16.01.20
Моя внучка проходит в школе «Гамлета». Мы разговаривали
по этому поводу с дочкой. Обсудили скверное преподавание литературы в Канаде, а
потом перешли к обсуждению собственно «Гамлета» - о чем это и кто как ее ставил
и играл в ней. И возник у меня в связи с этим некоторый поток сознания, который
я попытаюсь закрепить на бумаге.
В связи с «Гамлетом» я вспомнил актера Владимира
Рецептера. Теперь надо объяснить, кто такой Рецептер, поскольку он не стал
знаменитостью.
Рецептер приехал в Ленинград, в БДТ, из
Ташкента в 1962 году (это не память у меня такая хорошая, это я в Википедию
заглянул). По поводу его приезда было много разговоров среди ленинградской
интеллигенции, были большие ожидания. Говорили, что он еще студентом в 20 лет блестяще
сыграл Гамлета в Ташкентском Русском
театре, побив тем самым рекорд Казакова, который Гамлета сыграл в 22 (правда, я
сейчас проверил по Вики – на самом деле рекорда не было, Рецептеру было 24, но
зато он сыграл тогда же еще и Раскольникова). Короче, ожидания были большие. Но в итоге как-то не сложилось. То есть, если заглянуть опять же в Вики, то
там и Чацкий, и Тузенбах. Только не видно из Вики, что был Рецептер лишь
дублером Юрского. «Три сестры» я вообще не видел, а «Горе от ума» виденл
дважды, но только с Юрским, поэтомe для меня полная загадка, как мог Рецептер заменить Юрского – совершенно разные типы
актеров, пытаюсь, вспоминая увиденное, отыскать что-то общее, и не могу. А
остальные роли были малозначительные. В кино тоже не сложилось, одна главная
роль в прошедшем стороной фильме «Лебедев против Лебедева», а остальное так, по
мелочам.
Из БДТ Рецептер в конце концов ушел, я знал,
что он работает в каком-то подвальном театрике при музее Достоевского, потом
работал и работает вроде до сих пор в Пушкинском театральном центре, поставил
там множество спектаклей, в том числе «Горе от ума» и «Гамлета», написал много
книг – стихи, воспоминания, книги о театре и литературе. Но никогда не встречал
его имя в прессе, тем более не слышал о нем по телевизору. Вряд ли много найдется
сегодня людей, которые знают, кто такой Владимир Рецептер. Хотя есть у него
звание Народного артиста, и орден есть, я нашел фотографию, где Путин вручает
ему орден. И в Википедии довольно большая статья о нем. Но всего две ссылки на
публикации…
А актер был прекрасный. Я почему вспомнил – я видел
его моноспектакль «Гамлет», он не читал пьесу, он ее играл – один за всех. И
играл замечательно. Я навсегда запомнил его «Быть или не быть». У других Гамлетов
– не отложилось, а здесь – помню. Гамлет Рецептера бродит по сцене и машинально,
механически, повторяет прицепившуюся откуда-то фразу: «Быть или не быть, быть
или не быть, быть или не быть…», даже не сознавая этого. И вдруг – слышит эту
фразу, осознает ее смысл – и продолжает ее «Вот в чем вопрос». И тут уже
включается мысль, и начинается ее развитие, вначале неуверенное, потом мысль – и
речь - ускоряются, и все больше возбуждение… Наверно, я никогда не видел такое
актерское отображение работы мысли.
А ведь нечто подобное произошло со мной в
жизни. В студенческие годы очень я любил песню Down by the Riverside в исполнении Армстронга. Часто слушал ее. Там рефрен идет этот самый Down by the Riverside, многократно повторяемый. И как-то привязалась ко мне эта мелодия,
и эта фраза, и я, как Гамлет Рецептора, машинально ее повторял – и вдруг
откуда-то непонятным образом вылезла тема стихотворения, навеянная этой строкой,
наверно, представил себе реку, вдоль которой иду, сейчас уже не помню. В этой
теме забавно переплелись мои тогдашние переживания и содержание лекций по
электродинамике, которую нам тогда читали. Я тогда единым духом, как под
диктовку, написал это стихотворение, потом вроде правил чего-то, но
незначительно. Стихотворение, конечно, плохое, но состояние мое тогдашнее
как-то передает.
Вниз по реке
И вновь та река преграждает мне путь,
И это так же неотвратимо,
Как звон будильника по утрам.
Река вдоль которой шел по течению –
годами.
Down by the river side…
Река вдоль которой шел,
Река вдоль которой…
вдоль… вдоль…
Шел без усилий, как заряд вдоль силовых
линий…
А сегодня она преграждает мне путь.
Теория возмущения, механизм которого
Я не знаю, да и кто знает.
Я знаю одно – река преграждает мне путь.
Повернуть? Да. Повернуть? Да! Повернуть?
Нет…
И снова, снова я вхожу в эту реку.
Вода до колен, до пояса, до горла, сейчас
скроет.
Но что это – как там сказано у древних?
Весна
1966
Комментариев нет:
Отправить комментарий