Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, апреля 30, 2025

Не знаю, почему в голове иногда выскакивают какие-то старые песни. И хочется вдруг послушать.

На днях вспомнил так песню Галича "Мы не хуже Горация". И послушал.

Вот текст (найти исполнение по названию при желании несложно).

Вы такие нестерпимо ражие 
И такие, в сущности, примерные. 
Всё томят вас бури вернисажные, 
Всё шатают паводки премьерные. 
Ходите, тишайшие, в неистовых, 
Феями цензурными заняньканы!. 
Ну а если — ни премьер, ни выставок? 
Десять метров комната в Останкино, 
Где улыбкой стражники-наставники 
Не сияют благостно и святочно, 
Но стоит картина на подрамнике, — 
Вот и всё! 
               ... А этого достаточно. 

      Есть — стоит картина на подрамнике, 
      Этого достаточно! 

Осудив и совесть и бесстрашие 
(Вроде не заложишь и не купишь их), 
Ах, как вы присутствуете, ражие, 
По карманам рассовавши кукиши! 
Что ж, зовите небылицы былями, 
Окликайте стражников по имени!.. 
Бродят между ражими Добрынями 
Тунеядцы Несторы и Пимены. 
Их имён с эстрад не рассиропили, 
В супер их не тискают облаточный: 
"Эрика" берёт четыре копии, 
Вот и всё! 
                 ...А этого достаточно. 

      Пусть пока всего четыре копии — 
      Этого достаточно! 

Время сеет ветры, мечет молнии, 
Создаёт советы и комиссии, 
Что ни день — фанфарное безмолвие 
Славит многодумное безмыслие. 
Бродит Кривда с полосы на полосу, 
Делится с соседской Кривдой опытом!. 
Но гремит — напетое вполголоса, 
Но гудит — прочитанное шёпотом. 
Ни партера нет, ни лож, ни яруса, 
Клака не безумствует припадочно, — 
Есть магнитофон системы "Яуза", 
Вот и всё! 
                ...А этого достаточно. 

      Есть — стоит картина на подрамнике! 
      Есть — отстуканы четыре копии! 
      Есть магнитофон системы "Яуза"! 
      Этого достаточно! 

Написана песня в 1966 году, где-нибудь в то время я ее и услышал. И потом слушал
много раз. С волнением и болью.

И только сейчас впервые подумал вот о чем. В песне много раз повторяется "Этого достаточно". А достаточно — для чего?

Да, Высоцкого благодаря магнитофонам слушала вся страна. В буквальном смысле вся страна. Трудно представить себе в СССР человека, который не слышал бы песни Высоцкого. Тем более, что кое-какие его песни еще и в кино звучали. Но даже Высоцкому этого было недостаточно. Он так мечтал, чтобы книга его стихов вышла. Но так и не дождался. А вот того же Галича слушали гораздо меньше, сколько могу судить. Было ли ему достаточно этой славы в достаточно узком кругу?

А достаточно ли того, что в Останкино на подрамнике — картина, которую никто кроме автора и нескольких его друзей никто не увидит?

А достаточно ли было четырех копий на "Эрике", чтобы страна узнала, к примеру, Бродского? Много было людей, которые читали Бродского в 60-е и 70-е, до того, как в перестройку его стали издавать?

Тем более, что четвертая копия на любой известной мне портативке получалась малоудобочитаемая. Я, правда, никогда не печатал на "Эрике", но из всех пишущих машинок, с которыми приходилось иметь дело, приличная четвертая копия получалась только на старом "Ундервуде", который портативкой вовсе не был. Я на таком "Ундервуде" как раз печатал большую подборку Бродского в 73 году, так мы вдвоем с Димой Шнеерсоном еле дотащили эту махину, которая, наверно,под два пуда весила, от его дома на 6-ой Советской до Таврической. А это недалеко.

Подумал, что я помню все машинки, на которых печатал самиздат.

Больше всего, конечно, на родительской "Олимпии" — первая, небольшая тогда еще подборка стихов Бродского, стихи Пастернака из "Доктора Живаго", небольшая подборка Цветаевой, "крохотки" Солженицына, которые дала однокурсница Феня Алон. Отчаянная была девушка, как раз примерно в ту пору Ким пел:

-- А вы, видать, знакомы с этим опусом:
Его писал, конечно, Солженицын.
За это можно Семичастным обpазом
Накpыться, так годиков на тpидцать!..

