Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

четверг, августа 10, 2023

 

Вчера с интервалом в час прочитал сообщения о смерти Юлии Борисовой и Веры Васильевой. Всегда грустно, когда умирают актеры, которых знал с самого детства, это напоминает и о собственном возрасте…

Фильмы с Верой Васильевой я смотрел еще в весьма раннем детстве, когда фамилии актеров не запоминал. Но помню, что смотрел "Свадьбу с приданым" и "Чук и Гек". А фамилию ее я усвоил только в 1965, когда вышел очень хороший (и на мой взгляд, недооцененный) фильм Элема Климова по замечательному сценарию Александра Володина (сценарий, оапять-таки на мой взгляд, был гораздо лучше просто очень хорошего фильма) "Похождения зубного врача".

Юлию Борисову в кино я увидел несколько позже, когда в 1958 году вышел фильм "Идиот". Тогда фильм в целом и Борисова в роли Настасьи Филипповны произвели на меня огромное впечатление. Потом были другие фильмы, где она играла, но все-таки обе актрисы были в первую очередь актрисами театральными, и главные роли свои сыграли в театре. И именно с театром связаны главные мои впечатления от обеих.

Я писал раньше в блоге о спектаклях, которые стали для меня потрясениями, и все это были спектакли драматические или даже трагические (хотя Грибоедов и назвал "Горе от ума" комедией), и впечатление от них было достаточно мрачным. Но были два спектакля, которые стали для меня радостными праздниками, которые смотрел с наслаждением, и после которых на душе было легко и хорошо. Это был "Принцесса Турандот" в театре Вахтангова и "Женитьба Фигаро" в театре Сатиры. В первом играла Борисова, во втором — Васильева. Великой радостью для меня стал уже сам факт, что мне удалось попасть на "Турандот" (я писал уже здесь раньше, как это произошло). Ведь я столько лет, с детства, мечтал посмотреть этот спектакль, после того, как в доме оказался замечательный том с пьесами Гоцци, и я читал и перечитывал их. И о постановке Вахтангова читал, конечно, потом. И после стольких лет ожидания я не был разочарован, как это бывает. Я был в восторге, и только жалко было, когда все кончилось. И очень своеобразные интонация и дикция Борисовой, которые порой раздражали в других ролях, здесь казались совершенно уместными. И чувство свободы возникало по ходу спектакля — пусть интермедии масок были, конечно, написаны заранее и прошли обязательную цензуру, но производили они впечатление импровизаций (тем более, что их все-таки видимо периодически обновляли для придания злободневности). И даже всегда (за исключением, правда, роли Павки Корчагина у Алова и Наумова) нелюбимый мною Лановой в роли Калафа мне понравился…

А "Женитьбу Фигаро" я смотрел несколько раньше, когда еще не был семейным человеком. Перед тем, как садиться за текст, уточнил у Ады — мы точно смотрели его врозь, но на одних и тех же гастролях театра Сатиры, может, в одном зале сидели...

"Фигаро" точно был праздником. Начиная с оформления. Я сидел где-то на высоко на ярусе, и оттуда, сверху сцена казалась удивительно красивой нарядной праздничной игрушкой. И созвездие актеров, среди которых солировали, конечно, Миронов и Ширвиндт (для меня Фигаро — одна из лучших ролей Миронова; наверно, после фильмов "Фантазии Фарятьева" и "Мой друг Иван Лапшин". Поразили тогда с огромной силой сыгранные Мироновым трагические нотки среди этого веселого безумия. И музыка, и костюмы, и актеры, и оформление - ну все сошлось воедино, и это было пусть недолгое ощущение счастья, память о котором осталась навсегда. И как хороша была Васильева в роли графини — так убедительна, несмотря на свою вполне демократическую внешность.

Этот спектакль был снят потом для телевидения "как есть". И это был редчайший (по-моему, вообще единственный для меня) случай, когда театральный спектакль на экране телевизора не просто можно смотреть, но можно смотреть с огромным удовольствием.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...