Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

вторник, августа 31, 2021

 

Судьба играет человеком, а человек…

Мне приходилось встречать людей, которые верят, что если в их жизни как-то что-то сложилось, значит, так и должно было быть. Верят в судьбу, предопределение. И такое ощущение, что это всерьез, а не игра.

Я в судьбу не верю. Я считаю, что жизнь наша складывается в некоторой степени вследствие решений, которые мы принимаем, а в основном все происходит по чистой случайности.

Судьбоносные (для нашей личной судьбы, когда я говорю "мы", я имею в виду обычных людей, а не вершителей судеб человечества) решения мы принимаем не часто. Короленко написал, что вообще такое случается раз в жизни (Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит "Выбирай"). На самом деле дело обстоит не так торжественно. Никто к нам не приходит, а просто мы в тот или иной момент принимаем решения, чаще всего даже не понимая, что тот или иной наш выбор повлияет на всю нашу будущую жизнь. Иногда понимаем, но такое бывает действительно редко. А чаще всего мы решений не принимаем, пуская дело на самотек, или решение за нас принимают другие (родители, начальство, государство и т. д.) Или мы принимаем решение вроде бы самостоятельно, но на самом деле — под влиянием других, чтобы понравится другим и т. д. А чаще всего наши решение направлены как раз на то, чтобы в жизни ничего не поменялось, чтобы все шло, как идет.

Я могу назвать четыре случая, когда принимал решения, которые, как потом понял или осознал, повлияли на мое будущее, изменили его и, может быть, и меня.

Первый раз — когда я решил после восьмого класса пойти работать и учиться в вечерней школе-десятилетке, а не идти в одиннадцатилетку. Учись я в одиннадцатилетке — и это была бы совсем другая жизнь, с другими друзьями, другой женой, может быть, с другой профессией.

Второй раз — в 16, когда я получал паспорт и записался евреем. На внешнем течении моей жизни это вряд ли отразилось, смешно быть русским с моей фамилией. Тогда уж надо и фамилию менять, причем два раза, как в старом анекдоте.


Иванов подает заявление об изменении фамилии. Хочет взять фамилию Петров. Служащая в присутственном месте с некоторым недоумением спрашивает: "Извините, а зачем вам это нужно". Иванов отвечает: "Понимаете, после изменения фамилии, когда меня будут спрашивать: "Товарищ Петров, а какая у вас раньше фамилия была?", я буду отвечать "Иванов". А сейчас мне приходится отвечать "Шапиро".


Впрочем друзья родителей, тоже смешаная пара, оформили фиктивный развод, чтобы их сын не только записался русским, но и мог взял себе русскую фамилию матери. Не знаю, правда, менял ли он потом фамилию второй раз.

Но этот выбор, эта самоидентификация, наверно, в каком-то смысле привел к каким-то внутренним изменениям, я никогда не был диссидентом, но этим выбором я как бы отделил себя от "них" (не русских, понятно, а советских).

Третий выбор произошел не скоро — когда я решил в конце 90-года уйти с государственной службы и полностью переключиться на работу переводчиком. Это было важнейшее решение, которое помогло нам более или менее нормально жить в 90-е годы. Во всяком случае, в России, при выезде за границу я осознал, что по иноземным меркам получаю копейки. Не помню, сколько это было в рублях в 93, когда я поехал в Израиль, но в долларах - примерно 200-300, работа была сдельная. Для России это было очень неплохо, но в Израиле я обалдел, когда заплатил за 2 кофе и одно пирожное около 5 долларов, половину моей дневной зарплаты). Кроме того, результате перехода от постылой инженерной работы к любимой работе переводчика у меня улучшился характер (это не мое мнение, жена и дочка говорили).

И последнее решение — об отъезде в Израиль. Решали мы, конечно, вдвоем с Адой, но инициатива была моя. Ада бы еще долго колебалась, наверно.

Пожалуй, ни об одном из своих решений я никогда потом не жалел. Хотя учиться в вечерней школе и работать было тяжеловато, и кроме работы и учебы я в свои 15-16 лет просто ничего не видел, но в итоге у меня появились замечательные друзья, а потом замечательная жена. И дочка. Так что игра стоила свеч.

(продолжение следует)

24 комментария:

  1. Я коротко о себе, в связи с заявленной темой. Разумеется, ни в какую судьбу я не верю. Вообще мало во что верю, я по жизни Фома неверующий.
    Считаю, что человеческой жизнью правит случай. На 50%. Остальное - генетика.
    Так что я однозначно тот человек, который "играет на трубе".
    Интересны мнения других участников по этому вопросу. Хотя, мне кажется, разнообразия мнений тут не будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лена.
      Я бы сказал, что от генетики может зависеть реакция организма на случайные события, но она не влияет на сами события.