"Годиков на тридцать" — это, конечно, сильное преувеличение, но неприятности были бы обеспечены, из института-то вылететь наверняка можно было… Но Феня не побоялась, дала крмольные тексты..

Теперь она в Израиле, иногда переписываемся.

А еще "Так говорил Заратустра" Ницше (это я печатал в 68 году на Орбели,
когда долго болел) и "Гадкие лебеди" Стругацких. На даче, в Комарово, по
выходным. "Гадкие лебеди" изданы были за границей, по этому поводу большой
скандал был… И большая подборка Мандельштама, основой тогда стал том
из большой серии библиотеки поэта, но Дима Шнеерсон раздобыл еще пару
дореволюционных сборников — "Камень" и еще какой-то. Как раз четвертую копию
я подарил Юре Филатову, когда он кандидатскую защитил, так его отец, Владимир
Афанасьевич, переплел юрину и мою копии — получилось два толстых тома
(печатал-то я на одной стороне). Это уже на Орбели было в ту пору, когда мы жили
там с Адой и маленькой Женей.
А еще на "Олимпии" я в конце концов напечатал немногие сохранившиеся собственные
стихи...

А большую подборку текстов Высоцкого я печатал на югославской
UNIS tbm de Luxe на Банном озере под Магнитогорском. Тексты раздобыл мой свояк

Сема, и машинку притащил с работы. Мы ездили на Банное летом в отпуск с Женей -

там было замечательно. Печатал я на улице — там стоял стол, накрытый клеенкой,
в
тени от огромной, я таких больше и не видел
больше нигде и никогда, березой.
Печатал, по-моему, весь отпуск (поскольку не стучал по клавишам, понятно, с утра до
вечера). Это было в
конце 80-х, Сема потом эту машинку прислал мне в 89 году в
Ленинград, когда я
начал переводить. Потом машинку ему пришлось вернуть на
работу, и я купил свою
портативку — "Рейнметалл".

Может, и забыл чего, но в любом случае четко могу сказать, что этого всего было, конечно, недостаточно. Сколько книг я не смог прочитать в лучшие годы, когда хочется все время узнавать что-то новое, а не перечитывать старое… Все ведь не перепечатаешь, да и немногое совсем в руки-то попадало...



38 комментариев:

  1. Привет, Володя.
    Четыре копии на Эрике - это манифест, стиль существования внутреннего эмигранта. Мой отец напечатал одним пальцем всего Высоцкого, четыре томика. Да, четвёртая копия была ни к чёрту.
    "Достаточно" - для чего? Чтобы чувствовать себя человеком, чтобы отстоять свой внутренний мир. Для самого автора, конечно, невыносимо мало.

    Эти твои рассуждения стыкуются с предыдущим постом. Как человеку обеспечить чувство свободы в несвободной стране. Мой отец работал в режимной конторе, в ящике. Никаких мыслей об отъезде не могло быть. Четыре копии для него были спасением.

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Матвей.
    Я, кстати, тоже печатал одним пальцем (точнее - все-таки двумя указательными), но достаточно быстро - около 300 знаков в минуту. Конечно, намного меньше, чем выдавала профессиональная машинистка, но для моих нужд хватало. Но я от печатания самиздата свободным себя никогда не чувствовал. Поскольку всегда ощущал (помимо всего прочего), каких огромных объемов мировой литературы и кино мы лишены, и эту гигантскую "дыру" было не закрыть никакими перепечатками того, что все-таки удавалось как-то достать. Да и перепечатать не всегда получалось. Помню, как хотелось иметь дома "Чонкина", но нам его всего на двое суток дали, так что еле успели прочитать...
    И, главное, кнжные-то магазины никогда не пустовали, не в пример продуктовым, все полки были заставлены никому не нужными томами, это было особенно обидно.

    ОтветитьУдалить
  3. В продолжение темы о внутренней эмиграции расскажу такую историю.
    Примерно месяц назад умер поэт и актер Вадим Жук, один из остроумнейших и талантливейших людей, остававшихся в стране. Друг Шендеровича и многих других, чьим мнением я дорожу. Когда это случилось, вся лента Эха была заполнена некрологами. Шендерович написал: "Вадик, дорогой, как же тебя будет не хватать".

    Характерно, что когда я написал об этом своей знакомой, которая уже 30 лет живёт в Нью-Йорке, она аж застонала: знала Вадима ещё с далёких Ленинградских времён.

