Коммунизм — это молодость мира
(продолжение)
Про Христа, понятно, слышали хоть что-то все даже в безбожное советское время. Но те авторы писем, что пограмотнее, знали и про Достоевского. Такие обвиняли Метальникова в том, что его герой, советский молодой человек, сильно напоминает князя Мышкина. Достоевский после 20 съезда был реабилитирован и из реакционных писателей официально переведен в круг классиков русской литературы. В 1957 году вышел серый десятитомник Достоевского, в том же 1957 Товстоногов поставил в БДТ "Идиота" со Смоктуновским, 1958 — "Идиота в кино поставил Пырьев, в 1959 он же экранизровал "Белые ночи". Но, как говорится, ложечки нашлись, но осадок остался. В общественном сознании Достоевский оставался все же каким-то сомнительным, так что его вполне можно было приплести к кампании шельмования.
Опять-таки, "упреки" были в определенной степени справедливы. Какие-то аналогии вполне возможны и даже напрашиваются (правда, у Алешки была вполне здоровая психика). А есть в сценарии и фильме сцена, которая, пожалуй, прямо перекликается с романом. Тронутая преданностью, деликатностью и рыцарством Алешки, Зинка решает отблагодарить его за это единственным доступным ей способом — прямо предлагает ему себя, поскольку (особенно в сценарии) уверена, что мужикам только это и надо. Но Алешка, как выяснилось, из этого стереотипа выпадал, и к зинкиному предложению отнесся отрицательно. Происходит сцена, которая больше напоминает не сцену из романа Достоевского, а сцену Саломеи и Иоанна Крестителя из евангельски-уайльдовской "Саломеи". Алшка не просто отказывается, он, хотя и не так энергично как Иоанн ("Никогда! Дочь Вавилона! Дочь Содома, никогда!"), но достаточно решительно. Зинка, понятно, оскорбляется, и резонно (исходя из ее представлений о мире и о мужчинах) спрашивает: "А зачем же ты приходил сюда?", на что Алешка отвечает уже совершенно в стиле Мышкина: "А я не к такой приходил" (в романе: "А вам и не стыдно! Разве вы такая, какою теперь представлялись". После чего Зинка, естественно, заявляет "Ну и катись отсюда" — что вполне в духе решительной Настасьи Филипповны ("Уйди, Рогожин, тебя не нужно"), но все же ближе к современному варианту "Идиота", вышедшего в 90-е под псевдонимом Федор Михайлов. В ту пору цензурные барьеры рухнули, и в этой современной версии Настасья Филипповна поясняет, куда именно следует идти ненужному Рогожину.
Да и в целом поведение Алешки, готового в любой, самый неподходящий момент, учить людей любви, добру и красоте, независимо от того, кто перед ним стоит, вполне соответствует поведению Мышкина. Вопрос только в том, как к этому относиться.
Добрый день, Владимир.
ОтветитьУдалитьВот почти отправила вчера коммент, что судя по вашему описанию, Алеша мне сразу Достоевского напомнил с его Алешей Карамазовым, Идиотом, Грушеньками и Н.Ф.
Но потом вспомнила ваше отношение к Достоевскому и передумала.
Да и читала его романы я давно, а фильм не смотрела. Посмотрю, когда будет время.Хочется чего-то симпатичного.
Если собираетесь смотреть "Идиота" на экране, очень рекомндую последюю версию (2003, реж. Бортко, в гл. роли Евг. Миронов). На мой взгляд, это самый сильный вариант. Правда - сериал (10 серий). Но: можно посмотреть первую только серию - и если "заберет", то смотреть дальше. А если нет - и ладно, значит не ваш фильм...)
УдалитьПривет, Матвей. Я смотрел, но меня не зацепило. Хотя, конечно, интереснее фильма Пырьева, который просто устарел.
УдалитьДа, вот это загадка: почему люди воспринимают так по-разному.
УдалитьПоэтому я и сказал: посмотреть только одну серию...)
Я всегда считал, что для нормального общения необходимо совпадение точек зрения по принципиальным вопросам. Но при этом если бы люди воспринимали все абсолютно одинаково, то было бы скучно. Вроде как и говорить не о чем. Нормальное обсуждение предусматривает все-таки какое-то расхождение во мнениях.
УдалитьСмотрела сериал в далеком 2003 году. Тогда, помнится, он мне понравился, во всяком случае после него мне захотелось прочесть книгу.Но больше я его не пересматривала, плохо помню уже.
УдалитьА какие вопросы являются самыми принципиальными?
УдалитьДля меня наверно, отношение к ксенофобии.
УдалитьМожно совпестить симпатичное (на мой взгляд) и Достоевского. Если не смотрели, очень рекомендую "Даун Хаус" - современная версия "Идиота". Мне этот фильм показался очень смешным. Трудно, конечно, представить, то экранизация "Идиота" может быть смешной, но это так. Если, конечно, у нас с вами одинаковые представления о смешном.
ОтветитьУдалитьГлянула, что за "Даун Хауз".
УдалитьНаши литературоведы наверное были в ужасе от такой экранизации:-)
Посмотрю под настроение.
Наверно, были в ужасе, но я не читал их рецензии. А фильмы Качанова мне нравятся практически все что я видел.
УдалитьВолодя, меня заинтриговала твоя рекомендация относительно "Даун Хауса" - я о нем вообще никогда не слышал. Отложил все дела и посмотрел...
УдалитьНе могу сказать, чтобы я помирал со смеху, но нуар-комедия получилась занятная. Особенно на контрасте с высокодуховным оригиналом. Что-то Тарантиновское угадывается. Видно, авторы были под впечатлением от "Криминального чтива".
Полгода назад я посмотрел другую современную, нарочито "стёбовую" экранизацию - "Мертвые души". Тоже букет супер-актеров (кстати, и Охлобыстин тоже там). Но по ходу фильма постоянно крутилась мысль: "А у Гоголя-то посмешнее будет! Причем намного"
Но слава богу, авторы "Даун Хауса" не соревновались с Достоевским в стремлении насмешить, и поэтому фильм воспринимается естественно.
Привет, Матвей.
УдалитьЯ очень люблю черный юмор. Наверно, самый мой любимый фильм этого жанра - "Семейка Адамс". А сегодня посмотрели после большого перерыва "Отсчет утопленников" Гринуэя. Фильм очень мрачный, но в то же время смешно, и фантазия у него невероятная.И невероятной красоты съемки, многие кадры просто как картину можно разглядывать. Я такое разве что у Тарковского видел...
Мне эта комедия в свое время, помню, понравилась:
Удалитьhttps://youtu.be/W0xtS83sKGg
Смотрю "Алешкину любовь" сейчас.