Ладно, жизнь продолжается. На душе все равно погано, и от того, что гибнут люди, и еще больше из-за того, что весьма пессимистично представляю себе будущее — и конкретно Израиля, и нашего мира в целом. Но тем более надо жить сегодняшним днем и радоваться тому хорошему, что все равно остается в жизни.
Для меня таких "хорошим" стала, в частности, книга Александра Минкина "Нежная душа. Книга о театре". Я только начал читать, но самое начало стало для меня большим открытием. Я давно понял, что мы плохо понимаем смысл написанного в дореволюционное время. (Когда я говорю "мы", я имею в виду в первую очередь самого себя. Но в случае с "Вишневым садом", о котором пишет Минкин, я оказался в хорошей компании.
И я еще раз поразился тому, какое у Минкина замечательное зрение — он умеет находить в тексте места, на которые до него наши современники внимания не обращают. И, соответственно, не понимают, что хотел сказать автор.
Не буду пересказывать, все равно мне не написать лучше, чем Минкин. Просто скопирую обширную цитату из начала книги.
Очень надеюсь, что у тех, кто прочитает эту цитату, возникнет желание прочитать всю книгу. Если тех, у кого такое жаление появится, возникнут сложности со скачиванием — обращайтесь.
А теперь — цитата.
«Вишневый сад» – пьеса старая, ей больше ста лет. А о чем она – никто не знает.
Некоторые помнят, что поместье дворянки Раневской продается за долги, а купец Лопахин учит, как выкрутиться, – надо нарезать землю на участки и сдать в аренду под дачи.
А велико ли поместье? Спрашиваю знакомых, спрашиваю актеров, играющих «Вишневый сад», и режиссеров, поставивших пьесу. Ответ один – «не знаю».
– Понятно, что не знаешь. Но ты прикинь. Спрошенный кряхтит, мычит, потом неуверенно:
– Гектара два, наверное?
– Нет. Поместье Раневской – больше тысячи ста гектаров.
– Не может быть! Ты откуда это взял?
– Это в пьесе написано.
ЛОПАХИН. Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину. Ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут.
Это значит – тысяча десятин. А десятина – это 1,1 гектара.
Кроме сада и «земли по реке» у них еще сотни десятин леса.
Казалось бы, что за беда, если режиссеры ошибаются в тысячу раз. Но тут не просто арифметика. Тут переход количества в качество.
Это такой простор, что не видишь края. Точнее: всё, что видишь кругом, – твое. Всё – до горизонта.
Если у тебя тысяча гектаров – видишь Россию. Если у тебя несколько соток – видишь забор.
Бедняк видит забор в пяти метрах от своей лачуги. Богач – в ста метрах от своего особняка. Со второго этажа своего особняка он видит много заборов.
Режиссер Р., который не только поставил «Вишневый сад», но и книгу об этой пьесе написал, – сказал: «Два гектара». Режиссер П. (замечательный, тонкий) сказал: «Полтора».
Тысяча гектаров – это иное ощущение жизни. Это твой безграничный простор, беспредельная ширь. С чем сравнить? У бедняка – душевая кабинка, у богача – джакузи. А есть – открытое море, океан. Разве важно, сколько там квадратных километров? Важно – что берегов не видно.
…Почему Раневская и ее брат не действуют по такому простому, такому выгодному плану Лопахина? Почему не соглашаются? Кто играет – что это они из лени, кто – по глупости, по их неспособности (мол, дворяне – отживающий класс) жить в реальном мире, а не в своих фантазиях.
Но для них бескрайний простор – реальность, а заборы – отвратительная фантазия.
Если режиссер не видит огромного поместья, то и актеры не сыграют, и зрители не поймут. Наш привычный пейзаж – стены домов, заборы, рекламные щиты.
Ведь никто не подумал, что будет дальше. Если сдать тысячу участков – возникнет тысяча дач. Дачники – народ семейный. Рядом с вами поселятся че-тыре-пять тысяч человек. С субботы на воскресенье к ним с ночевкой приедут семьи друзей. Всего, значит, у вас под носом окажется десять-двенадцать тысяч человек – песни, пьяные крики, плач детей, визг купающихся девиц – ад.
ЧЕХОВ – НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО
22 августа 1903. Ялта
Декораций никаких особенных не потребуется. Только во втором акте вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу и необычайную для сцены даль.
Идешь – поля, луга, перелески – бескрайние просторы! Душу наполняют высокие чувства. Кто ходил, кто ездил по России – знает этот восторг. Но это – если вид открывается на километры.
Если идешь меж высокими заборами (поверху колючая проволока), то чувства низкие: досада, гнев. Заборы выше, чувства ниже.
ЛОПАХИН. Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…
Не сбылось.
ЧЕХОВ – СУВОРИНУ
28 августа 1891. Богимово
Я смотрел несколько имений. Маленькие есть, а больших, которые годились бы для Вас, нет. Маленькие есть – в полторы, три и пять тысяч. За полторы тысячи – 40 десятин, громадный пруд и домик с парком.
У нас 15 соток считается большим участком. Для Чехова 44 гектара – маленький. (Обратите внимание на цены: 4400 соток, пруд, дом, парк – за полторы тысячи рублей.