    Мне посчастливилось видеть его воочию на творческом вечере в Петербурге 2019 году. Он уже сильно болел, у него был Паркинсон, руки заметно тряслись. Но при этом был элегантен, весел, неизменно дружелюбен. И совершенно категоричен по главным вопросам, разделяющим сейчас всех в России. Собственно, его аудитория в маленьком зале Центра Андрея Белого в Виленском переулке была конечно и безусловно с ним заодно.

    Он в конце вечера надписал мне свою книгу стихов «Такой человек»:
    «Матвею от Вадима Ж. с благодарностью. 16.9.19»
    За что благодарность? За то, что пришёл, послушал, пообщался – в этом была его жизнь.

    Вот навскидку моё любимое у него:

    Мне бы домик подле храма
    у столетья на краю,
    мне бы томик Мандельштама,
    да садовую скамью.
    Мне бы лёгкого соседа -
    муравья и воробья,
    полупьяную беседу
    о повадках бытия.
    За окном глядятся в воду
    облака и фонари...
    Мне бы тихую свободу
    не снаружи, так внутри. 

    ОтветитьУдалить
  4. А я совсем ничего не читал Жука, хотя имя, конечно, слышал. Надо попробовать.
    То, что ты показал, мне понравилось, хотя соседство с храмом меня мало привлекает, и Мандельштама не очень люблю. Но ощущение хорошо знакомое сильно передано. Особенно повторяющееся "бы".

    ОтветитьУдалить
  5. «А я совсем ничего не читал Жука, хотя имя, конечно, слышал. Надо попробовать.»
    Из путинианы

    И вот сидят они вдвоем
    В панельном гнездышке своем,
    Володя и Людмила.
    Жизнь удалась на все на сто –
    Людмила новое пальто
    И сапоги купила.
    Володе светит новый чин
    В суровом обществе мужчин
    С мечами и щитами.
    Дождь перестал. А сколько лил!
    И строгий тренер похвалил
    Работу на татами.
    Все зер, как говорится, гут,
    Согласие и нежность тут
    Под лампой стосвечовой.
    Здорова, слава Богу, мать,
    В профкоме обещали дать
    Билет на Пугачеву.
    Жена и муж сидят ладком,
    Кивает слоник хоботком
    С уютной пачки чая.
    И ничего тебе и мне,
    Володе, Люде и стране
    Беды не предвещает.

    * * *
    Нет, погодите, погодите.
    Мы вовсе не в единой стае.
    Вы – это то, что вы едите,
    Мы – это то, что мы читаем.
    Вы вовсе не раблезианцы
    В своем безумьи потребленья,
    Незнайки, шелупонь, засранцы,
    Упитанное поколенье.
    Краса обложечного царства,
    Во все входящие, как в лавку,
    Как будто любящие Хармса
    И как бы знающие Кафку.
    Первопроходцы инсталляций,
    Вручальщики друг другу премий,
    Умельцы славно разгуляться.
    Гуляй, ребята, ваше время.
    Глядишь на вас или внимаешь –
    И в руки просится заточка.
    Да с вами юмор потеряешь,
    Что я и сделал в этих строчках.

    * * *
    Кто-кто, а мы уж точно не атлеты,
    Не варит чрево, не глядят глаза,
    Под пыткою не выдает секреты
    Блистательная в прошлом железа.
    Какие, ты там говоришь, блондинки?
    Все прочно и уже навек молчит.
    Лишь пуп, как сызмалу торчал посерединке,
    Так и торчит.

    «Нет, погодите, погодите.
    Мы вовсе не в единой стае.
    Вы – это то, что вы едите,
    Мы – это то, что мы читаем.»
    В этих двух строчках, наверное, весь Вадим Жук…
    Стихи были написаны давно, (а опубликованы в одесском юмористическом журнале «Фонтан» в 2009 году), но уже тогда существовало это самое «категоричное разделение по главным вопросам», о котором пишет Матвей. И это не высокомерие, не фанаберия, не снобизм, а глубокое внутреннее убеждение. Выстраданное убеждение. Которое Вадим Жук бесстрашно высказывал в своих стихах до самого конца.

