Вчера я начал было писать текст о третьем вопросе, который хотелбы задать иудейским или христианским богословам. Вопрос этот связан с шестой заповедью Торы - "Не убий". Однако из-за хозяйственных дел вчера я был вынужден прерваться.
Так что продолжаю по поводу "не убий" сегодня.
И хорошо, что я не написал этот текст вчера - в том виде, в каком собирался. Собственно в Танахе никаких пояснений к шестой заповеди не имеется. Просто "не убий" - и больше ничего. Но вчера вечером мне пришла в голову идея поискать Тору с комментариями в интернете. И я нашел и даже скачал на Флибусте Тору с комментариями Санчино. Воспроизведу комментарий к шестой заповеди в полном объеме. (Чтобы было понятнее - Танах - это то, что христиане называют "Ветхий завет", то есть полный текст, а Тора - или Пятикнижие Моисеево - это часть Танаха, в которой описаны события от сотворения мира до смерти Моисея. Считается, что Тора написана Моисеем со слов бога; забавно, что на Флибусте в данных Торы с комментариями написано "Автор неизвестен").
Ценность человеческой жизни бесконечна. Этот постулат основывается на том, что признается Торой непреложным фактом: человек создан по образу и подобию Творца. Только Всевышний дает жизнь, и лишь Он один имеет право забрать ее. Преднамеренное убийство еврея является абсолютным запретом (речь не идет о тех случаях, когда исполняется приговор Санhедрина – Верховного Суда, или об убийстве того, кто покушается на жизнь другого человека или прилюдно оскверняет имя Всевышнего). Убийство нееврея, не соблюдающего возложенные на него Торой обязанности (семь заповедей, обязательных для "сынов Ноаха"), без суда и следствия также строжайше запрещено Торой, но не наказывается смертной казнью. Преступлением считается убийство любого человека, независимо от возраста и пола. Во многих государственных системах древнего мира убийство детей считалось обыденным делом: детей убивали, либо принося в жертву, либо производя селекцию для обеспечения здоровья нации. Римский историк Тацит замечает с надменной усмешкой патриция: "У евреев убийство ребенка считается тягчайшим преступлением".
Тора
содержит многочисленные правила,
основываясь на которых, судьи имеют
возможность четко отличить преднамеренное
убийство от убийства, совершенного при
оправдывающих обстоятельствах, например,
совершенного во время работы в результате
недосмотра владельца инструмента и
т.п. За небрежность человек также несет
наказание, но не подлежит смертной
казни. К оправдывающим обстоятельствам
относится также состояние аффекта,
вызванное либо гибелью родственника
по вине другого человека, либо бесстыдным
и неприкрытым святотатством. Подробно
разработанный закон, с одной стороны,
спасает человека, случайно убившего
другого, от кровной мести, а с другой,
не оставляет никакой надежды убившему
преднамеренно избежать наказания,
запрещая суду заменять смертную казнь
наложением штрафа или выкупом. В рамках
данной заповеди под убийством понимается
такое преднамеренно совершенное
человеком действие, которое приводит
к смерти другого. Однако в дальнейшем,
в частности, в книге Ваикра, понятие
убийства расширяется и описывается
целый класс безнравственных поступков,
которые приравниваются к убийству, и
Тора предупреждает человека, что многие
совершаемые им действия, представляющиеся
ему незначительной провинностью,
рассматриваются Всевышним как убийство.
Совершивший подобное действие должен
знать, что оно не останется безнаказанным,
и если он не раскается, Небесный Суд
создаст на его жизненном пути
обстоятельства, которые приведут к
преждевременной насильственной смерти.
Примерами таких поступков являются
отказ оказать помощь всеми доступными
средствами гибнущему еврею, объявление
больному, что положение его безнадежно
и что он вскоре умрет, прилюдное
оскорбление, от которого оскорбленному
становится плохо и лицо его белеет.
Относительно запрета самоубийства см.
комм. к Брейшит, 9:5.
Комментарий,
на мой взгляд, очень интересный, но
ответа на свой вопрос я не нашел.
Вопрос этот заключается в следующем.
Итак, шестая заповедь - "не убий" или "не убивай", в зависимости от перевода.
Но при этом убийства (причем убийства как отдельных людей, так и массовые) описываются в Танахе с явной симпатией. Как это согласуется с однозначной формулировкой заповеди, да и с комментарием?
Начать с того, что сам бог просто требует, чтобы Авраам принес в жертву своего сына, Исаака. То есть убил бы его. Ну, тут можно говорить о том, что, во-первых, это было до того, как бог дал людям эти самые 10 заповедей (а закон обратной силы не имеет), а во-вторых, заповеди адресованы людям, но нигде, разумеется не сказано, что они как-то ограничивают бога в его стремлении убивать. Бог и убивает - отдельных людей (скажем, Онана), убивает население целых городов (Содом и Гоморра), и, как апофеоз - все человечество, кроме семьи Ноя (правда, человечество в ту пору было не так уж многочисленно, но все равно впечатляет).
Но, как говорится, богу человеческий закон не писан, так что все эти убийства "не считаются".
Но что делают люди, причем уже после получения от бога скрижалей с десятью заповедями?
Евреи отправляются в землю, на которой по плану бога им предстоит создать свое государство. Но это ведь не пустыня, там живут люди, у которых имеется свое государство - Ханаан. Поскольку уходить и освобождать территорию для пришельцев ханаанцы не захотели, евреи стали с ними воевать и в итоге с божьей помощью победили и истребили поголовно. И дальше на протяжении всего текста происходит примерно то же - Юдифь убивает Олоферна, Давил убивает Голиафа, Самсон убивает филистимлян (то есть тогдашних палестинцев, хотя это и не арабы были) по тысяче зараз. Когда во время Вавилонского пленения Аман задумал план по окончательному решению еврейского вопроса в Вавилоне, евреи сумели найти на него управу, так что Аман в итоге был повешен. А после этого евреи, как утверждается в Танахе, истребили 75.000 человек его сторонников. Правда, как подчеркивается в Танахе, воздержались от мародерства. Список можно было бы продолжить. Да и из истории мы знаем, что и иудейские раввины, и христианские священники во все времена поддерживали войны, которые вели их страны. Любые.
Вот в связи с этим мне было бы интересно узнать, как эти раввины и христианские священники определяют, в каком случае убийство - это преступление, а в каком - героический поступок, достойный восхищения. Есть ли тут точные критерии, и каковы они, если есть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий