Сообразил, что первое свое стихотворение (во всяком случае, из немногих сохранившихся) я написал 61 год назад, в мае 1963 года.
Обстоит у них с этим дело так же, как у меня, бесталанного дилетанта, или как-то по-другому?
В этой связи мне захотелось написать о том, что, как мне преставляется, должен увидеть читатель, что видел и пытлся (естественно, в меру своих возможностей) показать я, и как все было "на самом деле".
Город витрины швырял в глаза.
Где-то сзади остался вокзал.
Но цвета светофора – куском спектра.
Как долго тянутся три километра…
Улица зноем сочится пыльным.
Усталыми псами – автомобили.
Но вот остановка, бегу, поворот,
Асфальт мостовая под ноги льет,
Дом, подворотня, двери, пролет,
Лестница эхом в лицо мое бьет,
Ключ в замке повернулся, скрипнув.
Комната. Пусто…
Что увидит в этом стихотворении читатель?
Как я себе представляю (я все-таки не читатель, а автор), как лирический герой едет с вокзала в явно весьма ажиотированном (это слово почему-то любила моя бабушка, по-моему, оно здесь к месту) состоянии, волнуется из-за остановки у светофора, доезжает, наконец, до своей остановки, бежит к дому, взбегает по лестнице, открывает дверь — а в квартире пусто. Едет не вообще в каком-то общественном транспорте в автобусе; я пытался звукописью и ритмом передать движение, шум мотора, звуки торможения и само торможение. Не уверен, что читатель это почувствует; как я писал раньше, стихотворение написано под сильным влиянием "Баллады о синем пакете" Николая Тихонова, но у молодого Тихонова игра звуками и ритмами получалась все-таки существенно лучше, чем у меня.
Что видел я, когда писал это стихотворение?
Лирический герой едет не с абстрактного вокзала, а с Финляндского. У светофора автобус останавливается на где-то, а на перекрестке Кирочной (Кирочная была, по-моему, единственной улицей, которую все в нашей семье называли старым названием, а не "Салтыкова-Щедрина") и проспекта Чернышевского.
Герой доезжает до Суворовского музея, выскакивает из автобуса пробегает кусочек по Кирочной и сворачивает на Таврическую. Бежит вдоль бесконечного забора дома 2 (это огромный дом, где жили военные, забор тянется вдоль шести домов на другой стороне), пробегает мимо дома 5 на другой стороне (этот дом показан в "Мастере и Маргарите" как дом с "нехорошей квартирой"), перебегает улицу к подворотне дома 3, пролетает через изогнутую дугой подворотню, вбегает во двор, пересекает его, забегает в парадную (именно "парадную", а не какой-то "подъезд", хотя это и не парадный вход, который в доме 3 просто отсутствует).
По строчке
"Лестница эхом в лицо мое бьет"
человек, живший в этом доме, поймет, что дело происходит летом, в хорошую погоду, когда окна на лестнице открыты. Только тогда шаги отдаются на лестнице эхом; когда окна закрыты - такого нет. Обычному читателю это, естественно, непонятно.
И дальше
"Ключ в замке повернулся, скрипнув"
Герой открывает дверь в квартиру 26, дверь была необычная, толстая и обитая стальным листом. Ключ был очень длинный (сантиметров 15 как минимум) и поворачивался в замке с характерным скрипом.
Герой оказывается в квартире, а там пусто.
У читателя, знакомого с анкетными данными автора, может возникнуть вопрос: "А кого, собственно, 17-летний герой рассчитывал увидеть в квартире?" Учитывая достаточно строгие нравы того времени, сложновато представить себе, что, как он думал, в квартире его должна ждать возлюбленная (у которой при таком раскладе и ключ должен иметься). Это явное несоответствие, которое объясняется тем, что на самом деле все было совсем не так. Или, во всяком случае, не совсем так.
(Продолжение следует)
Володя, у тебя получился психологический триллер в духе Борхеса (которого я как раз сейчас читаю).
ОтветитьУдалитьЖдём продолжения...))
А вдруг у возлюбленной нет ключа. При другом раскладе:
ОтветитьУдалитьЗапер герой и приковал ее наручником к чему-то на всякий случай. Пошел по делам. Вернулся, а там пусто.
https://youtu.be/Ai1cblRYGOo?si=wvbmt-7LVr3P3Ki1
ОтветитьУдалить