    P.S. Смею надеяться, что и мы с вами принадлежим к стае Вадима Жука. Во всяком случае очень хотелось бы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стихи мне в целом понравились, хотя я и не со всем согласен.
      В частности, вот здесь:

      И ничего тебе и мне,
      Володе, Люде и стране
      Беды не предвещает.

      Речь идет явно о советских временах, можно даже достаточно точно время определить - между 83 (когда Путин женился) и 85 (когда Путин отправился в ГДР). И по моим ощущениям страна была в беде и тогда (шла как-никак афганская война), и до того...
      В 1968 Галич написал
      "Граждане, отечество в опасности -
      Наши танки на чужой земле!".
      И я жил тогда с ощущением этой беды, веря, что все беды - от коммунистов, да и Жук, думаю, тоже.
      Пока что не нашел его стихов советского времени, любопытно, что он писал тогда.
      А в чем я не согласен уже с вами - так это в том, что я не хочу быть ни в какой стае. Даже в одной стае с самыми уважаемыми мною людьми. Да и Жук ведь пишет только о том, что нет "единой стаи", а не говорит, что принадлежит к какой-то другой, отдельной, "правильной".

      Удалить
    2. Конечно, Лена, мы из одной стаи.
      А Мандельштам и домик подле храма - это не про стихи и религию, а про "тихую свободу, не снаружи, так внутри".
      В отличие от моей знакомой, я в Ленинградские годы о Жуке ничего не слышал. Стал почитывать его стихи уже в поздние десятые, он их выкладывал в ФБ, когда уже перебрался в Москву. Книжечка "Такой человек" с его подписью - единственным ственная у меня.

      Удалить
    3. "Единая стая" может иметь и неприятный смысл, тут я с Володей согласен. То, что я имею в виду - абсолютное неприятие нашей действительности при полной невозможности на что-то повлиять.

      Удалить
    4. Я посмотрел - на Флибусте есть три книги Жука, Такой человек", "75" (выпущено к 75-летию, в 22 году, стихи не датированы) и "Вам шаржиограмма" (эпиграммы и шаржи, то, что я просмотрел, не особо впечатлило). В Вики упоминается несколько поэтических сборников без указания даты выхода, но, судя по названиям издательств, уже в постсоветское время. Про советский период в Вики сказано только, что он после ЛГИТМИКа два года работал в Омском драматическом театре, а потом снимался в кино (видимо, в совсем маленьких ролях, но больше 20 фильмов, в том числе у Сокурова). Так что про стихи советского периода ничего пока что обнаружить не удалось. Странно, конечно, стихи обычно смолоду пишут...

      Удалить
    5. Володя, Вы, как обычно, все воспринимаете слишком буквально. Поэтому, зная эту Вашу особенность, каюсь, что не взяла «стаю» в кавычки. На самом деле я лишь сказала, что я на стороне Вадима Жука, то есть, на стороне людей думающих и читающих, а не только жующих, набивающих голову и чрево всем, что под руку попадётся. Мне кажется, Жук проводит между «нами» и «ними» очень четкий водораздел.

      Удалить
    6. Ну да, некоторые слова меня царапают. Я бы не хотел быть в стае даже в стае в кавычках, всегда предпочитал быть сам по себе. А водораздел в этом конкретном стихотворении Жука я не очень вижу, поскольку о "чужих" тоже ведь сказано

      Как будто любящие Хармса
      И как бы знающие Кафку.

      То есть они вроде тоже читают, но как-то не так. У меня вот от этого стихотворения создается впечатление, что Жук пишет о каких-то конкретных несимпатичных ему людях и конкретных событиях
      (Первопроходцы инсталляций,
      Вручальщики друг другу премий),

      Так что мне сложно рассматривать это стихотворение как какое-то обобщение вселенского масштаба.

      Удалить
    7. Володя, ну это уже какой-то строгий пословный разбор с угадывающейся следом выволочкой. 🤓Разве так воспринимает стихи обычный читатель? Мне кажется, важно общее впечатление, дух, если хотите, а разбор давайте оставим литературоведам-профи. Конечно, какая-то отдельная строчка может особенно восхитить, или, наоборот, вызвать неприятие, но в целом лучше всё-таки быть этакими импрессионистами в восприятии поэзии, на мой взгляд.
      Что же касается строчек про Кафку и Хармса, то я это понимаю иначе. Не читали как-то не так, а вообще не читали, утверждая, что прочли, и всего лишь жонглируя именами. Вот как в анекдоте:- «И вы говорите!». И эти «как бы» и «как будто» мне кажется говорят о том, что Жук очень сомневается, читали ли они вообще хоть что-то.
      Вполне вероятно, что Жук писал (по горячим следам) о каких-то конкретных персонажах, на которых был зол. И тем не менее, это обобщение. И воспринимать это, мне кажется, надо именно как обобщение.
      Да, и в Вики написано, что он работал два года в Омском ТЮЗе, не в драме. Вполне возможно, что я видела Вадима Жука в театре в эти свои пионерские годы, мы очень часто в то время ходили в ТЮЗ и с классом и отдельно.

