Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

воскресенье, августа 29, 2021

 

Французский шансон

(продолжение)

Стыдливые ксенофобы, которые стесняются своей ксенофобии и отрицают ее, обычно предъявляют доказательство их невинности. Скажем, антисемит говорит: "Я не против всех евреев, у меня есть сосед-еврей, нормальный мужик, мы с ним водку пьем, я не вообще против евреев, а против тех, которые…". И тут следует обычный антсемитский набор претензий к евреям. Мне, кстати, во время совместного распития мои русские друзья-коллеги не раз говорили: "Хороший ты парень, Володя, никогда не скажешь, что еврей". Искренне веря, что говорят мне приятное.

И я в данном случае поведу себя так же, как ведут себя антисемиты.

Так что начну с самооправданий, к обвинениям в адрес французской литературы и кино перейду потом, как положено.

Я не против французской литературы вообще. Я со школьных лет любил Мериме и не раз его перечитывал.

А когда я лет в 25 прочитал "Опасные связи" Шодерло де Лакло, эта книга стала моим любимым эпистолярным романом. Справедливости ради нужно, правда, сказать, что конкурентов на звание "любимого" у "Опасных связей" было на тот момент всего два — "Бедные люди" Достоевского и "Страдания молодого Вертера" Гете. А когда я через несколько лет прочитал "Мартовские иды" Торнтона Уайлдера, "Опасные связи" перешли на второе место. Хотя я эту книгу продолжал любить и после этого и не раз перечитывал ее. В том числе и не так давно. И экранизации смотрел. Я их знаю три. Фильм Милоша Формана "Вальмон" (Valmont), при всем моем глубоком уважении к Форману, мне не понравился, как-то уж слишком вольно Форман подошел к роману. И Колин Ферт в роли Вальмона мне не понравился. Французский минисериал "Опасные связи" (Les liaisons dangereuses)  (2003) я только начал смотреть — и бросил. На роль маркизы де Мортей, которая покоряет всех мужчин, режиссер взял 60-летнюю Катрин Денев. Я понимаю, что для французов Денев - это их все, но все-таки надо и меру знать. Мне-то и молодая Денев не нравилась, всегда казалась какой-то неживой, куклой, но когда женщина в 60 играет молодую обольстительницу, смотреть на это тяжело. Денев, которая взялась за эту роль, можно сравнить, наверно, только с Любовью Орловой, которая до старости пыталась изображать молоденьких. Венцом здесь, конечно, стал "Русский сувенир" (естественно, Александрова). Мало того, что 58-летняя Орлова там играет молодую героиню, но, видимо, совершенно утратив связь с реальностью, она еще и захотела, чтобы Раневская, которая была всего на 6 лет старше, играла ее бабушку… Интересно было бы услышать, как отреагировала Фаина Григорьевна на это предложение.

Но у Александрова в фильме все-таки не было даже намеков на эротику...

А вот фильм Стивена Фрирза "Опасные связи" (1989) мне очень понравился. Там вообще замечательный актерский состав - совсем молодые Ума Турман и Киану Ривз, Мишель Пфайфер (не великая актриса, но в роли блондинки здесь вполне на месте), но главное — исполнители главных ролей, Джон Малкович и Глен Клоуз. Малкович — просто удивительный актер. Внешность у него такая, что его можно принять за внебрачного сына Савелия Крамарова. И с такой внешностью он абсолютно убедителен и здесь, в амплуа героя-любовника, и в "Человеке в железной маске" — в роли Атоса. Но больше всего он мне нравится в роли самого себя в потрясающем фильме "Быть Джоном Малковичем" (Being John Malkovich). Если кто не видел, очень рекомендую.

А маркизу де Мортей в этом фильме играет Глен Клоуз. Она, конечно, не юна (но маркиза и не должна быть двадцатилетней), и красавицей ее никак не назовешь, но вот в ее неотразимость поверить, на мой взгляд, вполне можно. Фрирз довольно точно следует роману (хотя, конечно, адекватно передать в кино роман в письмах невозможно, приходится просто пересказывать сюжет, и эпистолярная специфика неизбежно пропадает), а кое-что, добавленное им от себя, сюжет, на мой взгляд, не портит. Так что этот фильм тоже очень рекомендую тем, кто не видел.

