Прочитал сегодня на "Эхе" следующий текст Роднянского.
Лучшее правительство может сделать лучше и свой народ
Александр
Роднянский, кинопродюсер
Я уже писал о фразе, вызывающей у меня жуткую оскомину:
«Каждый народ заслуживает своего правительства».
Ее
поминают чуть ли не каждый день.
Смысл
высказывания очевиден. Мол, если
правительство плохо, аморально,
репрессивно, коррумпировано, то виноваты
в этом сами граждане страны, которые
позволяют такому правительству
существовать.
Или того хуже – сами граждане это правительство и «вырастили».
Чья это фраза? Почему ей обязательно надо верить?
Отвечаю. Фраза эта – из письма графа Жозефа де Местра, посланника Сардинского королевства при русском дворе, написанного в 1811(!) году своему правительству.
Речь в том письме шла о новых законах (либеральных реформах Сперанского), принятых императором Александром 1.
Де Местр, ревностный католик, влиятельный масон и страстный роялист, никаких либеральных новшеств не принимал. Великая Французская революция напугала его основательно.
Короче,
де Местр остался в истории как крайний
консерватор, создатель собственной
теории революции, которую он толковал
как божественный замысел, целью которого
было очищение Франции от элементов,
виновных в «покушении, совершённом на
верховную власть во имя нации».
Такими
элементами де Местр считал выродившихся,
по его мнению, представителей либерального
дворянства и духовенства, попавших под
влияние философов Просвещения.
Такой себе Дугин начала 19-го века. Но явно покруче.
Например, де Местр апологетизировал войну как неизбежный фактор прогресса, очищающий народы от бесполезных элементов.
Вот не люблю я эту фразу. Всю жизнь не люблю.
Если
ей верить, то получается, что немцы
заслужили Гитлера, советские люди –
Сталина, северокорейцы – династию
Кимов, кампучийцы – Пол Пота…
Продолжать
можно бесконечно.
Никто, на мой взгляд, такого не «заслуживает». Даже те, кто эти режимы поддерживает.
Я верю, что каждый народ заслуживает лучшего правительства, чем то, которое он имеет. Потому что лучшее правительство может сделать лучше и свой народ.
Я с очень большим уважением отношусь к профессиональной и общественно-политической деятельности Роднянского. С интересом читаю его тексты и о кино, и о политике, и практически всегда соглашаюсь с ним. Но не сегодня. На сегодняшний текст захотелось — со всем уважением — возразить.
Во-первых, мне сразу не понравилось, что Роднянский в качестве доказательства неправоты де Местра дает характеристику его убеждений в целом. На мой взгляд, какие бы ни были убеждения у человека, даже самые, с моей точки зрения, возмутительные, нельзя все же с порога отвергать любые его слова. Даже если он в солнечный день скажет "Хорошая погода".
Но дело даже не в этом.
Я не согласен с Роднянским по существу.
Я не знаю, как пришли к власти коммунисты в Северной Корее и красные кхмеры в Камбодже. Про Корею могу только сказать, что, на мой взгляд, не может диктаторский режим существовать почти уже 80 лет с передачей власти по наследству и практически в неизменном виде, без поддержки народа.
Но Восток вообще, как известно, дело тонкое, обратимся к Европе.
Да, я верю, что немцы заслужили Гитлера. Потому что к власти Гитлер пришел не путем переворота, а в результате выборов. И, когда проходили эти выборы, программа Гитлера да и в целом методы, которыми он собирался эту программу реализовывать, были вполне ясны. И немцев это устраивало. Ну, наверно, "детали" вроде убийства 6 миллионов евреев, они не вполне представляли, но что евреев надо "прижать" — с этим голосующие за Гитлера наверняка были согласны. И если бы Германия не проиграла, а (не дай бог) выиграла бы войну, сегодня в немецких учебниках истории писали бы, что, конечно, при Гитлере были некоторые перегибы, но в целом он поднял Германию с колен и сделал снова великой державой, одержав великую победу над врагами. И, не исключено, считали бы его величайшим политиком в истории Германии. Но войну Германия проиграла, и немцы, привыкшие уважать начальство, послушно выполнили требование оккупационной власти о денацификации, дружно осудили Гитлера и столь же дружно заявили, что ничего не знали о его преступлениях. Это я из первых рук знаю, а не из книг. Мама рассказывала, что все немцы, с которыми ей довелось разговаривать тогда, сразу после войны, дружно повторяли: "Но мы же ничего не знали".
Деталей, повторяю, может и не знали. Потому что не хотели знать. Примерно так же, как сегодня в России не хотят знать о Буче.