      Удалить
    8. "В Омском ТЮЗе, не в драме"
      Я тоже вспомню и перефразирую анекдот: И эти люди упрекают меня в буквализме! Или у вас в Омске ТЮЗ - музыкальный, а не драматический?
      А читали - не читали Кафку, кто проверял? В целом мне это стихотворение напомнило мне песню Галича, с которой я начал исходный текст, но у Галича текст мне как-то больше нравится. Может потому, что знал этот текст с молодых лет, в старости я как-то хуже стал воспринимать новые стихи...
      А я в старом Ленингразском ТЮЗе никогда не был. Он находился на Моховой, его потом сделали учебным театром ЛГИТМИКа, а для ТЮЗА построили новое здание с большим залом. Вот там я бывал, но уже в послешкольные годы, "Гамлета" там, в частности, смотрел с Тараторкиным (правда начисто не помню спектакль). В пионерские годы я в ТЮЗ категорически не ходил, видел пару спектаклей по телевизору, тами какие-то немолодые толстые тетки пионеров изображали, дикое было зрелище. А ставили там тогда, по-моему, исключительно такие вот "пионерские" нравоучительные пьесы.

      Удалить
  6. У нас в Омске как и везде, ТЮЗ - это театр для юных зрителей. Не конкретно драматический и не совсем музыкальный, главное, что он для детей и юношества. А Омский драматический - это старейший театр города, одна из главных его достопримечательностей. Кто только не играл на его сцене, начиная от Дворжецкого и кончая Ульяновым. Последний с детства бредил кино и сценой, мечтал стать актёром. И почти как Ломоносов, из Тары, заштатного таежного городка на севере области, с одной котомкой и мешком картошки, на перекладных рванул в Омск учиться. Ему повезло, он в конце концов был принят в труппу драматического театра. Затем началась война, и Ульянову повезло вдвойне: в Омск был эвакуирован театр имени Вахтангова. Ульянов каким-то образом сумел «глянуться» вахтанговцам и по окончании войны перебрался в Москву и стал служить в прославленном театре. Михаил Ульянов -это конечно актерская глыба, такой матерый человечище! Недавно в ютубе посмотрела телеспектакль «Кафедра» и осталась в полном восторге и от спектакля, и главное, от его игры. Ульянов там вместе со своей женой, Аллой Парфаньяк. И Ахеджакова в этом спектакле чудо как хороша. Вам, Володя, боюсь, не понравится, Вы ярый ненавистник всего советского, даже в малых дозах, а это как-никак производственная тема, вернее, интеллектуально-производственная. Лично я от всей этой гомосоветиковской шелухи абстрагируюсь и наслаждаюсь исключительно актерской игрой. А она на самом высоком уровне.
    P.S. Володя, а Вы меня на Эхе не узнали? Уверена, что не узнали, как впрочем и Матвей, хотя я к вам обоим «подкатывала». А вот Ира быстро догадалась, что я -это я! Ну, на то она и Штирлиц!🤓😂😍

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В театре я производственных спектаклей никогда не видел, а по телевизору театральные спектакли смотреть не люблю. Театральная актерская игра как-то ненатурально смотрится на экране. Единственное исключение - "Женитьбы Фигаро" в театре Сатиры с Мироновым при том, что я этот спектакль до того в театре видел. И все равно смотрел с огромным удовольствием.
      А на Эхе я вас не узнал; посмотрел сейчас, кто мне писал там за последнее время и никого не заподозрил.
      Откроетесь?

      Удалить
    2. "А вот Ира быстро догадалась, что я -это я! Ну, на то она и Штирлиц!🤓😂😍"
      "Никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу."😥

      Удалить
    3. Ира, как приятно, что ты на посту. Под защитой Штирлица как-то спокойнее...)