Под нами по-прежнему Среднерусская возвышенность. Но какая же она стала низменная.
ЛОПАХИН. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности.
Сбылось.
Стена высоченная, а за ней клочок в шесть-две-надцать соток, воронья слободка, теснота. Раньше на таком клочке стоял дощатый домик и оставалось сравнительно много места для редиски. А теперь на таком клочке стоит бетонный трехэтажный урод. Вместо окон бойницы; между домом и забором пройдешь разве что боком.
Пейзажи уничтожены. Вчера едешь – по обеим сторонам шоссе бескрайние поля, леса, луга, холмы. Сегодня – по обе стороны взметнулись пятиметровые заборы. Едешь как в туннеле.
Пятиметровый – все равно что стометровый: земля исчезает. Тебе оставлено только небо над колючей проволокой.
Кто-то хапнул землю, а у нас пропала Родина. Пропал тот вид, который формирует личность больше, чем знамя и гимн.
Здравствуйте и спасибо.
ОтветитьУдалитьЯ писала и почти закончила комментарий, но вдруг накрылся комп и все ушло. А времени нет уже. Но может и хорошо. Напишу без спешки и спокойнее.
Вчера думала про Чехова. В Харькове разбомбили сильно улицу Пушкинскую во вторник, теперь хотят ее срочно переименовать. А все книги, российские или на русском языке призывают сдавать на переработку, результат которой пойдет на нужды ЗСУ.
Вот мне и вспомнился Чехов. Что бы он написал, узнав, что его собрание сочинений с чувством выполненного долга принесут как вклад в борьбу со злом. Хочется черного юмора.
Здравствуйте, Елена.
УдалитьХорошо хоть не жгут, а используют в благих целях. Интересно, что будут печатать на бумаге, полученной в результате переработки.
Кстати, прочитавши ваш комментарий, подумал, что никогда не слышал и не читал, что в СССР делали с книгами немецких авторов (Карла Маркса и Фридриха Энгельса я, понятно, в расчет не беру) после 22 июня 1941.
Не знаю. Но знаю, что наоборот стали учить немецкий в школах потом
УдалитьКак я себе представляю, до войны как раз учили практически только немецкий. Мои родители, в частности. А после войны стали вводить английский. Я учился в той же школе, где учились родители, и у нас был английский.
УдалитьМои родители учили немецкий. Папа английский уже в университете, в 70х.
УдалитьЗначит это у меня такое впечатление сложилось.
Да. Не потом. Немецкий был в почете задолго.
УдалитьА Ленинград в плане английского, наверное, потому что Ленинград) Учителей было больше и учебников.
Я думаю, что переход постепенно осуществлялся. Невозможно же было сразу такое количество учителей английского найти. В первую очередь, наверно, - в Москве и Ленинграде. Я пятый класс (тогда иностранный с 5-го был) начинал в Архангельске, и там был немецкий. Потом среди года переехли в Ленинград - там уже английский. И я никого не знал из сверстников, кто немецкий учил бы. Но кое-где немецкий все же оставался. В Ленинграде - едва ли, а вот в институте у нас были приезжие из дальней провинции с немецким. Они в институте английский с нуля учили отдельно. Немного их было, но были.
УдалитьПривет, Володя.
УдалитьЯ с братом училась в разных школах, т.к. тогда (1944 -45 г.г.) обучение было раздельным. У него в школе был немецкий язык, а у меня - английский. Насколько я помню, иностранные языки мы начинали учить с четвертого класса , хотя тут я могу ошибаться. А в институте группа для изучения иностранного языка делилась на две подгруппы: английскую и немецкую, по-моему, так. Когда заканчивала институт (начало шестидесятых) в Москве были очень модны курсы иностранных языков. Правда, не знаю, какие знания давали эти курсы.
Вот попутно вспомнила, что в четвертом классе у нас был предмет Конституция СССР. Целый год учили!
Добрый день, Ира.
УдалитьНаверно, в Москве переход на английский начался в первую очередь. Но у нас в институте немецкого уже не было, это было все-таки на несколько лет позднее, и английский к тому времени стал, наверно, уже языком международного общения. После Второй мировой это произошло, раньше-то английский особо и не нужен был; в России его и до революции не преподавали; Пушкин вот Шекспира впервые прочитал во французском переводе, английский он вычил уже взрослым, самостоятельно. Хотя гуманитарное образование в лицее было на высоком уровне, но из иностранных учили французский, немецкий и латынь. "По наследству" немецкий достался и советской школе, французский, который преподавали в гимназиях, отменили, видимо, как дворянский пережиток...
Фууух, как хорошо, что мой первый, длинный, полный щенячего восторга комментарий стерся. Вот что значит пройтись на свежем воздухе вместо пообедать и еще раз подумать. Так что Минкина тоже в топку. Сплошной империализмус!
ОтветитьУдалитьРоссию не видно! Бескрайний простор, Родина --пропала!
УдалитьЗаборы теперь с отвратительными недо-дачниками внутри. Досада, гнев. Надо хапнуть назад. Любимую дачу уже вернул, хехе.
ЛОПАХИН. Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…
Поосторожней, лопахин. А то для тебя даже следующий поход в уборную не сбудется. Я-- велик!