Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, апреля 16, 2025

 Посмотревши трейлер, мы с Адой фильм "Пророк. История Александра Пушкина" твердо решили не смотреть. Но в итоге посмотрели. На нас сильно надавила Женя, которая посмотрела-таки, и фильм ей показался очень интересным. Мы решили к ней прислушаться, поскольку мнению ее доверяем, но смотреть фильм я начинал с огромным предубеждением. И это был редчайший случай, когда, вопреки этому самому предубеждению, фильм понравился. Или, как минимум, действительно показался очень интересным. Конечно, для этого пришлось отказаться от стереотипов. В частности, от привычного представления о том, что в биографическом фильме все должно соответствовать историческим фактам. Поэтому тем, кто не может допустить, чтобы Пушкин в лицее перед Державиным читал не "Навис покров угрюмой нощи", а рэп о стремлении к свободе (причем этот рэп подхватывают и остальные лицеисты, и преподаватели, а потом и сам Державин) фильм лучше не смотреть. Но я после недолгого внутреннего протеста в итоге был этой сценой совершенно захвачен. Ее темпом, ритмом, тем, как это эффектно снято...

Короче, мне удалось преодолеть возрастные стереотипы, чему я очень доволен. Фильм этот, конечно, сделан в первую очередь для молодых, которые биографию Пушкина в подробностях вряд ли знают, но которым должно быть интересно смотреть "про Пушкина", наверняка навязшего в зубах после школьной программы по литературе. Не всем ведь так повезло, как мне и Жене - моя мама и женина бабушка воспитала в нас огромный интерес к Пушкину и любовь к нему. 

И эту цель авторы фильма выполнили. "Пророк" - один из немногих российских фильмов, окупившийся в прокате - более 1,6 млрд рублей при бюджете 800 миллионов. 

Кстати, "картинка" в фильме прекрасная. Чувствуется, что авторы надеялись попасть на Нетфликс. Эффектные костюмы, вполне пристойный грим (в российском "историческом" кино это большая редкость). Хотя, конечно, ни о какой исторической достоверности и речи быть не может, но смотрится хорошо.  

Но, так или иначе, но в итоге знание биографии нашего всего мне мешать перестало, и я просто смотрел фильм, не возмущаясь всякого рода несоответствиями и условностями.

Мне, к примеру, очень понравилось, что один и тот же актер играет сперва лицейского преподавателя, который всеми силами пытается заставить Пушкина быть "как все", не высовываться, а потом Бенкендорфа, который занимается тем же самым. Примерно тот же прием применил в свое время Рязанов в "Человеке ниоткуда", где молодой Папанов играет сразу нескольких подлых персонажей - они все на одно лицо как бы. 

И чем дальше я смотрел фильм, тем удивительнее становилось, что такой фильм мог появиться в сегодняшней России. Ведь главная тема фильма - борьба Пушкина за свободу, борьба с цензурой и тиранией. И тема невозможности существания в отсутствии свободы становится все сильнее, и гибель Пушкина становится неизбежной... 

И просто больно смотреть, как Пушкин пытается все-таки быть "как все",  ради возможности свободно писать, ради благополучия семьи. И каогда он в конце концов не выдерживает и дерзит самому императору, испытываешь облегчение, хотя понимаешь и знаешь, что ничего хорошего уже не будет.

Кстати, мне понравилось, что при всем явном отвращении авторов фильма к императору-тирану, они не пошли проторенной еще в советское время дорожкой и не обвинили Николая в организации дуэли. В фильме Николай при всей явной нелюбви к Пушкину, пытается все-таки предотвратить дуэль. 

Правда, при всем при том мне вроде бы не очень понравился Юра Борисов. Наверно, он все-таки уж очень сильно не соответствует представлению о внешности Пушкина, и мне это мешало на протяжении всего фильма, особенно на крупных планах. Но сыграл-то он, наверно, очень хорошо, в рамках, создаваемых сценарием, он вполне убедителен.

И очень понравился Жуковский в исполнении Ильи Любимова. Он тоже сильно не похож на стереотипное представление о Жуковском, сложившееся у меня каким-то образом. Жуковский-Любимов - абсолютный циник, все понимающий, но живущий осторожно и пытающийся научить этому и Пушкина, которого любит и ценит. Только раз Жуковскому изменяет его постоянное хладнокровие, он остается без привычной маски - когда, узнав о предстоящей дуэли, он буквально врывается к императору, явно наплевав на этикет, и умоляет остановить дуэль. И Николай подчиняется, только поздно, поздно...

Короче, тем, кто готов поступиться принципами, то есть отказаться от стереотипов, очень рекомендую посмотреть фильм.       

P,S. Уже написав этот текст, решил посмотреть, что пишут в рецензиях. В сслыке на кинопоиск в поисковике выскочила ключевая, видимо, для рецензий фраза: "Либеральный плевок в сторону русской классики". Примерно такого я и ожидал. 

Помню, как Окуджаву ругали за "Путешествие дилетантов" в "Молодой гвардии". Упрекнуть в критическом отношении к николаевской России было сложно,Николай I был едва ли не самым нелюбимым в СССР императоров а написать, что Окуджава, изображая црскую Россию, имел в виду советскую жизнь, автор разносной статьи все-таки не решился. Поэтому Окуджаву упрекали в неточном отображении исторических реалий

2 комментария:

  1. Спасибо за подробную аннотацию, Володя. И приветствую после перерыва.
    У меня те же предубеждения против этого фильма, про которые ты сказал. Но пожалуй, "поступлюсь принципами" и фильм посмотрю.

    Заодно отвечу на твой вопрос, который повис в воздухе в связи с твоим отсутствием - почему в России нет "патриотических" фильмов о нынешней войне. Отвечу коротко: они есть, но полностью выпадают из сферы нашего внимания. Я вообще не смотрю российское ТВ, и "совсем никогда" не смотрю каналы, где это можно увидеть. Но однажды случайно попал на обсуждение какого-то фильма, снятого по сценарию украинской писательницы, которая после начала войны оказалась на оккупированной территории и "ясно осознала" историческую правоту Путинско авантюры. Понятно, что я этот канал и этот фильм буду обходить за версту.
    Но это, конечно, поделки (как и более ранний "Крымский мост" талантливого Тиграна Кеосаяна).
    Видимо, материал сопротивляется. Уж больно гнилая тема.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Матвей.
      Про "Крымский мост" я слышал, и про фильм этой украинки тоже что-то читал. Что-то вроде еще мелькало. Но, во-первых, этого всего очень мало, а во-вторых я вообще имел в виду даже не военно-патриотическую тематику, а полное отсутствие упоминаний о войне в фильмах о "нормальной" жизни. Война идет четвертый год, столько погибших и раненых, а если судить по фильмам, то ее как бы и нет. Мне трудно себе представить, что люди в реальной жизни совсем уж про войну не говорят, тема-то отнждь не запретная, пропагандистских передач и каналов в интернете полно, и какую-то информацию люди получают постоянно, причем в больших объемах. Но если судить по кино, то войны просто нет.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...