      Удалить
    2. Всем добрый день!
      Отвечаю Володе.
      "Я бы сказал, что от генетики может зависеть реакция организма на случайные события, но она не влияет на сами события."

      Ну как же не влияет? Очень даже влияет на мой взгляд.
      Возьмем такое грандиозное событие в жизни человека как эмиграция, да и просто любое географическое перемещение на ПМЖ в поисках лучшей жизни. Событие ли это в жизни человека? Ну конечно событие. Так вот, многие задумываются о переезде, но далеко не все на него решаются. Чтобы иммигрировать с вполне себе насиженного, относительно спокойного и комфортного места, нужны такие черты характера как решительность, смелость, рискованность, лёгкость на подъём, даже где-то некоторый авантюризм. Всё вышеперечисленное - свойства характера, то есть, генетика. Нерешительный тютя, тяжелый на подъем консерватор вряд ли тронется с насиженного места, если только под ним не горит почти в прямом смысле слова. (Температура 451 по Фаренгейту".
      Вы скажете - а как же члены семьи эмигранта. Ведь среди них может не оказаться таких же решительных авантюристов как инициатор переезда? Верно. Вот тут уже имеет место быть именно случай.

      Удалить
    3. И в дополнение...
      Мы с сестрой часто задумывались, отвечая на вопрос, почему Америка стала такой, какая она есть раньше Европы - свободной, демократической страной, со своей американской "хартией вольностей" - Конституцией и биллем о правах?
      Так вот, нам всегда казалось, потому, что переселенцами были именно такие люди, которых я описала выше: решительные, бесстрашные, с авантюрной жилкой, лёгкие на подъём. А, грубо говоря, нерешительные тюти и мямли оставались на месте. Происходил такой, как бы это выразиться, не совсем естественный, скорее даже в чём-то искусственный, человеческий отбор. Именно такие люди более свободолюбивы и не терпят никакого гнёта и оков, в отличие от нерешительных тюфяков. Вот как-то так! (Улыбающийся смайлик)

      Удалить
    4. И совсем уж вдогонку....
      У Диккенса в романе "Мартин Чезлвит" довольно большая часть повествования посвящена отъезду главного героя в Америку в поисках лучшей доли. Сама Америка описана Диккенсом в очень негативном ключе и я почему-то, будучи школьницей, эти куски книги пропускала не читая. Просто пролистывала до возвращения Мартина в Англию.

      Удалить
    5. Только что прочитала комментарии Иры.... По-моему, она пишет примерно то же, что и я, только другими словами.

      Удалить
    6. Я в значительной степени живу среди эмигрантов, и должен сказать, что среди них есть самые разные люди. Среди них есть и люди, про которых никак не скажешь, что они с авантюрной жилкой. Правда, иммиграция в Израиль в районе 90-го года, "большая алия", штука специфическая. Люди тогда срывались с места и уезжали, зачастую сами не понимая куда и зачем едут. Крайний случай такой ситуации - военные беженцы, каких сейчас много в мире.
      Кстати, у меня авантюрной жилки никакой нет. Я люблю преферанс и не люблю покер. Но эмигрировал. Правда, у нас была очень комфортная эмиграция...
      А "Мартин Чезлвит" мне в свое время не понравился, и я его даже не дочитал. Мне у Диккенса далеко не все нравилось.

      Удалить
    7. И совсем уж последнее...
      Те, кто верит в судьбу, верят и в бога. Тут я однозначно ставлю знак тождества. Бог в данном случае - обобщенное понятие любых, так сказать, высших сил. Если считать, что всё в человеческой жизни предопределено, то кто-то же это предопределение, то есть, судьбу, начертал, причём каждому? Кто если не Бог?
      Ну а атеисты в бога не верящие разумеется не верят и в судьбу

      Удалить
    8. "Военные беженцы" - это тот случай, который я описала выше - когда под тобою "горит". Кстати, кавычки можно было и не ставить.

      Удалить
    9. И самое последнее:
      Я абсолютно согласна с пословицей: "Посеешь характер - пожнёшь судьбу".
      Мне кажется она верна на все 146 процентов!
      "Судьба", разумеется, не в кармическом смысле, а в жизненном, человеческом.

      Удалить
    10. А у меня в связи с этой пословицей всегда возникал вопрос: "А кто сеет и кто жнет?" Вроде как это должны быть разные люди, не сам же человек сеет свой характер. Решил думать, что имеются в виду родители, которые распрачиваются за ошибки воспитания своих детей.

      Удалить
    11. Ну, сеют, разумеется, родители (опять же генетика - сплетение родительских генов), а пожинает сам "ребенок", который к моменту жатвы далеко уже не ребёнок. А в общем в любом случае получается: - "Что посеешь, то и пожнёшь"

      Удалить
    12. В том-то и дело, что пословица обращена явно к одному человеку, а не к двоим. Местоимение местоимение, но "ты" очевидно. А если так, как мы считаем, то один сеет, а другой жнет. Неувязка.

