Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

четверг, января 04, 2024

 В мировой литературе - считанное число сюжетов. Разные авторитеты называют разные числа, но в сравнительно ограниченных пределах. Авторитеты, склонные, видимо, к максимальным обобщениям, называют всего 4 сюжета. У тех, кто в большей степени привержен к детализации, и сюжетов получается больше, но все равно число ограничено - от 6 до 36 максимум.  Так что, если знаешь эти схемы, можно достаточно уверенно прогнозировать развитие событий книги/фильма/пьесы. А если выучить еще функции героев произведения (число их тоже ограничено примеро 3 дестяками по максимуму), то можно делать прогнозы практически безошибочно.

Другое дело - ситуации, в которых развивается сюжет. К настоящему времени эти ситуации тоже практически исчерпаны, так что в кино, к примеру, приходится делать упор на спецэффекты, к которым сводится значительная часть современных фильмов. А в остальных даже я, отнюдь не специалист, чаще всего точно определяю, как будут развиваться события - если не с самого начала, то уж после первой четверти точно. Знакомые схемы, знакомые ситуации, знакомые герои... Редко бывает, чтобы создатели фильма чем-то удивили (кино все-таки гораздо схематичнее литературы). Но все же бывает.  

Вот вчера мы начали смотреть немецкий фильм, который в оригинале называется Nicht Ganz Koscher. В переводе это означает "Не вполне кошерный", но русское название этого фильма - "Ресторан без имени". Не могу судить, насколько соответствует содержанию фильма этот перевод, поскольку мы вчера успели посмотреть только завязку.

Но завязка оказалась абсолютно необычной, ничего даже близко похожего встречать не приходилось. Не могу пока сказать, к какому типу относится сюжет в целом, но ситуация абсолютно оригинальная.

Действие начинается в Египте, в Александрии. В арабских странах евреев осталось очень немного, но все-таки встречаются. Даже в Иране есть какое-то количество. Несколько лет назад читал, что после всего, что происходило в Афганистане, даже там до недавнего времени оставались два еврея, которые смертельно враждовали друг с другом. Правда, это было еще до прихода к власти Талибана...

А в Александрии - одна из древнейших в мире еврейская община диаспоры. Но в наше время - крайне малочисленная. И начинается фльм с того, что один из членов этой немногочисленной общины умирает. И мужчин в общине остается всего девять. А минимальное число мужчин для выполнения иудейских религиозных обрядов - десять. Для верующих это само по себе трагедия, но тут ситуация усугубляется тем, что по какому-то древнему, но не отмененному закону, если евреи не смогут подобающим образом отпраздновать Песах, все имущество членов общины переходит к государству. А имущество, видимо, немалое, поскольку местный губернатор сильно радуется в предвкушении, хотя вообще-то постоянно играет в шахматы с лидером общины. Но шахматы - шахматами, а имущество - имуществом. Чтобы не лишиться всего, нужно срочно найти десятого еврея. Израиль-то совсем рядом, из Эйлата видна территория Египта. И вызвать верующего еврея из Израиля в принципе не проблема. Но до Песаха всего неделя, а израильтянам для въезда в Египет нужна виза, за неделю ее не получишь. И тут появляется, видимо, будущий герой фильма. В Иерусалим приезжает молодой ультраортодокс из Америки. В Израиль его отправил отец, чтобы он там нашел себе невесту. Молодой человек жениться по каким-то причинам не хочет, и поэтому, узнав случайно о ситуации в Александрии, тут же вызывается ехать туда, чтобы выручить единоверцев.  Время пройдет, а там идея с женитьбой, может, и рассосется. В любом случае - отсрочка. Как дальше будет развиваться сюжет, мы пока не знаем, поскольку досмотрели вчера только до этого места. Скорее всего, это будет стандартный сюжет о путешествии героя.  Но завязка исключительно, на мой взгляд,оригинальная. Просто даже трудно представить себе,чтобы можно было на пустом месте такое выдумать. Скорее всего, нечто подобное все-таки происходило в реальной жизни. Если это чистая выдумка, то можно только позавидовать фантазии автора сценария. Вроде все уже было - а вот поди ж ты...  

2 комментария:

  1. Привет, Володя.
    Теории об ограниченном количестве сюжетов в искусстве горячо обсуждались в прежние годы на Эхе Москвы.
    Мне они всегда казались искусственными и схоластическими, хотя я не готов спорить - не имею никаких особых доводов, кроме самых простых соображений здравого смысла.
    Мировая многовековая литература, сценарии тысяч кинофильмов и бесчисленных сериалов - и всё это укладывается в 36 схем? М-да...)
    Гильдия сценаристов США насчитывает более 10 тысяч человек. Работают изо дня в день, строчат....
    Недавно объявили забастовку - встала вся киноиндустрия.
    Как это стыкуется с ограниченным количеством схем, героев и ситуаций?
    Любопытно было бы познакомиться с этими минималистскими классификациями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, принцип калейдоскопа очень впечатляет. Наверное, я этим разумным объяснением и ограничусь...)
      Имя Владимира Проппа помню со времëн Эха, Малгожата (кандидат филологии) на него часто ссылалась.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...