Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

вторник, мая 23, 2023

 

На днях прочитал, что вышел новый роман Акунина. О Фандорине. Мне эта идея не показалась правильной. Акунин довел историю Фандорина до смерти героя, и возвращаться к этой теме вряд ли стоило. Тем более, что качество романов эрастфандоринского цикла ближе к концу серии стало явно и неуклонно снижаться. Тем не менее решил, что все-таки надо прочитать. Написал в замечательный книжный магазин "Бабель", в котором в прошлом ноябре купил в Тель-Авиве акунинского "Адвоката беса". А теперь-то филиал "Бабеля" открылся в Хайфе, так что и ехать далеко не надо. Мне ответили практически мгновенно; оказалось, что "Ямы" (так называется новый роман) у них нет, и когда появится, они не знают. Я зашел на всякий случай на сайт "Флибуста", на котором можно найти практически любую книгу. Правда, только что вышедших там обычно не бывает. Но "Яма" там, как оказалось, уже есть. Скачал, начал вчера читать. Роман написан в форме воспоминаний Масы (в недавнем интервью Акунин сказал, что Маса ему с годами стал более интересен, чем Фандорин). Маса пишет эти воспоминания в 67 лет, стало быть, примерно в 1928 году. "Яма" хронологически является продолжением "Узницы башни". "Узница" — очень интересная по форме книга. Там Фандорин сотрудничает-соперничает с Шерлоком Холмсом, чтобы раскрыть преступление еще одного литературного персонажа — Арсена Люпена. Причем рассказ о событиях, чередуясь, ведут Маса и доктор Ватсон. Имитация текстов других авторов — конек Акунина, его версия "Преступления и наказания в "ФМ" мне понравилась больше, чем оригинал. И в "Узнице" стилизация под Конан-Дойла удалась блестяще. И главы от имени Масы сделаны очень интересно. Стилистически они написаны подчеркнуто, нарочито слабо. В новом романе Маса вспоминает тот, первый свой литературный опыт и сам говорит, что писал он тогда очень плохо, неумело. Новый роман написан хорошо — стилистически. Но (я, правда, только начал читать) текст производит впечатление вторичности, будто уже читал это. Мне кажется, Акунин допустил ошибку, вернувшись к Фандорину, хотя и попытался сделать это по-новому. Тема, на мой взгляд, исчерпана полностью, даже с избытком.

Очень люблю Акунина и не стал бы писать об этой его, с моей точки зрения, явной неудаче. Но меня поразило другое. Роман издан в России, в издательстве АСТ. Я зашел на сайт АСТ. В этом издательстве вышли, по-моему, все книги Акунина (кроме, правда, "Адвоката беса), и портрет Акунина висит на главной странице сайта среди портретов печатаемых авторов. Я давно не был в России, и чего-то из происходящего там явно не понимаю. Как издательство может печатать Акунина, да еще после Адвоката беса", в котором он прошелся практически по всем персоналиям российский верхушки? Ведь, стало быть, расчет на то, что книга будет продаваться в магазинах, иначе зачем печатать? Но я читал, что имя Акунина снято с театральных афиш, а уже изданные книги, правда, не сняты с продажи, но их запрещено выставлять в магазинах на стендах, только на полках, чтобы только корешок был виден. И в этой ситуации печатается новая книга? Не думаю, что владельцы издательства решили, как когда-то редакция "Байкала", устроить самоубийственную политическую демонстрацию (в "Байкале в 1968 напечатали одновременно откровенно крамольную "Улитку на склоне" Стругацких и совсем уж открыто антисоветскую "книгу Белинкова "Поэт и толстяк"). Что тогда? Я действительно перестал понимать, что можно, а чего нельзя сегодня в России.


Фотография взята с сайта издательства АСТ. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...