Французский шансон
(продолжение)
Стыдливые ксенофобы, которые стесняются своей ксенофобии и отрицают ее, обычно предъявляют доказательство их невинности. Скажем, антисемит говорит: "Я не против всех евреев, у меня есть сосед-еврей, нормальный мужик, мы с ним водку пьем, я не вообще против евреев, а против тех, которые…". И тут следует обычный антсемитский набор претензий к евреям. Мне, кстати, во время совместного распития мои русские друзья-коллеги не раз говорили: "Хороший ты парень, Володя, никогда не скажешь, что еврей". Искренне веря, что говорят мне приятное.
И я в данном случае поведу себя так же, как ведут себя антисемиты.
Так что начну с самооправданий, к обвинениям в адрес французской литературы и кино перейду потом, как положено.
Я не против французской литературы вообще. Я со школьных лет любил Мериме и не раз его перечитывал.
А когда я лет в 25 прочитал "Опасные связи" Шодерло де Лакло, эта книга стала моим любимым эпистолярным романом. Справедливости ради нужно, правда, сказать, что конкурентов на звание "любимого" у "Опасных связей" было на тот момент всего два — "Бедные люди" Достоевского и "Страдания молодого Вертера" Гете. А когда я через несколько лет прочитал "Мартовские иды" Торнтона Уайлдера, "Опасные связи" перешли на второе место. Хотя я эту книгу продолжал любить и после этого и не раз перечитывал ее. В том числе и не так давно. И экранизации смотрел. Я их знаю три. Фильм Милоша Формана "Вальмон" (Valmont), при всем моем глубоком уважении к Форману, мне не понравился, как-то уж слишком вольно Форман подошел к роману. И Колин Ферт в роли Вальмона мне не понравился. Французский минисериал "Опасные связи" (Les liaisons dangereuses) (2003) я только начал смотреть — и бросил. На роль маркизы де Мортей, которая покоряет всех мужчин, режиссер взял 60-летнюю Катрин Денев. Я понимаю, что для французов Денев - это их все, но все-таки надо и меру знать. Мне-то и молодая Денев не нравилась, всегда казалась какой-то неживой, куклой, но когда женщина в 60 играет молодую обольстительницу, смотреть на это тяжело. Денев, которая взялась за эту роль, можно сравнить, наверно, только с Любовью Орловой, которая до старости пыталась изображать молоденьких. Венцом здесь, конечно, стал "Русский сувенир" (естественно, Александрова). Мало того, что 58-летняя Орлова там играет молодую героиню, но, видимо, совершенно утратив связь с реальностью, она еще и захотела, чтобы Раневская, которая была всего на 6 лет старше, играла ее бабушку… Интересно было бы услышать, как отреагировала Фаина Григорьевна на это предложение.
Но у Александрова в фильме все-таки не было даже намеков на эротику...
А вот фильм Стивена Фрирза "Опасные связи" (1989) мне очень понравился. Там вообще замечательный актерский состав - совсем молодые Ума Турман и Киану Ривз, Мишель Пфайфер (не великая актриса, но в роли блондинки здесь вполне на месте), но главное — исполнители главных ролей, Джон Малкович и Глен Клоуз. Малкович — просто удивительный актер. Внешность у него такая, что его можно принять за внебрачного сына Савелия Крамарова. И с такой внешностью он абсолютно убедителен и здесь, в амплуа героя-любовника, и в "Человеке в железной маске" — в роли Атоса. Но больше всего он мне нравится в роли самого себя в потрясающем фильме "Быть Джоном Малковичем" (Being John Malkovich). Если кто не видел, очень рекомендую.
А маркизу де Мортей в этом фильме играет Глен Клоуз. Она, конечно, не юна (но маркиза и не должна быть двадцатилетней), и красавицей ее никак не назовешь, но вот в ее неотразимость поверить, на мой взгляд, вполне можно. Фрирз довольно точно следует роману (хотя, конечно, адекватно передать в кино роман в письмах невозможно, приходится просто пересказывать сюжет, и эпистолярная специфика неизбежно пропадает), а кое-что, добавленное им от себя, сюжет, на мой взгляд, не портит. Так что этот фильм тоже очень рекомендую тем, кто не видел.
