Наконец, перехожу к тому, из-за чего, собственно, и начал писать всю эту историю. Дело в том, что несколько дней назад мы посмотрели новую экранизацию "Сирано де Бержерака" — англо-американский мюзикл "Сирано" (Cyrano) режиссера Джо Райта. Из-за моей любви к пьесе посмотреть новаю экранизацию хотелось. Но смотреть фильм я начинал с сильным предубеждением. Во-первых, я не люблю мюзикл как жанр. Конечно, бывали исключения, "Оливер!" вообще один из любимых моих фильмов, но в целом мюзикл — это не мое. Но, главное, когда я прочитал, что Сирано играет карлик, а Кристиана — чернокожий актер, я чуть было вообще не передумал смотреть фильм. Остановило меня то, что Сирано играет не какой-то карлик вообще, а конкретный Питер Динклэйдж. Он очень понравился мне в "Игре престолов", стал там любимым моим персонажем. Видел его еще в нескольких фильмах, недавно с удовольствием посмотрел "Аферистку" (Care a Lot) – криминальную комедию, в которой Динклейдж играет русского мафиози в Америке — отличный фильм, и Динклэйдж там очень хорош. Так что фильм я решил все-таки посмотреть - именно из за Динклэйджа в первую очередь, но сильно опасался, что это будет разочарование. И ошибся. Поначалу и правда, черный Кристиан и Сирано-карлик выглядели диковато. Но постепенно к Кристиану я привык и поймал себя на том, что я уже не вижу в нем человека на букву "н". Просто персонаж пьесы. А режиссер и Динклэйдж меня убедили, что такой Сирано вполне возможен. Плюс фильм прекрасно снят, эпизоды, а два эпизода, на мой взгляд, просто потрясающие. Очень интересно показано чисто киношными средствами бурное развитие переписки между Кристианом и Роксаной, и очень сильно снят эпизод, когда солдаты готовятся идти в бой на смерть. Плюс — прекрасная, рыжая Роксана (Хейли Бенетт), которая вполне выглядит интеллектуальной ровней Сирано. И что поют иногда — совсем не мешало. Хитовых мелодий, как в "Оливере!" нет, но переходы к пению сделаны вполне органично. Очень любопытно решена сцена с чтением последнего письма Кристиана в финале. Мрака нет, но Сирано прежде, чем начать читать, надевает очки — он к финалу уже не слишком молод. Очки надевает, чтобы выглядело, будто читает. Но потом, машинально, снимает их. Наверно, темнеет в глазах у умирающего Сирано. И именно эти снятые очки подкрепляют подозрения, возникшие у Роксаны.
Короче, фильм мы посмотрели с большим интересом. А когда я стал думать о нем после просмотра, я решил, что в принципе авторы вполне оправданно "поправили" Ростана, сделав Сирано карликом. Длинный, даже очень длинный нос — все-таки не повод для таких сильных комплексов, как у Сирано. Он знаменитый поэт, остроумен, галантен с дамами, знаменитый дуэлянт. Да он бы избалован был женским вниманием, и думать забыл бы о своем носе. Пушкин был, конечно, не карлик, но ростом невелик даже для своего времени, а внешность и повадки у него были такие, что в лицее его прозвали "обезьяной". Но это не мешало ему пользоваться огромным успехом у женщин. Во всяком случае, в молодости. И реальный Сирано, без всякого сомнения, пользовался бы, так что не стал бы он, избалованный женским вниманием, так уж сильно робеть перед Роксаной. А вот карлик — другое дело. Хотя и здесь на самом деле все не так безнадежно. У самого Динклейджа очень милая жена — театральный режиссер и двое детей.
Да и вообще, когда привыкаешь к человеку, перестаешь замечать какие-то особенности его внешности.
Очень интересно такая "привычка" была отражена в постановке "Сирано де Бержерака" в театре Вахтангова. Об этом мне отец рассказывал. Сирано играл Астангов. В начале спектакля он появлялся, как и положено, с очень длинным носом, но по ходу действия нос ему "укорачивали", так что к концу спектакля он выглядел совершенно нормальным.
У меня тоже была возможность убедиться в том, что такое привыкание происходит. Я писал уже, что у Лени Гутмана был рост 152 см. И поначалу это очень бросалось в глаза. Но потом, сам этого не сознавая, я перестал это замечать. И как-то годы спустя, мы договорились встретиться, жили мы тогда недалеко друг от друга. Я шел ему навстречу по 2-му Муринскому и увидел его издалека. И когда он поравнялся с какими-то людьми, я впервые за годы вдруг увидел на их фоне, какой он маленький. А так — не замечал. Другое дело, что Леня-то это, наверно, ощущал. Мы никогда не говорили на эту тему специально, но по паре его сделанных мельком замечаний я понял, что он-то это вполне ощущал. Хотя выглядел всегда очень уверенно и вел себя порой даже дерзко. Так что Сирано-карлик — это вполне оправдано. В отличие от длинноносого Сирано.
Вполне допускаю, что Ростан согласился бы с такой трактовкой. Может, он и сам бы сделал Сирано карликом, но он же писал не сценарий для фильма, а пьесу для театров. И наверняка хотел, чтобы пьесу играли во многих театрах. А где столько карликов-актеров взять?!
Комментариев нет:
Отправить комментарий