Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

вторник, марта 15, 2022

 

Много лет назад в Измайловском саду Ленинграда появился новый театр — Молодежный. Режиссером тогда там был Малыщицкий. Об этом театре я напишу как-нибудь потом, а сейчас мне вспомнился эпизод из пьесы Бориса Голлера "100 братьев Бестужевых". Мне не удалось найти пьесу в интернете, так что точную цитату дать не могу, просто перескажу.

В пьесе есть разговор между Николаем I и его братом Михаилом. Они говорят, о восстании декабристов, и Михаил вдруг говорит: "А, может, они в чем-то правы? Ты посмотри, какие у них лица, и сравни с лицами тех, которые за нас".

Я вспомнил об этом когда вчера включил на минуту 1 канал российского телевидения. Я не кокетничаю, когда говорю, что не смотрю политические программы российского телевидения уже много лет, просто вчера в спортивном канале, который я смотрел, возникли сбои, и чтобы проверить, в канале дело, или есть какая-то общая причина, я переключился на 1-ый — нажал кнопку "1". Анонсирована была передача "Давай поженимся", но вместо этого я увидел на экране трех мужиков, которые с перекошенными лицами орали что-то одновременно. Лица у них были вполне отвратительные, а что они орут, было просто не разобрать. А сегодня я посмотрел видео, которое записала Овсянникова перед своей акцией в прямом эфире, и вспомнил слова из пьесы. Контраст был огромный. Но я не уверен, что увидев этих людей вне студии, в спокойном состоянии, я сразу осознал бы, что это мерзавцы. Геллер в своей пьесе писал об эпохе Николая I, но на самом деле слова его относились к советской действительности. Это было время аллюзий, поскольку сказать напрямую было нельзя. И эпоха Николая Палкина в этом смысле была особо популярна. В ту пору это было принято. У Голлера — братья Бестужевы, у Окуджавы — "бедный Абросимов" и Пестель, а потом — князь Мятлев… Но дело совсем не в лицах. После спектакля я тогда специально зашел в Военную галерею 1812 года во время ближайшего похода в Эрмитаж и убедился, что, как я и подозревал, нет никаких принципиальных различий в лицах, скажем, Левашова с одной стороны, и Волконского или Трубецкого, с другой. 

Много лет назад в Измайловском саду Ленинграда появился новый театр — Молодежный. Режиссером тогда там был Малыщицкий. Об этом театре я напишу как-нибудь потом, а сейчас мне вспомнился эпизод из пьесы Бориса Голлера "100 братьев Бестужевых". Мне не удалось найти пьесу в интернете, так что точную цитату дать не могу, просто перескажу.

В пьесе есть разговор между Николаем I и его братом Михаилом. Они говорят, о восстании декабристов, и Михаил вдруг говорит: "А, может, они в чем-то правы? Ты посмотри, какие у них лица, и сравни с лицами тех, которые за нас".

Я вспомнил об этом когда вчера включил на минуту 1 канал российского телевидения. Я не кокетничаю, когда говорю, что не смотрю политические программы российского телевидения уже много лет, просто вчера в спортивном канале, который я смотрел, возникли сбои, и чтобы проверить, в канале дело, или есть какая-то общая причина, я переключился на 1-ый — нажал кнопку "1". Анонсирована была передача "Давай поженимся", но вместо этого я увидел на экране трех мужиков, которые с перекошенными лицами орали что-то одновременно. Лица у них были вполне отвратительные, а что они орут, было просто не разобрать. А сегодня я посмотрел видео, которое записала Овсянникова перед своей акцией в прямом эфире, и вспомнил слова из пьесы. Контраст был огромный. Но я не уверен, что увидев этих людей вне студии, в спокойном состоянии, я сразу осознал бы, что это мерзавцы. Геллер в своей пьесе писал об эпохе Николая I, но на самом деле слова его относились к советской действительности. Это было время аллюзий, поскольку сказать напрямую было нельзя. И эпоха Николая Палкина в этом смысле была особо популярна. В ту пору это было принято. У Голлера — братья Бестужевы, у Окуджавы — "бедный Абросимов" и Пестель, а потом — князь Мятлев… Но дело совсем не в лицах. После спектакля я тогда специально зашел в Военную галерею 1812 года во время ближайшего похода в Эрмитаж и убедился, что, как я и подозревал, нет никаких принципиальных различий в лицах, скажем, Левашова с одной стороны, и Волконского или Трубецкого, с другой. 




Я специально не сделал подписи под портретами. Можно ли, не зная наперед, определить, где здесь "плохой парень", а где "хорошие парни"? 

А если сравнивать правителей СССР и Российский империи, если сравнить фотографии членов Политбюро, которые висели на улицах советских городов, с лицами на картине Репина "Торжественное заседание государственного совета", тоже принципиальных различий не увидишь. За исключением обильной растительности на лицах на картине Репина. Если бы тех побрить, а этим пририсовать бороды и бакенбарды, вполне оказались бы они взаимозаменяемы.

Я всегда любил книги Аксенова, но, когда впервые увидел его в камео (тогда, правда, мы этого слова не слыхивали) в фильме "На полпути к Луне", был сильно разочарован тем, как он выглядит. Хотя к книгам, конечно, хуже относиться не стал. И к самому Аксенову. Так что да, не в лицах дело, а в нашем отношении к людям, чьи фотографии и портреты мы видим. Я всегда считал, что у Евгения Рейна замечательное лицо. И у Евгения Попова. Недавно я с ужасом увидел их подписи под письмом российских писателей в поддержку российского вторжения в Украину. Масса ноунеймов, как теперь принято говорить, а среди них — вдруг вот эти фамилии. Думаю, что если бы я не знал, кто такие Рейн и Попов, они на фотографиях показались бы мне отвратительными... 

Евгений Попов
Евгений Рейн


2 комментария:

  1. Моя мама говорила, что в начале 50-х годов она, глядя на портреты членов Президиума Политбюро, приходила к заключению, что единственный интеллигентный в этом ряду - Берия.
    Это к вопросу о хороших и плохих парнях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По-моему, Булганин в тот период выглядел вполне прилично. И Молотов - Скрябин все-таки, в детстве на скрипке играл...

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...