говорит ему "Зачем тебе порченая девка. А мне не веришь — сам у нее спроси". И Алешка в ответ говорит не про камень, но фраза его звучит вполне в духе осовремененного Иисуса: "А вы думаете, ей будет приятно мне об этом рассказывать?"

То ли из-за этой практически совсем уж прямой аналогии с Новым заветом, то ли из-за недопустимости внебрачной беременности у положительной героини, но это линию изменили. И фильм, на мой взгляд, проиграл из-за этого очень сильно.

И сцены, когда Зинка потрясена после того, как Алешка даже в выгодной ситуации не пытается покуситься на ее честь, а потом вступается за ее честь и заставляет обидчика извиниться, воспринимаются совсем по-другому…

Но фильм все равно очень симпатичный. На мой взгляд, даже сегодня (я посмотрел его, когда собрался писать). Очень уж хорош там Быков...





Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...