      Удалить
    4. Спасибо, Матвей.
      Ты, как всегда, добр ко мне.

      Удалить
    5. Добрый вечер, Ира.
      Матвей, конечно, добрый человек, но твоя проницательность делает тебе честь независимо от его доброты. Я вот так и не обнаружил никого, кто напомнил бы мне Лену, среди тех, кто писал мне комменты...

      Удалить
    6. Доброе утро, Володя.
      Реплика про Штирлица была намеком, но, очевидно, слабым, на то, чтобы ты не искал в приходящих тебе комментариях похожие на ленины, а просто открыл мой ЛК.

      Удалить
    7. Доброе утро, Ира.
      Наверно, чтобы понять твой намек, нужно быть Штирлицем.

      Удалить
    8. Штирлиц из меня никакой. Я даже не уверен, что правильно понял, что такое ЛК. Если ты имела в виду архив твоих сообщений на Эхе, то я его просмотрел и ничего, что мог бы как-то связать с Леной, не обнаружил. В итоге, поскольку Лена не хочет раскрываться, то я и тебя не могу просить о том, чтобы ты ее сдала, так что мне остается только признать свою беспомощность.

      Удалить
    9. Доброе утро всем!
      Володя, вызываю огонь на себя! Я таки раскрываться не хочу, а желаю, чтобы вы с Матвеем продолжили напрягать свои «серые клеточки». Ира и так щедро подкинула вам подсказку, больше их не будет! Хотя ладно, так и быть, еще одну подброшу. ЛК - это личный кабинет. И не стоит вот так сразу складывать лапки, типа я не Штирлиц, никогда им не был и не буду. Нужно барахтаться, как та лягушка из крынки. Авось что-нибудь и собьётся! Так что держим-с интригу!(весело резвящийся и от души хохочущий смайлик)

      Удалить
    10. Ну, после такой подсказки, наверно, не то,что Штирлиц, но даже доктор Ватсон и капитан Гастингс поняли бы, под каким ником Лена пишет. У меня было подозрение, поскольку это единственный персонаж, с которым я вступал в переписку, и про которого толком ничего не знал. Но меня смутила ленина характеристика моей реакции ("вам это совсем не понравилось"), которая не соответствовала, на мой взгляд, характеру переписки - я ведь обошелся без "всего наилучшего", как обычно пишу тем, с кем мне действительно не нравится общаться. Да и сам выбор ника вроде как на Лену никак не указывал. А, прочитавши ее комменты, могу точно сказать, что по стилю точно не догадался бы, совершенно другая манера и другой лексикон...

      Удалить
    11. А меня мучает вопрос, кто же за меня подписался.
      Лена уверяет меня, что я сама это сделала нечаянно.
      Но я не представляю, как это можно сделать "нечаянно".
      Как видишь, иногда и Штирлиц бессилен.

      Удалить
    12. Да, нечаянно подписаться довольно сложно, это же надо зайти на страничку человека, и только потом нажать "подписаться". Тем более, что ты, как я понял, не подписываешься на всех подряд. Непонятно, действительно, но непонятно и как это мог сделать кто-то другой, да и зачем...

      Удалить
  7. « Откроетесь?»

    Ну, нееет! Это было бы слишком просто! Постарайтесь вычислить сами, проявите дедукцию! Вас, мужчин, женщина обскакала (я Иру имею в виду), неужели не обидно?🤓

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже ни разу даже и не заподозрил. Да ко мне вроде и не было обращено никаких реплик.
      Вообще должен признаться, что я стал невнимателен и словесные баталии меньше меня привлекают. Прошу у всех прощения!

      Я вчера случайно посмотрел по Культуре фильм "Успех" 1984 года. Видел его когда-то, но кусками, и не сильно вдохновился. А тут - так забрало, что пересмотрел на Ютубе ещё раз и взялся читать Чайку. Какой классный фильм, какой цвет актёров! Да и пьеса неплохая, хотя всегда недолюбливал пьесы Чехова и считал их жутким занудством. Вот поди же ты!

      Удалить
    2. Вы тогда как минимум пишите почаще, может, если бы попался на глаза ващ коммент, то я тоже сообразил бы. У вас ведь есть свой стиль...

      Удалить
    3. Я вчера случайно посмотрел по Культуре фильм "Успех" 1984 года. Видел его когда-то, но кусками, и не сильно вдохновился.»

