Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

суббота, марта 01, 2025

 Второй вопрос, который я бы хотел задать специалисту, то есть знатоку Торы (Библии) - это вопрос о всеведении бога. Расхожая, даже среди неверющих фраза: "Бог всемогущ, вездесущ и всеведущ". 

"Всеведение", в моем понимании, - это, в том числе, знание того, как поступит конкретный человек в конкретных обстоятельствах. Заглянул на соответствующие сайты, нашел там, среди прочего, вот такое на сайте "Азбука веры":

 

Если Бог твёрдо и безошибочно знает, что ожидает каждого человека, то не следует ли из этого, что человек не может изменять свою судьбу?

Многие люди задаются этим вопросом. Казалось бы, если Бог знает, что случится с человеком в тот или иной день, в ту или иную минуту, секунду, мгновенье и знает это от вечности (то есть знал это даже тогда, когда не только сам человек, но и наш мир ещё не существовал), то каждый миг с человеком должно случаться именно то-то и то-то, в соответствии с Божьим знанием о нём и его жизненном пути, но никак не другое, а значит, человек подвержен некоему фатуму, року. Ведь если бы он взял и самостоятельно поступил иначе, чем так, как знает о нём Бог, получилось бы, что Божье знание оказалось неточным, а Бог – не Всеведущим.

Так ли это? Совершенно не так. Свобода воли – одна из черт образа Божьего в людях. Человек, в рамках своих возможностей, волен действовать осознанно и свободно, например, менять свою профессию, менять круг общения, грешить или вести праведную жизнь. Божье знание о нём не играет роли непреодолимого рока или фатума. Просто Бог знает, как тот или иной человек будет распоряжаться своею свободой, знает чем завершится его земная жизнь и что его будет ждать на Страшном суде. 

Раввин Мотл Гордон, передачи которого мы продолжаем слушать, постоянно подчеркивает, что в иудаизме не сущствует непререкаемых истин. Тысячи лет иудеи занимаются толкованием Торы, анализируя практически каждую фразу, и толкования бывают разные, в том числе и противоречивые. Поэтому, как утверждает рав Гордон, единое мнение отсутствует в принципе, можно говорить лишь о том, какого мнения придерживается большинство комментаторов.    

И вот мне хотелось бы понять, что думает по этому поводу такое большнство. Если вышеприведенная цитата с сайта "Азбука веры" соответствуе мнению большинства, то у меня возникает другой вопрос: "Зачем бог насылает на людей испытания?" Ведь он вроде как должен знать, как поступит тот или иной человек, реализовав свое право на свободу воли. Так что вполне достаточно мысленного эксперимента - богу достаточно задать себе вопрос, как поведет себя тот или иной человек в тех или иных обстоятельствах - и он тут же будет знать ответ. (Кстати, если бог всеведущ, и все знает "от вечности", значит ли это, что бог знает ответ на вопрос еще до того, как возникнет сам вопрос?) Поэтому зачем богу было так мучить, к примеру, Авраама, приказав ему принести в жертву богу собственного сына, если ответ богу известен. Тут ведь есть еще один момент, который я раньше при чтении Ветхого Завета упускал, узнал об этом только от Гордона. Жена Авраама, Сара, в результате этого реального эксперимента по проверке преданности Авраама богу, умерла. Причем связь здесь прямая - в Торе об этом прямо не говорится, но, по словам Гордона, то самое большинство комментаторов считает, что Сара догадалась о намерениях Авраама и умерла именно от этого. Видимо, инфаркт от переживаний, возраст-то у нее преклонный был, 127 лет... Но не задумай бог такой экзамен, могла бы в принципе еще пожить. Хотя, если верить тому, что бог с самого начала знал, чем все это кончится, он, видимо, решил, что с нее хватит. Но даже в этом случае с точки зрения нормального человека мог бы проявить милосердие и убить старушку более гуманным способом, избавив ее от таких ужасных переживаний. Это ведь подумать только - понять, что муж, с которым прожила больше 100 лет, собрался убить единственного сына. Страшное дело. И зачем?

У меня в этом смысле только одно толкование. Для демонстрации, адресованной современникам и их потомкам. Чтобы внушить им, что бога надо слушаться, что бы он ни придумал, даже сына убить по команде. А что бывает с теми, кто не прислушивается к приказам сверху, бог продемонстрировал, устроим всемирный потоп и уничтожив Содом и Гоморру. Причем это наиболее приметные случаи, наказаний за ослушание в Торе перечислено множество других, менее масштабных...

И, на мой взгляд, толкование здесь возможно только одно. Свести свободу воли к минимуму. Добиться того, чтобы люди поступали не как "бог на душу положит", а как было велено. Богом и тем людям, которые (исключительно с их собственных слов) точно знают, чего хочет их бог. 

Чтобы было как в анекдоте: 

- Скажите, имею ли я право...
- Имеете, имеете!
- Да вы не поняли, я хотел узнать, имею ли я право...
- Да точно говорю, имеете!
- Да вы объясните, могу ли я...
- А-а-а... Нет, не можете!   

Но это лишь мое мнение. Мне действительно хотелось бы узнать, что думает по этому поводу большинство толкователей Торы.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...