Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

понедельник, августа 23, 2021

 

Французский шансон

(продолжение)

После Монтана знаменитые французские шансонье в СССР не приезжали. Приезжала Мирей Матье, но это все-таки не шансон. В СССР мировые звезды вообще редко приезжали, но великие джазисты бывали. Первым стал в 1962 оркестр Бенни Гудмана. В Ленинграде он выступал на старом Зимнем стадионе. Попасть туда было невозможно, места там было не так уж много, но Ленька Гутман попал. Он уверял, что для этого отпросился с занятий в вечерней школе, объяснив классной, что он обязательно должен побывать на концерте, поскольку Гудман — его родственник. Правда, историю эту Ленька, как я понимаю, выдумал, поскольку оркестр Гудмана приехал в СССР 30 мая, и занятия в школе к этому времени уже закончились. Предстояли экзамены. Потом приезжали и другие великие джазисты, и в 87 мне удалось попасть на концерт любимого мною Дейва Брубека в давно уже к тому времени построенному и достаточно вместительному (по сравнению с Зимним стадионом) Дворце спорта "Юбилейный", и я услышал "вживую" любимую свою джазовую композицию Take Five… Приезжали и другие знаменитые джазисты, а вот с шансонье почему-то не получалось.

Зато выходили фильмы. В советском прокате помню как минимум еще два фильма с Монтаном — "Большая голубая дорога" (La grande strada azzurra) и "Большой приз" (Grand Prix) — увлекательный, прекрасно снятый американский фильм про гонки "Формулы- 1" (настоящую, не киношную, Формулу-1 мы увидели только после 1991 года). Было страшно интересно, и там играл еще Тасиро Мифуне, которого мы знали по фильмам Куросавы (и не только) — прежде всего по гениальному фильму "Расемон" ("Семь самураев", по которому была сделана "Великолепная семерка", мы тогда еще не видели). В школьные еще годы посмотрел "На окраине Парижа (Porte des Lilas) с великим Жоржем Брассенсом. Тогда-то только читать довелось, что он великий, но никогда его не слышал раньше; очень жалко было, что в фильме он практически не поет, так, мурлычет что-то под нос.

Был фильм "Зануда" с Жаком Брелем, его партнером по фильму был Лино Вентура — смешная была комедия, и дуэт очень хорош. комедия, Бреля я тоже услышал много лет спустя. Сейчас посмотрел — он-таки был на гастролях в СССР в 1965, и в Ленинграде выступал, но это как-то совершенно мимо нас прошло, да мы тогда и имени такого не знали. И мои слова, что не приезжали французские шансонье, все равно верны. Брель — бельгиец.

Другие фильмы с участием Монтана и Азнавура стали доступны после распада СССР, с распространением видеомагнитофонов и появлением ларьков, в которых продавались диски с записями иностранных фильмов (тогда удалось посмотреть, наконец, "Стреляйте в пианиста" (Tirez sur le pianiste) Трюффо с Азнавуром, о котором столько читал, и название очень уж привлекало), много фильмов с Монтаном, в том числе великолепный криминальный триллер "Красный круг" (Le Cercle rouge) — с Делоном, Бурвилем Волонте и Перье (это был, наверно, первый увиденный фильм про "хороших" бандитов, если, конечно, не считать "Робин Гуда" и "Дубровского") и "Займемся любовью (Let’s Make Love) (довольно дурацкая комедия, но с Мэрлин Монро!). А потом, с развитием интернета, стало доступно практически все — и фильмы, и записи песен. Конечно, лучше поздно, чем никогда, но жаль, что доступ ко всему этому и ко многому другому появился не в молодости, а уже ближе к старости…

6 комментариев:

  1. В конце 70-х посмотрел в кино интересный фильм Клода Лелюша "Жить чтобы жить" с Ивом Монтаном и Ани Жирардо. Фильму к этому времени уже было больше 10 лет. Его своевременный прокат в Союзе не разрешили: Монтан тогда критиковал советское вторжение в Чехословакию и за это наши власти его резко "разлюбили".
    Интересно: кто, на каком уровне и по какой логике принимал эти решения: кого отстранить от проката, кого помиловать, кого сделать "большим другом Советского Союза" (как того же Монтана в конце 50-х)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Матвей, ну с Монтаном-то, как раз, всё просто. Его никто специально не "делал" другом СССР. Он родом из рабочей семьи, его отец был членом компартии Италии, а сам Монтан смолоду симпатизировал коммунистам и придерживался левых взглядов. Именно это обстоятельство и сделало его другом Советского Союза. В 1956 году их с Симоной пригласили в СССР на гастроли. И когда случились венгерские события и мятеж был подавлен, Монтан все же не отказался от гастролей и посетил нашу страну. Он был принят на "ура" и даже встречался с Хрущёвым. А вот 12 лет спустя Ив Монтан изменил свои взгляды на внешнюю политику Советского Союза и публично осудил вторжение в Чехословакию. И сразу перестал быть нам другом.
      Кстати, о Симоне Синьоре... Наверное, ты видел фильм "Вся жизнь впереди" с ней в главной роли. Это была ее последняя работа. А пятью годами ранее она снялась в драме "Кот" и её партнером по фильму был блистательный Габен. Господи, как же они великолепно играют, оба! Фильм немногословный, почти немой, ведь герои, муж и жена, давно охладевшие друг к другу, не разговаривают, но ни Габену, ни Синьоре вовсе не нужно слов, чтобы продемонстрировать свой потрясающий актерский талат.
      На меня этот фильм произвел очень большое впечатление.
      P.S. Пока писала коммент, на телефон пришло сообщение: посылка ждет тебя в месте вручения. Может успеешь зайти на почту с работы?

      Удалить
    2. Лена, привет.Монтан проделал типичный путь левого западного интеллигента. Одно дело - быть левым на Западе, и совсем другое - столкнуться с дикими реалиями совка. Такой же разворот сделал в Америке Говард Фаст - когда-то убеждённый коммунист и тоже "большой друг". Он вышел из компартии после ХХ съезда, его книги сразу изъяли из библиотек. Но у нас дома-то его книги стояли на полках. И книга воспоминаний Монтана "Солнцем полна голова" с множеством фотографий - тоже на полке. Как бы параллельная реальность.
      Я не смотрел фильм "Кот", наверное стоит его найти.
      Не видел также и фильм с Симоной Синьоре по повести Эмиля Ажара. Я слишком трепетно отношусь с книге. А тут ещё на подходе новый вариант с Софи Лорен...) Наверное, это неправильно, нужно посмотреть.
      Я получил извещение о поступлении посылки, но не успел до закрытия почты. Завтра получу. Спасибо.

      Удалить
    3. "Монтан проделал типичный путь левого западного интеллигента. Одно дело - быть левым на Западе, и совсем другое - столкнуться с дикими реалиями совка."
      Ты абсолютно прав, совершенно с тобой согласна! Именно так!
      Насчет кино с Синьоре... А ты, действительно, посмотри сначала "Кот", оцени игру Синьоре, а потом, по результатам, можешь и к экранизации Ажара приступить. И не забывай, в фильме "Кот" кроме Синьоре еще и Габен легенда французского кино. Да и сама Симона - одна из немногих французских актрис, получившая Оскара. Наверное это о чём-то говорит. А вот фильм с Лорен смотреть не торопись. Там слишком много отступлений от первоисточника. И самое главное отступление в том, что главный герой романа, мальчик Момо - сенегалец, а не араб как в книжке. Как ты правильно заметил, это наверняка дань моде в связи с хайпом вокруг движения BLM. А любое послабление/от тупление в угоду моде всегда в ущерб качеству, это проверено на практике. Да и Синьоре, мне кажется, внешне больше похожа на мадам Розу, чем Лорен. Во всяком случае Синьоре- полная, даже грузная, в отличие от высохшей к старости Лорен.

      Удалить
    4. Забыла вчера добавить...
      Ты интересовался, на каком уровне принимались решения дружить или не дружить с той или иной публичной зарубежной персоной.
      Уверена, что на самом высоком - на уровне генсеков: Хрущёва, а затем Брежнева. Это что касается таких знаменитых фигур, мировых звезд как Синьоре и Монтан. Ну а уж по какой логике, на этот вопрос ответить сложно, ибо логика у каждого генсека была своя. Хотя нетрудно предположить, что всё это определялось политическими взглядами иностранного друга, публично высказываемыми в СМИ, и прежде всего, в отношении СССР.

      Удалить
  2. Бог его знает. Мне кажется, что такие "международные" вопросы решались на уровне идеологического отдела ЦК. Вряд ли этим министерство культуры занималось.

    ОтветитьУдалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...