      Удалить
    13. "пословица обращена явно к одному человеку, а не к двоим."
      Мне кажется, это обращение вообще безличное, не кто-то конкретно к кому-то обращается, а как бы говорит в пространство. Наверное в русском языке этот речевой оборот имеет определенное название, но я, честно говоря, его не знаю, не знаю даже, как сформулировать поиск.

      Удалить
    14. Володя, это неопределённо-личное предложение. Нашла я-таки в инете, забив в строку поисковика саму пословицу.
      Опредение неопределённо-личных предложений посмотрите сами. А то Вы в своей любознательности скоро дойдёте до того, что будете интересоваться не только тем, к кому обращён текст, но и кто это обращается. (Смеющийся смайлик)

      https://znanija.com/task/11195362

      Удалить
    15. Володя, стала разбираться и оказалось, что чуток наврала. Тип предложения нашей пословицы не неопределённо-личное, а обобщённо-личное.

      Удалить
    16. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Обобщённо-личные_предложения

      Удалить
    17. Не нашел я в примерах неопределенно-личных или обобщенно-личных предложений ни одного, где первая половина относилась бы к одному лицу, а вторая - к другому.

      Удалить
    18. Вот, я нашла нашу конкретную пословицу:

      https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/obobshchenno-lichnye-predlozheniya.html#i-4

      Удалить
  2. Привет, Лена и Владимир.

    В судьбу я не верю тоже.
    Но мне кажется, что и цепь случайностей- это тоже результат наших поступков, нашего выбора, который зависит от характера (генетики?) человека. Не зря говорят: "Каждый сам кузнец своего счастья".
    А вообще, "когда итожу то, что прожил", так хочется некоторые свои ошибочные решения, а в отличие от вас, Володя, они у меня были, списать на некоего "менеджера", который сидит где-то "там" и управляет нашей судьбой. Но...см. первое предложение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина.
      Я не очень понимаю про зависимость от характера (генетики) понимаю. Если, к примеру, человеку на голову падает кирпич, то это случайность, которая, по-моему, никак не зависит ни от характера, ни от генетики. Правда, с другой стороны, есть ведь пословица "береженого бог бережет, а резвый сам наскочит". Конечно, если характер человека заставляет его искать приключений, то он может в итоге нарваться. Но в целом я зависимости не вижу.
      А ошибочные решения я, конечно, принимал, но они обходились, наверно, без далеко идущих последствий. Или я не отслеживаю эти последствия.

      Удалить
    2. Доброе утро, Володя.
      Продолжим пример с кирпичом.
      Допустим, человеку нужно попасть из точки А в точку Б.
      Есть два пути, один короткий, но опасный, второй - безопасный, но длинный. Рисковый человек выберет первый путь, осторожный - второй. В таком случае условный кирпич скорее упадет на рискового человека, чем на осторожного.
      Вот что я имела ввиду, когда писала, что и случай зависит от характера.

      Удалить
    3. Ну так я и согласился заранее, процитировав переговорку. Но это если человек сознательно (или бессознательно, просто по дурости)идет на риск, то это все-таки не совсем случайность, поскольку этим человек существенно повышает вероятность несчастного случая.
      Я читал об эксперименте, когда людей ставили на некотором расстоянии от обрыва, завязывали им глаза и предлагали пройти расстояние, которое они считают безопасным. Самые осторожные вообще и шагу вперед не делали. Просто осторожные делали заведомо безопасное количество шагов, оценив расстояние, пока моги его видеть. А "рисковых" некоторых экспериментаторам приходилось силой останавливать, так они устремлялись к обрыву. Можно ли в такой ситуации говорить о случайности?

      Удалить
  3. Как я поняла, вы возражаете против слова "случайность" и соответственно - "цепь случайностей". Соглашусь с вами, т.к. случайность - это неожиданное событие, а в примере же с кирпичом "случайность" вполне предсказуема, хотя вероятность, о которой пишете вы, оставляет некоторую надежду, что кирпич останется на положенном ему месте и не упадет на голову рискового человека. Предлагаю слово "случайность" заменить нейтральным словом "событие". Тогда в моих комментариях исчезнут все противоречия и они будут такими:
    Приведенный вами пример с экстремалом - пример риска ради риска. Я же говорю о случае, когда у человека есть выбор, который он делает в соответствии со своим характером. И именно этот выбор порождает цепь событий, которые влияют на судьбу человека.
    Пример же с экспериментом как раз и подтверждает, что люди с разными характерами в одних и тех же обстоятельствах ведут себя по-разному.

    ОтветитьУдалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...