Вчера, видно, сильно был не в духе и охаял экранизацию как класс.
Сегодня, видимо, под влиянием шаббатнего завтрака, помягчел и решил, что на самом деле все обстоит не так плохо. Просто не понимаю, как не вспомнил вчера те фильмы, о которых хочу написать сегодня.
Если говорить о советских экранизациях, то надо обязательно вспомнить Александра Гавриловича Иванова. Очень был хороший режиссер, но, по-моему, его имя мало кто знает и помнит. А он снял очень достойную для того времени экранизацию "Звезды" Казакевича (1949), хотя и испорченную навязанным цензурой финалом, снял очень сильный фильм "Солдаты" (1956) по повести Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" (это была, наверно, первая правдивая картина о войне, и в этом фильме зрители впервые увидели в большой роли Смоктуновского). Хотя посмотрели его немногие. Не знаю, как по всей стране, а в Ленинграде фильм через три дня сняли с репертуара. Впрочем, ленинградский обком постоянно старался быть святее римского папы. Видно, слишком запомнилось ленинградским руководителям "ленинградское дело". И, наконец, в 1967 году весьма немолодой, как мне тогда казалось Иванов (он родился в 1898 году и первый фильм снял в 1925) снял весьма новаторский (или, как минимум, нетрадиционный) фильм "Первороссияне" (правда, совместно с молодым режиссером Шифферсом). Это было цветовое кино. Не цветное, а именно "цветовое". Этот термин использовал Эйзенштейн, который считал, что цвет в кино следует использовать только как художественное средство, а не просто для создания раскрашенной картинки. И цвет в фильме "Первороссияне" я помню и теперь, 50 с лишним лет спустя.
Этот фильм тоже не выпустили на широкий экран, но мне как-то удалось его посмотреть.
Но вообще, если говорить об экранизациях в советском кино, то я просто не понимаю, как мог не вспомнить Тарковского. "Иваново детство" (вот уж явный пример, когда экранизация гораздо интереснее книги), "Солярис и "Сталкер". Конечно, "Солярис" — это не совсем Лем, а "Сталкер" совсем уж не Стругацкие, но формально это экранизации.
И, конечно, нельзя не вспомнить "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" Игоря Масленникова. И здесь экранизация, на мой (полагаю, не только мой) взгляд гораздо интереснее оригинала. Конан Дойл придумал очень интересного героя и интересные (и в ту пору достаточно оригинальные) сюжеты, но написано у него все не слишком выразительно и слегка занудно. А фильм Масленникова очень живой, в нем присутствует совершенно отсутствующий у Конан Дойла юмор (особенно это, конечно, касается "Собаки Баскревилей" благодаря Михалкову и Адабашьяну). И дуэт Ливанов — Соломин — замечательный. Я смотрел немало фильмов о Холмсе и Ватсоне, но рядом с советской экранизацией можно поставить разве что английский "Шерлок" с Камбербэтчем и Фрименом (да и то, на мой взгляд, с оговорками).
Наверняка я еще что-нибудь забыл из хороших экранизаций. Сейчас вот напрягся и вспомнил еще "Дневные звезды" Таланкина (1966) — экранизацию автобиографической повести Ольги Берггольц. Фильм был очень интересный, и тоже с тяжелой судьбой. Его на годы отправили "на полку", но мне как-то удалось тогда его посмотреть (по-моему, тоже у мамы в институте). Да, и "Сорок первый" Чухрая — экранизация рассказа Бориса Лавренева.
И все равно наверняка что-то упускаю...
В заключение даю ссылку на статью о присуждении шнобелевских премий этого года. Очень все-таки люди находят интересные темы для научных работ. И кто-то ведь все это финансирует...
mignews.com/news/culture/vruchena-shnobelevskaya-premiya-2021-vse-pobediteli.html
Кадры из фильма "Первороссияне"
Здравствуйте, Володя.
ОтветитьУдалитьСо вчерашнего дня все решалась отправить коммент с двумя вспомнившимися мне фильмами. Думала, не поздновато ли?! Потом решилась всё-таки. Ведь здесь нет "срока давности".
Один фильм А.Аскольдова "Комиссар" по рассказу В.Гроссмана "В городе Бердичеве" с несравненными Мордюковой и Р.Быковым. Это единственный фильм, снятый Аскольдовым, из-за которого он был лишён возможности работать режиссером. И я подумала, что будет несправедливо, если мы не вспомним о нем. Рассказ я не читала и не могу судить, насколько фильм совпадает с ним, но фильм, по-моему, замечательный, о любви и доброте среди революционной жестокости, о лучших человеческих чувствах, о борьбе материнского чувства и чувства революционного долга. И хотя в этой борьбе для Клавдии революционный долг оказывается важнее, фильм все равно оставляет светлое чувство, т.к. она знает, что любви и доброты в семье Магазанника хватит на всех.
А второй фильм В.Ивченко "Гадюка" по рассказу А.Толстого. Тоже, по-моему, хороший, хоть и тяжёлый, фильм. Вспомнила о нем, когда прочла о фильме "Сорок первый". По - моему, судьба Ольги Зотовой - это продолжение судьбы таких, как Марютка, или Клавдия Вавилова, не сумевших вписаться в мирную нэпманскую жизнь.
Добрый вечер, Ира.
УдалитьКонечно, "Комиссар" фильм очень сильный. А рассказ я тоже не читал.
А "Гадюку" я толком не помню, смутно припоминаю, что играла там Нинель Мышкова, и что она мне не понравилась, не тот тип совсем, по-моему.
Ольга Зотова это не совсем Марютка и Клавдия, она же "из бывших", совсем другая биография. Думаю, что Марютке было бы проще приспособиться, она все-таки попримитивнее. А вот Клавдия, хоть и из "простых", но вот про нее я бы с вами согласился. Таким, как она, в советской жизни места не видно.