О стихах и прозе
(продолжение)
Следующие воспоминания — архангельские. То есть где-то от 8 до 11 лет.
Первое (по алфавиту, хронология не запомнилась) — Багрицкий.
Как-то мама, очень волнуясь (видно, жалко очень было девочку) прочитала мне его "Смерть пионерки"
(Валя,
Валентина,
Что
с тобой теперь?
Белая
палата,
Крашеная
дверь.
Тоньше
паутины
Из-под
кожи щек
Тлеет
скарлатины
Смертный
огонек."
На меня это тоже очень подействовало, мне тоже очень жалко было Валентину, и эти строчки мне сразу запомнились навсегда.
Тут надо сказать, что мама прочитала мне только часть стихотворения — чисто больничную, без последующего советского бреда. Мама в ту пору преподавала в Архангельском педагогическом институте русскую литературу и впоследствии рассказывала мне, как впадала в уныние, когда приходилось читать курс советской литературы. Но на работе деваться было некуда, а дома она могла поставить точку и не вспоминать надрывную пафосную пропаганду, которую выдал Багрицкий. А про больную Валентину в больничной палате написано очень здорово.
Так что в полном виде я "Смерть пионерки" я увидел только когда несколько позже стал читать Багрицкого самостоятельно. Тогда я не был еще антсоветчиком, но чем-то меня этот текст как-то отпугнул, показался каким-то нездоровым.
Возникай
содружество
Ворона
с бойцом -
Укрепляйся,
мужество,
Сталью
и свинцом.
Чтоб
земля суровая
Кровью
истекла,
Чтобы
юность новая
Из
костей взошла.
Мне кажется, что советские писатели в ту пору очень старались поверить в советскую власть, потому что если не веришь, то пишешь неискренне, и в итоге ничего хорошего не напишешь. Получалось, видимо, не очень, потому что талантливые писатели в итоге утрачивали талант — тут в первую очередь Алексей Толстой в голову приходит — ведь какие сильные повести писал до революции, и какие гениальные книги "Золотой ключик" и "Детство Никиты", которые с советской властью никак не связаны. Успеха добился, по-моему, только Гайдар, который свой талант не только сохранил, но и развил. Правда, зато лечился в психушке, ничего не дается даром.
А писатели-одесситы убеждали себя в вере в советскую власть с одесским неуемным темпераментом, в результате чего возникали некоторые истеричные перехлесты, ощутимые у Багрицкого (и в меньшей степени — у Ильфа и Петрова). Преуспел только Бабель — до такой степени, что стал для большевиков совершенно своим, так что они расстреляли его именно как своего (он стал единственным крупным писателем, расстрелянным в период "большого террора", писателей и вообще людей искусства расстреливать не очень принято было, сажать — сажали за милую душу, но не расстреливали). Так что расстрел Бабеля — в каком-то смысле признание большевистской властью его искренней веры в большевизм. А вот у Катаева получилось плохо, соответственно, его книги, сделавшие его классиком советской литературы, написаны фальшиво. Но благодаря этим книгам он и стал классиком, а авторитет классика позволил ему на старости лет, когда демонстрировать любовь к советской власти стало не так обязательно, написать (и опубликовать) книги, явно содержащие его настоящие мысли (хотя, конечно, без каких-либо фиг в кармане).
Не преуспел и Олеша, но он не мог себе позволить плохо писать, и потому писать просто перестал. Точнее, писал "в стол" свою замечательную книгу "Ни дня без строчки". А ведь замечательный писатель был, и его вынужденное молчание — большая потеря для литературы. О его трагедии очень подробно написано в книге Аркадия Биленкова "Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша".
А второе запомнившееся впечатление от Багрицкого произошло, когда отец прочитал мне наизусть "Контрабандистов":
По рыбам,
по звездам
Проносит
шаланду:
Три
грека в Одессу
Везут
контрабанду.
Эти "по рыбам, по звездам" меня просто заворожили, но с ними связана и незабытая обида на отца. Прочитавши мне стихотворение, он спросил, понял ли я смысл вступительных строчек. Я сказал, что понял. Отец, с обидным недоверием, предложил мне пояснить, что я понял. Я пояснил, и отец выслушал мое объяснение с еще более обидным удивлением. Ясно было, что не ожидал он от меня…
А стихотворение удивительное вообще — и для советского поэта вообще и Багрицкого в частности. Такое ощущение, что оно написано свободным человеком.
Перекликается с галичевским "Заклинанием":
И шумело море, море, море Черное, Море вольное, никем не прирученное, И вело себя не по правилам - И было Каином, и было Авелем!
"Смерть пионерки" Багрицкого совершенно замечательно читает молоденькая Галина Польских, исполняющая роль Тани Сабанеевой в фильме по повести Фрайермана "Дикая собака Динго или повесть о первой любви". Очень люблю этот эпизод, да и сам фильм в целом.
ОтветитьУдалитьЭта лента - один привет из шестидесятых оттепельных, - сейчас таких чистых, светлых и искренних фильмов о подростках, о зарождающемся чувстве, уже не снимают, увы.
Да, хороший был фильм, и Польских там была хороша.
ОтветитьУдалитьПривет, Володя!
ОтветитьУдалитьПоздравляю с Днем рождения! Вот ты и обогнал меня, но правда ненадолго, всего на полгода...)
Спасибо тебе за интересный блог, живые впечатления и воспоминания. Всегда читаю с удовольствием.
К Багрицкому у меня сходное отношение. С детства запали в душу некоторые удачные стихи ("Дума про Опанаса"):
"Тополей седая стая,
Воздух тополиный…
Украина, мать родная,
Песня-Украина!.."
Много позже с изумлением наткнулся на "Происхождение", где он объявляет о разрыве с еврейским прошлым
"В меня кидают ржавые евреи
Обросшие щетиной кулаки."
Выразительно, ничего не скажешь.
Хорош его вариант перевода Бернса "Джон Ячменное Зерно". Мы привыкли, что лучше Маршака никто Бернса не переводил, но и у Багрицкого перевод здорово звучит!
Но в основном, согласен с тобой - советское уныние, увы...
Привет, Матвей.
УдалитьСпасибо за поздравления. По поводу еврейской темы у Багрицкого, может быть, тебе будет интересно прочитать вот это. https://lechaim.ru/ARHIV/183/slovo.htm
Я, кстати, поэму "Февраль" не читал.
"...Спасибо тебе за интересный блог, живые впечатления и воспоминания. Всегда читаю с удовольствием..."
ОтветитьУдалитьА я с удовольствием присоединяюсь к поздравлению и к этим словам Матвея.
Не знаю, насколько будут уместными мои воспоминания, вызванные стихотворением "Смерть пионерки", о котором напомнил Володя, и именно теми строчками, которые он привел в блоге, ведь они не литературные, а бытовые. Но, как говорится, охота пуще неволи, поэтому решила "повспоминать".
В 1946 году я впервые поехала в п/л, хотя пионеркой тогда ещё не была. В лагере началась эпидемия скарлатины. Спали мы на козлах (две горизонтальные планки на ножках типа ножниц, к которым крепился брезент, а на брезент клали тюфяк). Багрицкий тоже тюфяк упоминает. Мой тюфяк оказался получше, чем у других ребят, набит чем-то особенным, и его брали у меня, чтобы возить больных детей на подводе в больницу. А потом с "благодарностью" возвращали его мне. Естественно, что я заболела тоже.
И вот лежу я в изоляторе (помещение, отдаленное деревянной перегородкой от столовой) вся в скарлатине и слышу папин голос. Это он приехал меня навестить. Он, конечно, забрал меня в Москву. Я пролежала в Морозовский больнице целый месяц. А многие дети, лечившиеся в сельских больницах, получили осложнения. Несколько человек умерло. Никакого шума по поводу детских смертей не было. Вот что вспомнилось мне в связи с этим стихотворением.
Не помню, чтобы само стихотворение вызвало у меня какое-то неприятие. Скорее, я отнеслась к нему спокойно. Не знаю, была ли другая реакция у меня, если бы не этот случай.
Спасибо ъза поздравление и добрые слова, Ира.
УдалитьМне всегда интересны ваши воспоминания и комментарии, жалко, что редко пишете.
Ирочка,бог мой,как же ты взволновала меня своим рассказом! Такая явная и жуткая параллель с поэмой Багрицкого! Мне помнится, он снимал комнату в Архангельске, кажется, и у его квартирной хозяйки умирала от скарлатины дочь Валя. Вот именно так, буднично и страшно родился сюжет стихотворения, вернее, его основа. Ну а "сабельным походом","кронштатским льдом"и победившей,торжествующей молодостью, Багрицкий щедро разукрасил свое произведение для пущей патетики - в угоду времени и идеологии власти. Так разукрасил,что суть: отказ пионерки Вали надевать свой крестильный крестик, слегка потерялвсь, ушла на задний план. Настоящая Валя, прототип Вали из поэмы, тоже отказалась надеть крестик, но сделала она это сознательно или в горячечном скарлатинном бреду, теперь уже никто не узнает. Скарлатина была побеждена с появлением антибиотиков, до этого она считалась тяжелой, подчас смертельной инфекцией. Багрицкий написал поэму в 1932 году и у его Вали шансов выжить не было никаких. Как, впрочем, возможно и у тебя, Ира, останься ты в сельской больнице. Вряд ли в сельских медпунктах были антибиотики, даже в 46 году, хотя они уже были изобретены к этому времени. А вот в Москве антибиотики, скорее всего, были. Так что твой папа вполне возможно спас тебя от мучительной смерти, когда увез домой, в столичную больницу.
УдалитьЛеночка, конечно, я поняла, что мне повезло и что папа спас мне жизнь,но гораздо позже. А тогда я не воспринимала случившееся со мной так трагически. Болезнь не отбила у меня желания ездить в п/л. Уже на следующий год я снова отправилась в п/л да ещё на три смены. И ездила так до 9-го класса.
УдалитьЧто же касается смерти Валентины, то я отнеслась к ней спокойно, как отнеслась спокойно к своей болезни. Наверное, потому, что жизнь, быт тогдашний послевоенный были посуровее, чем у последующих поколений. Не знаю, а м.б., просто оправдываюсь, не желая казаться бесчувственной.
Ответ Володе. (Больше нигде нет места).
УдалитьИ вам спасибо за добрые слова.
Постараюсь исправиться.
Ирочка, ты зря оправдываешься за себя, тогдашнюю. Тебе было девять лет, а дети в этом возрасте довольно бесчувственны и равнодушны к смерти, и к своей, и к чужей. Они просто еще не понимают, не осознают, что это такое.
УдалитьПрошу прощения, неправильно посчитала. В 46 году тебе, Ира, было не 9 лет, а восемь. Что-то у меня с арифметикой в последнее время совсем швах. Наверняка и с высшей математикой тоже швах, но я не проверяла. (Смеющийся смайлик)
УдалитьЛена, не смеши. Когда речь идёт о девятилетнем возрасте, то я постараюсь пережить такое "коварство" с твоей стороны.
УдалитьНо речь идёт не обо мне девятилетней. Я тогда, думаю и не знала это стихотворение, а обо мне годков так в одиннадцать.
Прошу прощения у всех присутствующих за свой корявый и безграмотный текст без пробелов, но у меня новый МакБук - подарок на ДР, а у него другое расположение букв, знаков и символов на клавиатуре, и управление отличается от айпада, вот я пока и не приноровилась.
ОтветитьУдалитьС обновкой, Лена.
УдалитьА у меня вот сегодня в старом компе возникли проблемы с форматированием, так что мой вывешенный текст тоже выглядит странно...
Спасибо, Володя! Я теперь почти счастлива! А в Вашем тексте я никаких странностей не заметила.
ОтветитьУдалитьТам в одном месте с межстрочными интервалами непорядок.
УдалитьА я на ДР планшет получил, тоже очень доволен. Вместо вышедшей из строя читалки...
Отвечаю Лене и Володе.
Удалить1. Поздравляю новорожденных с получением полезных игрушек.
2. Если у тебя, Лена, как ты считаешь, "корявый и безграмотный текст", а Володя жалуется на непорядок с межстрочными интервалами, то что говорить мне о первом абзаце моего коммента, где вообще непонятно "кто на ком стоял". А все потому, что я перестала проверять и исправлять текст, т.к. он при исправлении часто у меня "улетал". И приходилось писать его заново. М.б., кто-то знает секрет, как можно вернуть "блудный" текст на место?
Как вернуть - не знаю. Но я вот пишу тексты в компе в редакторе Word, там-то ничего не пропадает, а потом копирую в блог.
УдалитьИрочка, у меня тоже часто "улетает", "улетел" даже вчера, на новом гаджете, когда я нажала на "просмотр", чтобы в случае чего подкорректировать текст. Причем улетел безвозвратно. Это произошло, когда я отвечала Володе по поводу своей новой "игрушки". Написала довольно большой текст, причем с вновь придуманным неологизмом, очень удачным, как мне казалось, где расписывала подробно обстоятельства, предшествующие покупке. А этот нехилый текст - тю-тю, взял и слинял, выцвел добела как симпатические чернила на солнце. На "можем повторить" меня не хватило, смогла извергнуть из себя, рассерженной "улётом", лишь пару строчек о том, как я рада "игрушке". (Смеющийся смайлик)
УдалитьВолодя, не знаю, применим ли ваш опыт к данному случаю, и одолеет ли его такой "чайник", как я. Но, думаю, что должно быть что-то такое, как при написании писем. Там у меня тоже часто письма улетали, и я их теряла безвозвратно, т.к. начинала суетиться, нажимать на разные кнопки. А надо (из опыта) всего-навсего нажать на карандаш в правом верхнем углу. И тогда появляется окно "Продолжить редактирование".
УдалитьУ меня письма улетают не бесследно, а иногда сами по себе отправляются адресату, обрываясь буквально на полуслове. Но, по крайней мере, не теряются. А я вот, в свою очередь, не знаю, что это за карандащ, никогда его не видел, видимо, не замечал...
УдалитьДа, скорее всего не замечали.
УдалитьПотому что это знак "редактировать", и он встречается во многих приложениях. М.б., вы его по-другому называли, но он очень похож на карандаш.
Леночка, как я тебя понимаю.
ОтветитьУдалитьУ меня аналогично. И у меня тоже пропадает настроение повторять весь текст снова, и я его сокращаю. Да и всегда любая копия хуже оригинала, а уж копия с копии - тем более. А у меня случалось и такое. Я как-то хотела отправить коммент (вторично), у меня он пропал, а вместо этого у меня потребовали подтверждения, что я это я (вновь зарегистрироваться). Не могли это сделать до того, как был написан текст!