      Ну вот, наконец-то! А сколько раз я тебе про него говорила в самых восторженных тонах, а ты всё не вдохновлялся! И вот, наконец, вдохновился! Обожаю этот фильм! Какой там Филатов, боже! А Фрейндлих какая, ммм! Сценарий (выше всяких похвал) написал кинодраматург Анатолий Гребнев, прекрасный, глубокий сценарист. Он, кстати, сочинил сценарий к вашему, Володя, любимому «Июльскому дождю» совместно с Хуциевым. Фильм «Успех» - классическое «три в одном»: отличный режиссер, прекрасный сценарий, и потрясающая актерская игра. Кастинг просто замечательный! Без исключения! Очень сильно недооцененный фильм, хотя у него несколько международных наград, правда не слишком престижных.
      А вот «Чайку» я ни пересматривать, ни перечитывать не буду. Каюсь, не люблю Чехова, а эту пьесу особенно, недаром она провалилась на премьере. Один монолог Нины Заречной чего стоит! Бррр! Как вспомню «птицы, рыбы, львы и куропатки, все звери, свершив положенный круг…», меня аж мутит от этой мути, простите за тавтологию. Но фильм «Успех» - один из самых любимых до сих пор.

      Удалить
    4. Володя, я не могу писать чаще и вообще не могу сейчас писать, ибо мой ВПН заблокирован. Роскомпозор добрался и до моего австрийского ВПНа, увы. А коммент мой вам на глаза попадался, мы с вами даже обменивались комментами. Как и с Матвеем. Правда с Матвеем беседа была вполне любезной, а Вам, Володя, мне пришлось сказать слово поперёк, возразить, так сказать, и Вам это совсем не понравилось.🤓

      Удалить
    5. Матвей, так совпало, что мы сейчас вовсю слушаем программы Казиника. И из одной из программ я с изумлением узнал, что после триумфальной постановки "Чайки" в МХТ Чехов три года не здоровался со Станиславским и клялся, что больше никогда тому свои пьесы давать не будет. Потому что после спектакля зрители рыдали, а Чехов считал, что написал комедию. Казиник разобрал самое начало первого действия, диалог Маши и Медведенко - это же действительно очень смешно, если вчитаться. А про "Три сестры" он сказал, что это первая абсурдистская пьеса и сравнил ее с "В ожидании Годо". И проиллюстрировал тоже. И "Вишневый сад" я бы никак занудством не назвал...

      Удалить
    6. Что касается монолога Заречной, то он, согласен, звучит дико, если воспринимать его всерьез. А вот если относиться к нему как к пародии на бездарных любителей высоких слов, то монолог выглядит по-другому.

      Удалить
    7. Я просмотрел адресованные мне комменты за месяц, ничего не нашел. Завтра загляну поглубже...

      Удалить
    8. Анонимный5/02/2025 09:18:00 PM

      Сначала Заречная читает дурацкий монолог - отрывок из дурацкой пьесы, но затем она и свои собственные речи произносит так, как будто это реплики из дурной драматической пьесы. С трагическим надрывом, по актерски высокопарно и неестественно. В «Вишневом саде» такого и близко нет. Правда там и героинь-актрис нет.

      Удалить
    9. Анонимный5/02/2025 09:19:00 PM

      Ой, это я, Лена. Забыла войти в аккаунт

      Удалить
  8. Володе по поводу Казиника.
    Найду и послушаю про пьесы Чехова. Пока непонятно, чего во всём мире интеллигенция от них умирает...)
    По поводу "стаи".
    Согласен, что слово звучит рискованно. Когда Маугли говорил "Мы с вами одной крови", это всё-таки было про зверей.
    Есть более подходящий вариант, который я в таких случаях применяю: "карасс" - придумка Курта Воннегута из Колыбели для кошки. Мы с тобой из одного карасса - в этом нет негативной коннотации стаи, это духовная близость.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы получаем огромное удовольствие, слушая Казиника, когда гуляем. Средство от депрессии, для которой полно причин. Удивительно веселый, жизнерадостный человек с невероятной эрудицией и с очень неожиданными приемами. Серьезный разговор о поэзии он ведет, анализируя стихи носовского Незнайки, а форму музыкальной сонаты объясняет на основе сюжета сказки о Красной Шапочке... А уж как он во время выступления в российском Совете Федерации на скрипке изображал ссору двух девочек в песочнице...

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...