Есть в России очень интересный сайт — https://arzamas.academy/ Не знаю, заблокирован ли он в России, надеюсь, что нет. Они вроде там политикой не балуются, сайт посвящен литературе и другим искусствам. Хотя сегодня невозможно определить, где в России заканчивается политика и где начинается искусство. Или наоборот. Хотя такое сегодня далеко не только в России... В Израиле этот сайт, понятно, доступен. Я знаю, что там есть масса интересного, но практически не захожу туда. С годами стал интеллектуально ленив и нелюбопытен, усевшись за комп, читаю привычную жвачку новостей и до одури играю блиц в шахматы… Но на днях все же зашел — случайно наткнулся на заинтересовавшую меня ссылку на статью о прототипах "Золотого ключика" Алексея Толстого (https://arzamas.academy/mag/1151-buratino). Я в целом Толстого не люблю, но "Золотой ключик" и "Детство Никиты" считаю книгами гениальными. Перечитывал с детства множество раз, но "Золотой ключик" всегда воспринимал как чисто детскую книжку, интересную и взрослым, и мысль о прототипах главных героев мне и в голову не приходила. Открыл ссылку и прочитал статью. И всем советую. Оказалось неожиданно и очень интересно. Статью пересказывать не буду, почитайте сами, назову лишь прототипов…
Меня не удивило, что Карабас Барабас - это Мейерхольд. Судя по тому, что доводилось читать о Мейерхольде — очень похоже. Что Пьеро и Мальвина — это Блок и Любовь Дмитриевна Менделеева — тоже не удивило. Точнее, не удивило, что Блок, про характер Любови Дмитриевны я ничего не знаю. Что Папа Карло — Иннокентий Анненский я просто принял к сведению. Стихов Анненского не читал, и о личности его тоже ничего не знаю. Но вот что удивило изрядно — это что, во всяком случае, по мнению автора, Буратино — это Гумилев. Я Гумилева не так много читал, не мой поэт. Но еще в достаточно раннем детстве отец читал мне наизусть "Капитанов" и на меня колоссальное впечатление произвели запомнившиеся на всю жизнь строчки:
Или,
бунт на борту обнаружив,
Из-за
пояса рвет пистолет,
Так
что сыпется золото с кружев,
С розоватых
брабантских манжет.
И как-то не вяжутся у меня немыслимо романтичные "розоватые брабантские манжеты" с Буратино, которого представляю в виде Димы Иосифова из фильма. Хотя Толстой-то в воспоминаниях о Гумилеве написал: "Длинный, деревянный, с большим носом, с надвинутым на глаза котелком"…
Но не одному мне Гумилев-Буратино кажется, видимо, странным. Я, когда стал искать, нашел и другие статьи на тему прототипов "Золотого ключика" — и , судя по всему, более популярна другая версия, Буратино — Максим Горький. Хотя мне эта версия кажется еще более странной. Конечно, в лице Горького мне безусловно видится что-то деревянное, но в остальном - не укладывается. По воспоминаниям "взрослый" Горький видится каким-то благостным и сентиментальным, постоянно готовым прослезиться, никак не похожим на Буратино. А если говорить о юности, то попытка суицида в 19 лет с запиской "В смерти моей прошу обвинить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль и сердце" тоже как-то не ассоциируется с Буратино…
Так что уж лучше Гумилев. Бог с ними, с манжетами, зато других явных нестыковок нет. Опять же "что-то деревянное".
Кстати, очень позабавило, когда в одной из статей на эту тему прочитал, что Лиса Алиса и Кот Базилио — это Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский.
Сильно, видно, не любил Алексей Николаевич поэзию "серебряного века"...
Николай Гумилев. Фотография Максимилиана Волошина. Париж, 1906 год
Александр Блок и Любовь Менделеева в любительском спектакле «Горе от ума». Боблово, 1898 год
Привет, Володя!
ОтветитьУдалитьРад, что ты снова зазвучал.
Сайт Арзамас доступен в России. Там, правда, есть подписка, но она, мне кажется, распространяется только на аудио контент. А тексты - открыты.
Статья о Золотом ключике занятная, это верно. И молодой Гумилев на парижской фотографии и правда вызывает ассоциации с Буратино...))
Привет, Матвей.
УдалитьНынешняя разновидность ковидного вируса = достаточно "легкая", так что мы оба уже вполне здоровы. .
А что касается "Золотого ключика", то мы его вспомнили несколько неожиданно в Израиле. Мы поехали на экскурсию на "территории", и там к нашему обычному экскурсоводу присоединился местный житель, который рассказывал нам о жизни поселенцев. Детский врач. И оказалось, что этот доктор - Пьеро из "Приключений Буратино"... Вообще экскурсия была интереснейшая, может, напишу о ней как-нибудь.