Да, я верю, что советские люди заслужили Сталина. Потому что не в Сталине дело, большевистский режим был преступным с первого дня своего существования. Но этот режим обещал мир, а также все отнять и поделить. И этого оказалось достаточно, чтобы вместо мира затеять более страшную, чем Первая мировая, гражданскую войну, в которой большевики не смогли бы победить без поддержки большинства народа. Так что приход к власти большевиков — это не просто выбор народа при голосовании; голосуют часто не задумываясь, а вот воевать в ту пору - это был сознательный выбор, оплаченный в итоге кровью многих миллионов людей.
Да, я верю, что россияне заслужили Путина. Потому что в 2000-то году Путин реально выиграл выборы, и народ проголосовал за полковника КГБ. Это после того, как в течение 15 лет этому народу рассказывали о преступлениях большевиков и "органов", начиная с ЧК и кончая КГБ. Так что тут уж не скажешь, что не знали. Не хотели знать — может быть. Или просто не думали. Но выбор был сделан без принуждения. Плохо, конечно, что расплачиваться в таких случаях приходится и тем, кто с самого начала был против. Но такие во всех перечисленных случаях были в меньшинстве.
Вот что "лучшее правительство может сделать лучше и свой народ" я согласен. Но с оговоркой. На плохое (во всяком случае если это плохое соответствует интересам большинства) люди соглашаются охотно. А хорошее (поскольку хорошее — это обычно что-то новое или, как минимум, хорошо забытое старое) этому "лучшему правительству" приходится обычно насаждать, преодолевая пассивное или даже активное сопротивление народа. В США в 19 веке отмена рабства привела к гражданской войне, а сто лет спустя отмена расовой сегрегации в США гражданской войны, правда, не вызвала, но Национальную гвардию пришлось привлекать для усмирения недовольных…
В Европе отмена смертной казни таких бурных эмоций не вызвала, но если бы европейские правительства попытались проводить этот запрет через референдумы, смертная казнь, думаю, существовала бы и поныне. Во всяком случае, в Бельгии на момент принятия решения об отмене смертной казни опросы показывали, что 66% населения против такой отмены.
Так что, наверно, прав был Евтушенко, когда написал, что "добро должно быть с кулаками". Иначе так и останется гласом вопиющего в пустыне.
Но за это "лучшее правительство" люди еще ведь должны проголосовать… А голосуют все больше за популистов, которые ориентируются на плохое в человеке.
И потом возникает вопрос о том, остается ли добро с кулаками добром.
Привет, Володя.
ОтветитьУдалитьМощно задвинул, внушаеть (как говорил Хрюн Моржов в давние времена)...))
Я с тобой по большинству пунктов согласен.
Бог с ним, с Жозефом де Местром, с китайцами и немцами - но могу уверенно сказать по результатам только что прошедших "выборов", что Путин победил честно, и российский народ честно его заслужил.
Вбросы безусловно были астрономические, но даже если принять на веру информацию о вброшенных 22 миллионах (думаю, это перебор), то всё равно оставшихся 60 миллионов выше головы хватит для полной и безальтернативной победы. То есть ситуация близко не напоминает протвостояние в Америке или Израиле, где действительно борьба. Здесь это - выбор народа, как бы отвратительно это ни было для меня и таких как я.
Что остётся делать? Жить с этим. Читать книжки, смотреть кино, слушать музыку. Не судьба жить в нормальной стране.
Фразу "Добро должно быть с кулаками" не Евтушенко написал...)) Он взял её эпиграфом к своему стихотворению, это Станислав Куняев (которогоя я на дух не переношу). Но и не он её придумал. Есть байка, что на каком-то писательском семинаре Маихаил Светлов задал слушателям задание: написать стих на эту тему. Куняевский вариант был признан лучшим...)
Да, ты конечно, прав. Я посмотрел - Евтушенко в эпиграфе именно на Светлова ссылается, а не на Куняева, прости господи...
УдалитьЯ погуглил эту строчку и обнаружил вот такое. По моему, как раз в тему:
"Для начала вспомним три популярных современных произведения о добре и зле.
Итак, первое стихотворение Дмитрия Багрецова:
«Добро, должно быть, с кулаками,
С хвостом и острыми рогами,
С копытами и с бородой.
Колючей шерстию покрыто,
Огнём дыша, бия копытом,
Оно придёт и за тобой!
Ты слышишь — вот оно шагает,
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Добро, зловеще завывая,
Рогами тучи задевая,
Всё ближе подползает к нам!
Тебе ж, читатель мой капризный,
Носитель духа гуманизма,
Желаю я Добра — и пусть
При встрече с ним мой стих ты вспомнишь,
И вот тогда глухую полночь
Прорежет жуткий крик: «На помощь!»
А дальше — чавканье и хруст…»
Второе, ещё более известное, стихотворение Евгения Лукина:
«На излёте века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомёта
Шлёп его, козла!
Стало быть, добро-то
Посильнее зла».
Третье, совсем короткое высказывание, автора которого я не знаю:
«Добро обязательно победит зло. Поставит на колени и зверски убьёт».