16 комментариев:

  1. Есть еще фильм "Cruel Intentions"

    ОтветитьУдалить
  2. Да, я знаю, я смотрел. Но это осовремененная экранизация, я этот жанр не очень люблю. Да и вообще не очень люблю американские школьно-коледжские фильмы.
    Но была более интересная (во всяком случае, для своего времени) осовремененная версия - "Liaisons Dangereuses" Роже Вадима с Жераром Филипом, Жанной Моро и Луи Трентиньяном.

    ОтветитьУдалить
  3. Грейс Келли тоже называли неживой, куклой. Но она после свадьбы перестала сниматься.
    Не видела Денев в этой роли, не видела Орлову. Только помню не очень юную советскую Золушку и старую Элен.
    Да, уж лучше как Грета Гарбо. Бриджит Бардо тоже ушла вовремя, как она сказала "a way to get out elegantly".

    ОтветитьУдалить
  4. Да, Жеймо было 38, когда она сыграла Золушку. И лицо не было юным. Но сыграла она именно юную девушку, на мой взгляд, она была вполне совершенно естественна. Конечно, я тут, возможно, не объективен. Уж очень я очень люблю Золушку - с детства до старости. И очень люблю фильмы Надежды Николаевны Кошеверовой в целом. Среди прочего, она очень хорошо умела актеров выбирать.
    А среди тех, кто ушел совсем молодыми, я бы вспомнил еще Дину Дурбин. Последний фильм - в 27 лет. И все - несмотря на самые лестные предложения. Даже интервью не давала. Мудрое было решение для вполне молодой девушки. Актриса-то она была никакая, просто было обаяние юности (и пела еще очень хорошо). А стала проходить юность - и она ушла. И осталась такой, какая в фильмах. Многда с удовольствием пересматриваю фильмы с ней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Некоторые остаются в памяти молодыми и красивыми, но по другим, более трагическим причинам. Мэрилин, Роми Шнайдер, принцесса Диана и др.
      Моя мама, очень красивая по общему признанию женщина, погибла в автокатастрофе в 40. При ней не было документов, в больнице ей дали 27 лет.

      Удалить
    2. Даже представить не могу, каково это - потерять мать так рано, как вы. Мои родители умерли, когда мне было 60, и то я долго в себя приходил.

      Удалить
    3. Кто знает, может в ранней юности это даже легче. Все легче переносится, и ко всему быстрее привыкаешь/ приспосабливаешься. В зрелом возрасте более воспринимаешь родителей, как личностей, а не просто "моя мама/папа". И только после того, как я стала мамой сама, я многое простила и отпустила.

      Удалить
    4. Ну, не знаю. Наверно, это все индивидуально, обобщать здесь невозможно.

      Удалить
    5. Да, у моего родного младшего брата другой perspective, который отразился на его отношениях. Благо, нашел хорошую жену, которую устраивает роль мамочки- воспитательницы.

      Удалить
  5. Я согласна, что сыграла Янина трогательно и мило. Фильм мне нравился, но я очень помню, как в детстве мне все-таки хотелось, чтобы Золушка была красивее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для девочки вполне естественное желание.

      Удалить
    2. Ну я уже была испорчена Голливудом и Диснеем:-) Хотя, когда впервые читала сказку, сама представляла. Правда, там и картинки были.

      Чешская Либуше Шафранкова из "Три орешка для Золушки" 73-го (умерла летом этого года, сейчас увидела) тоже нравилась.

      https://youtu.be/0rtX40dSf_w

      Удалить
    3. Это я не смотрел, не в том уже возрасте был. Сейчас глянул, Золушка, конечно, хорошенькая.
      Но в той, советской, там же Шварц, да еще и Раневская с Гариным...
      А здесь - красивая картинка. Но девочкам должно было нравиться, настоящая принцесса...

      Удалить
    4. Да нет, там Золушка с характером, смелостью и смекалкой на самом деле,not just a pretty face, но надо весь фильм смотреть, в свое время.

      Удалить
    5. А Шварц, Раневская-- это бесспорно. Слов нет.

      Удалить
    6. Я чешскую Золушку не смотрел, но вообще должен признать, что с предубеждением отношусь к сказочным фильмам соцчтран. Ни одного хорошего увидеть не довелось. В СССР редко, но бывали удачные и даже очень удачные киносказки. А у соседей - не довелось увидеть.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...