Есть еще фильм "Cruel Intentions"
ОтветитьУдалитьДа, я знаю, я смотрел. Но это осовремененная экранизация, я этот жанр не очень люблю. Да и вообще не очень люблю американские школьно-коледжские фильмы.
ОтветитьУдалитьНо была более интересная (во всяком случае, для своего времени) осовремененная версия - "Liaisons Dangereuses" Роже Вадима с Жераром Филипом, Жанной Моро и Луи Трентиньяном.
Грейс Келли тоже называли неживой, куклой. Но она после свадьбы перестала сниматься.
ОтветитьУдалитьНе видела Денев в этой роли, не видела Орлову. Только помню не очень юную советскую Золушку и старую Элен.
Да, уж лучше как Грета Гарбо. Бриджит Бардо тоже ушла вовремя, как она сказала "a way to get out elegantly".
Да, Жеймо было 38, когда она сыграла Золушку. И лицо не было юным. Но сыграла она именно юную девушку, на мой взгляд, она была вполне совершенно естественна. Конечно, я тут, возможно, не объективен. Уж очень я очень люблю Золушку - с детства до старости. И очень люблю фильмы Надежды Николаевны Кошеверовой в целом. Среди прочего, она очень хорошо умела актеров выбирать.
ОтветитьУдалитьА среди тех, кто ушел совсем молодыми, я бы вспомнил еще Дину Дурбин. Последний фильм - в 27 лет. И все - несмотря на самые лестные предложения. Даже интервью не давала. Мудрое было решение для вполне молодой девушки. Актриса-то она была никакая, просто было обаяние юности (и пела еще очень хорошо). А стала проходить юность - и она ушла. И осталась такой, какая в фильмах. Многда с удовольствием пересматриваю фильмы с ней.
Некоторые остаются в памяти молодыми и красивыми, но по другим, более трагическим причинам. Мэрилин, Роми Шнайдер, принцесса Диана и др.
УдалитьМоя мама, очень красивая по общему признанию женщина, погибла в автокатастрофе в 40. При ней не было документов, в больнице ей дали 27 лет.
Даже представить не могу, каково это - потерять мать так рано, как вы. Мои родители умерли, когда мне было 60, и то я долго в себя приходил.
УдалитьКто знает, может в ранней юности это даже легче. Все легче переносится, и ко всему быстрее привыкаешь/ приспосабливаешься. В зрелом возрасте более воспринимаешь родителей, как личностей, а не просто "моя мама/папа". И только после того, как я стала мамой сама, я многое простила и отпустила.
УдалитьНу, не знаю. Наверно, это все индивидуально, обобщать здесь невозможно.
УдалитьДа, у моего родного младшего брата другой perspective, который отразился на его отношениях. Благо, нашел хорошую жену, которую устраивает роль мамочки- воспитательницы.
УдалитьЯ согласна, что сыграла Янина трогательно и мило. Фильм мне нравился, но я очень помню, как в детстве мне все-таки хотелось, чтобы Золушка была красивее.
ОтветитьУдалитьДля девочки вполне естественное желание.
УдалитьНу я уже была испорчена Голливудом и Диснеем:-) Хотя, когда впервые читала сказку, сама представляла. Правда, там и картинки были.
УдалитьЧешская Либуше Шафранкова из "Три орешка для Золушки" 73-го (умерла летом этого года, сейчас увидела) тоже нравилась.
https://youtu.be/0rtX40dSf_w
Это я не смотрел, не в том уже возрасте был. Сейчас глянул, Золушка, конечно, хорошенькая.
УдалитьНо в той, советской, там же Шварц, да еще и Раневская с Гариным...
А здесь - красивая картинка. Но девочкам должно было нравиться, настоящая принцесса...
Да нет, там Золушка с характером, смелостью и смекалкой на самом деле,not just a pretty face, но надо весь фильм смотреть, в свое время.
УдалитьА Шварц, Раневская-- это бесспорно. Слов нет.
УдалитьЯ чешскую Золушку не смотрел, но вообще должен признать, что с предубеждением отношусь к сказочным фильмам соцчтран. Ни одного хорошего увидеть не довелось. В СССР редко, но бывали удачные и даже очень удачные киносказки. А у соседей - не довелось увидеть.
Удалить